В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей ЖАФЯРОВ: `Если потребуется - проверим до самого донышка` Назад
Алексей ЖАФЯРОВ: `Если потребуется - проверим до самого донышка`
Политическое поле России будет основательно прорежено
В ближайшее время Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) начнет проверку численного состава партий. В ноябре пересчитают "Единую Россию", за ней - КПРФ, ЛДПР и "Родину". Сразу после новогодних праздников проверят еще шесть политических партий. О нюансах предстоящей ревизии в интервью "ПЖ" рассказывает начальник управления по делам политических партий, общественных и религиозных объединений Росрегистрации Алексей ЖАФЯРОВ.

- Алексей Гайярович, каков ваш прогноз: много ли партий останется в "живых" после вашей проверки?

- Я неоднократно слышал прогностические оценки председателя Центризбиркома Александра Альбертовича Вешнякова - он может назвать любую цифру, и это будет восприниматься как экспертная оценка. Но если я хотя бы повторю вслед за ним ту же цифру, то это будет звучать как установка. Кто-то обязательно скажет: вот, мол, ему дано задание оставить определенное количество партий. Но, во-первых, такого задания нет. А во-вторых, я не согласен с прогнозом уважаемого председателя ЦИК, поскольку, исходя из нашей информации, это слишком мрачная перспектива. Не думаю, что по итогам предстоящих проверок мы придем к десяти партиям.

- Насколько жестко будет действовать ФРС и есть ли шансы на "возрождение" партий, в которых обнаружится недобор?

- Для всех очевидно, что многие партии на самом деле не имеют того количества членов, которое они сейчас декларируют. Но наша проверка не будет носить репрессивный характер. Мы рассчитываем на то, что к концу года пройдут какие-то объединительные партийные процессы. На мой взгляд, у многих партийных руководителей сегодня нет четкого понимания того, что скоро наступит время, после которого объединение уже не будет иметь смысла. До 1 января 2006 года партии еще могут как-то укрупняться. А потом такая возможность представится только в том случае, если в базовой партии, которая решит кого-то к себе принять, уже будут состоять не менее 50 тысяч человек. Мы придерживаемся сугубо формальной позиции и читаем закон так, как он написан: до 1 января партии необходимо обладать 50 тысячами членов, в противном случае после 1 января она должна самоликвидироваться или преобразоваться в общественное объединение.

- С кого и когда начнете ревизию?

- Мы зафиксируем численность партий до 1 января, а после этого пойдут проверки. Но парламентские партии проверим раньше. Ведь они уже подтвердили свою состоятельность на выборах. И у нас нет сомнений в том, что необходимое количество членов партии у них есть. Конечно, наши цифры после проверки могут различаться с партийной статистикой, но вряд ли у них окажется менее 50 тысяч. Если уже сейчас они декларируют по 180 тысяч, по 400 тысяч человек, а кто-то говорит о миллионе, то понятно, что некоторые иллюзии могут и развеяться, но необходимый минимум подтвердится.

- Наверное, речь не может идти о тотальной проверке, возможна только выборка. Иначе вы утонете в кипе бумаг...

- И все-таки ревизия партий будет вполне реальная. Потребуются большие трудозатраты, время, а у нас скромная штатная численность. Исходя из этого, мы и начинаем проверки до января. Проверяем парламентские партии и высвобождаем ресурсы, силы и средства для того, чтобы в более спокойном режиме проверить остальных в следующем году. Нам нужно до конца 2006 года проверить все 38 партий. Исключений не будет. В среднем на регион получается от 4 до 6 партий в месяц. Учитывая важность задачи, к этому могут быть привлечены сотрудники других наших подразделений.

Проводить тотальную проверку целесообразно только в тех случаях, когда в результате выборки будет выявлен высокий процент недостоверных данных. Существует определенная закономерность, и в случайную выборку погрешность все равно попадает.

Была законодательная инициатива установить необходимый порог проверки в 5%, и, исходя из результатов, делать вывод о состоятельности партии. По-моему, этот подход неверный: выходит, если мы не подтвердим половину из этих 5%, то партию уже можно считать несостоятельной? Здесь можно привести пример из опыта прошлых лет: при проверке КПРФ в 2003 году партией была заявлена численность более 180 тысяч членов, а мы подтвердили около 110 тысяч. Поэтому порог погрешности законодательно не установлен и результат выборочной проверки не будет основанием для обращения в суд. Он станет основанием для продолжения проверки - до самого "донышка".

- Как партии ведут себя накануне визита ваших сотрудников?

- Мне известно, что многие политические партии очень серьезно готовятся к нашей проверке. Некоторые из них подвергают свои ряды весьма жесткой внутрипартийной ревизии. Потому что результаты предыдущей проверки выявили явление, о котором партруководство предпочитает не распространяться публично. Выяснилось, что руководители региональных отделений очень часто вводят в заблуждение своих федеральных начальников. Ведь поддержка, финансирование, определение статуса регионального отделения в значительной степени зависят от численности. Поэтому выгодно показывать завышенные данные. И когда приходили результаты нашей проверки, они становились сюрпризом в первую очередь для центрального руководства самих партий. Теперь, наученные горьким опытом, они заранее направляют в регионы своих представителей, которые проводят непредвзятую ревизию своих региональных структур, готовясь к тому, что скоро их проверит ФРС.

- В регионах не прекращаются и даже усиливаются "раскольнические" процессы. В результате численность в партийных филиалах сокращается чуть ли не наполовину. Вас это настораживает?

- Безусловно, мы это отслеживаем. Другое дело, что нас могут упрекнуть во вмешательстве в эти процессы. Действительно, очень легко переступить грань между защитой интересов отдельных членов и вмешательством во внутренние дела всей партии. Все зависит от подачи и оценки информации. Как правило, здесь наши действия заключаются в том, что мы принимаем решение или отказываем в государственной регистрации смены регионального руководства. Это серьезный акт.

На прошедшем недавно ведомственном совещании мы ставили вопрос перед руководителями наших региональных управлений так: нужно очень внимательно смотреть, чтобы при смене руководства в региональном отделении, которое происходит зачастую с подачи федерального центра, не было явного нарушения прав рядовых членов партий. Жесткая централизация сталкивается с противодействием региональных руководителей, с нежеланием рядовых членов партии видеть во главе ставленника центра. Иногда они его и знать не знают - из Москвы прислали, и все. Это приводит к конфликтам. Мы, конечно, не можем диктовать, кого надо ставить во главе регионального отделения партии, но при принятии решения о внесении в Государственный реестр этого руководителя мы должны учитывать все обстоятельства, в том числе и возможную нелегитимность проведенной партийной конференции. Потому что протест может выразиться не только в форме голосования против, но и в отказе принимать участие в мероприятии. Это является основанием для отказа в регистрации и показателем для будущих проверок регионального отделения: там, где произошла вот такая "немирная" смена руководителя, наблюдается массовый отток членов партии.

- Выходит, что у региональных организаций есть серьезный заступник в лице ФРС?

- Речь идет о соответствии деятельности партии требованиям законодательства и ее собственным уставным положениям. Вполне возможно, что члены партии сами не всегда осознают, что их права защищены не только внутренним партийным законом (уставом), но и федеральным законодательством. То же самое могу сказать и в отношении общественных объединений. Вот типичный пример нарушений. Сроки полномочия руководящих органов общественного объединения уже давно истекли, а они не проводят перевыборов. В этом случае нарушаются права членов объединения выбирать и быть избранными в его руководящие органы. Тогда мы выносим предупреждение, а руководством объединения это воспринимается как попытка диктата по его смене.

- Так реагируют все партийные руководители, получая предписания ФРС?

- Во многих случаях публичные оценки партийных лидеров не совпадают с их же заявлениями, которые они делают в рабочем порядке. В ходе консультаций с нами они нередко говорят: да, мы нарушили закон или устав, да, мы будем выполнять ваше предписание - все устраним или исправим, но вы же понимаете, что мы должны сохранить лицо, поэтому публично мы будем заявлять, что на нас оказывается давление, выполняется политический заказ...

Подобные публичные высказывания мы воспринимаем достаточно спокойно. Это элемент политической борьбы. Мы не являемся ее участниками, но все равно попадаем под критику. Вот принципиальное несогласие партии обязательно обжалуется в суде. Должен подчеркнуть, что у нас не было отмены наших предписаний в судебном порядке. Во всяком случае, на федеральном уровне. Это хорошая тенденция.

- В какой последовательности будут проверяться партии? Чем руководствовалась ФРС при составлении этого списка?

- Чтобы избежать каких-либо упреков, парламентские партии мы "построили" по алфавиту. Остальных сгруппировали на основе наших внутренних представлений о том, что они собой представляют. Тут учитывалось много критериев. Допустим, некая партия недавно зарегистрировала изменения и дополнения в своем уставе. Эти изменения должны быть продублированы в региональных отделениях. Проверку такой партии лучше запланировать на начало года, потому что ее представители все равно скоро к нам придут, не придется их вызывать дополнительно. Также учитывается наличие конфликтных ситуаций в регионах, ведутся или не ведутся переговоры о слиянии-объединении. Идеология партии, ее оппозиционность или лояльность власти, здесь роли не играет.

Единственное, что мы сделали принципиально: ограничили срок проведения проверки в регионах до конца июля. Обобщение результатов занимает много времени. Если мы установим, что партия не набрала необходимую численность и если она самостоятельно не решит свою судьбу в течение 2006 года, то в соответствии с требованием закона у нас возникают право и обязанность обратиться в суд с иском о ее ликвидации с 1 января 2007 года. Мы уже провели несколько процессов по ликвидации политических партий и представляем себе тот объем документов, который надо подготовить, чтобы выйти в суд с исковым заявлением. Поэтому оставили в запасе четвертый квартал 2006 года, который будет полностью посвящен обработке и анализу собранной в регионах информации.

- Какие партии, не считая парламентских, попали в первую проверочную группу?

- На январь-февраль запланирована проверка Демпартии, Партии пенсионеров, Российской коммунистической рабочей партии - Российской партии коммунистов, Концептуальной партии "Единение", "Яблока" и Российской партии самоуправления трудящихся. Как видите, это совершенно разные по политической направленности организации. И это не "черный список". Но по каждой партии у нас свои соображения. Ведь кроме общедоступной информации есть и служебная, которую я не могу озвучивать. Объясню только, почему их проверка будет длиться два месяца: половина января - праздники, а февраль - короткий. Потребуется время, чтобы войти в рабочий ритм. В дальнейшем проверки пойдут помесячно.

- Вы упомянули, что в 2003 году во время проверки коммунистов выявилось большое несоответствие в их заявленной численности.

- Значительное несоответствие численности в КПРФ произошло не из-за недисциплинированности ее исполнительных органов. Решающими факторами здесь стали идеологические мотивы и возрастной состав КПРФ. Ситуации могут быть разные. Вот классическая. По закону при проверках требуется письменное заявление членов партии о вступлении в ее ряды. В некоторых преобразованных партиях люди отказались писать заявления, мотивируя это тем, что они и так состоят в партийных рядах. Это была их принципиальная позиция, а не халатность партийных функционеров. После консультаций был найден компромисс: мы признали, что те, кто раньше состоял в общественно-политической организации, после ее преобразования могут письменно подтвердить свое членство, а не писать заявление о вступлении. Но и этот компромисс для многих оказался неприемлем, особенно для пожилых людей, которым трудно объяснить формальную сторону этого правила.

- Удалось ли кому-то зарегистрировать партию по новому закону?

- Были попытки. Называть эти структуры не буду - у них еще есть потенциальная возможность. В двух случаях пытались зарегистрировать партии, вообще не набрав необходимой численности. И еще в двух - необходимая численность была только на бумаге: проверки показали, что это не соответствует действительности. Я могу прогнозировать, что и в дальнейшем будут попытки фальсификации, потому что "новеньким" будет очень трудно набрать такое количество сторонников на уже поделенном политическом поле. Даже у известных оппозиционных политиков пока это не очень получается.

- Но и многим "стареньким" партиям не преодолеть барьера в 50 тысяч...

- Ну, те партии, которые, на наш взгляд, сейчас "неживые", могут формально подтвердить необходимую численность. Например, некоторые используют технологии сетевого маркетинга, которые позволяют достаточно быстро набрать большое число "членов".

Недавно у нас прошло ведомственное совещание по реализации закона о политических партиях, где наши специалисты из регионов рассказали о потрясающих случаях "набора в партии". Например, в поисках "партийцев" им приходится приезжать в притоны, в дома престарелых, в детдома, в общежития. Выезжают по адресу, а там оказывается завод, на котором и слыхом не слыхивали о каком-то региональном отделении партии. И когда меня спрашивают, а как еще можно создать региональное отделение, я говорю: ну, сходите на кладбище и перепишите могилы. На самом деле это не просто черный юмор. Наш представитель из Санкт-Петербурга рассказывал, что наличие в партийных списках давно умерших людей - далеко не редкость.

- На следующем этапе проверки вы возьметесь за партийные уставы?

- Во время проверки в 2003 году акцент делался на создании политических партий. Потому что закон о партиях был новый, практика еще не сложилась. Проверка носила характер дополнительного пересмотра регистрационных документов. В результате семь партий было ликвидировано из-за не устраненных нарушений, допущенных при создании. Процесс по их ликвидации был трудным и долгим. Последнюю партструктуру ликвидировали только 12 сентября текущего года. Да и то два решения еще не вступили в законную силу и обжалуются. Конечно, постепенно мы проверим все. Но сейчас мы делаем акцент на численности.

- Во время подготовки к предыдущей проверке партий на коллегии Минюста представитель администрации президента призвал ужесточить требования в отношении "карликовых" партий. Чтобы не мешали "великанам" привлекать голоса избирателей. С тех пор СМИ постоянно упрекают ваше ведомство в том, что оно действует предвзято, по указке Кремля. Правда, сейчас скандалов стало меньше и деятельность ФРС выглядит довольно-таки либерально. Давления на вас стало меньше?

- Давление - понятие относительное. То, что на коллегии прозвучали какие-то рекомендации, пусть даже от администрации президента, совершенно не означает, что нам дали указания. Лучшим подтверждением этому служит обширный список политических партий. Далеко не все из них выглядят гигантами. Мы предпочитаем не скандалить на газетных страницах, а переводить споры в юридическую плоскость. Недаром мы подчеркиваем, что ни одно наше решение об отказе в регистрации не было отменено в судебном порядке. Это показатель того, что наша деятельность протекает в русле права, а не политических заказов.

Беседовал Валерий ЦЫГАНКОВ


Политический журнал Архив No 32 (83) / 03 октября 2005

Док. 260183
Опублик.: 21.08.06
Число обращений: 460

  • Жафяров Алексей Гаярович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``