В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Куроедов: `Это моя боль и трагедия` Назад
Владимир Куроедов: `Это моя боль и трагедия`
На протяжении всего периода катастрофы атомной подводной лодки "Курск" и последующей многоэтапной спасательной операции по поднятию тел погибших моряков и самой АПЛ Военно-морской флот России возглавлял главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов. Страна.Ru попросила экс-главнокомандующего ВМФ, ныне председателя правления региональной общественной организации "Клуб адмиралов", прокомментировать некоторые моменты, связанные с гибелью атомного подводного крейсера "Курск".

- Владимир Иванович, прошло уже шесть лет, на протяжении которых, наверное, каждого из нас не оставляли сомнения, а все ли было сделано для спасения "Курска"? Были ли сделаны выводы и уроки после трагедии?

- Уроки были извлечены. Это однозначно. Но главное, наверное, не в том, чтобы признать это, а в том, чтобы все выводы, все ошибки были затем учтены и претворились в практику в том истинно правильном смысле, в каком необходимо их принять. Вот это основа всех выводов. И то, что уже шесть лет флот живет, работает и решает задачи своими силами, подводными, это тоже подтверждение правильности той причины, которая была найдена и устранена после расследования всех аспектов случившегося с "Курском". Я имею в виду тот факт, что после того, как была озвучена официальная причина аварии - взрыв 650-миллиметровой торпеды на борту и последующая детонация остальных, - командованием флота было принято решение об исключении этой проблемной торпеды с вооружения всех действующих атомных подводных лодок.

- Если говорить о проблемности этой торпеды, получается, что не только в ситуации с АПКР "Курск" она привела к трагедии?

- Да, такие случаи, к сожалению, были, и не только в отечественной, но и в международной практике. Плохо, что в свое время не были сделаны выводы о трагедиях на других флотах, в том числе на западных, в связи с таким же торпедным изделием, которое было на "Курске".

- Несмотря на то, что следствием была озвучена версия причин гибели атомной лодки, многие люди, включая и специалистов, до сих пор сомневаются в ее правильности. На ваш взгляд, почему это происходит? Действительно ли власть тогда сказала правду, или же осталось что-то недосказанное?

- То, что у людей есть сомнения, это правильно. Сомневаться надо всегда и во всем. Я хочу сказать, что на первом этапе, когда мы все стали разбираться, а что же все-таки произошло с лодкой, и у ВМФ не было и не могло быть абсолютно точных объяснений случившегося, как вы помните, высказывалось несколько версий, включая и торпедирование, в том числе и иностранной подводной лодкой. Но, заметьте, тогда впервые в истории страны, да и вообще в мировом масштабе, мы начали освещение этого вопроса - о причинах аварии, в открытом режиме, в реальном времени. Конечно, были совершены ошибки информирования - флот, так же как и вся страна, учился открытости. Все предыдущие трагедии - страна ведь вообще о них не знала, - а это был прямой показ всего происходящего, со всеми этапами операции. Ну, и потом была произведена очень тщательная работа следствия, Генеральной прокуратуры, личного участия генерального прокурора со своим аппаратом в этой работе. Все эти факторы привели, на мой взгляд, к той единственно верной причине, на которую в результате мы все и вышли.

- Все ли, что можно было, сделали для близких и родственников погибших моряков?

- Все просьбы, обращения со стороны родственников и близких экипажа "Курска" были удовлетворены. И я уверен в том, что если они возникают сейчас и будут возникать в дальнейшем, флот и сегодня, и далее будет продолжать их решать.

- Какие лично у вас ощущения, спустя шесть лет после трагедии?

- (Долго молчит). Я хочу еще раз принести извинения и от флота, и от себя лично за случившееся 12 августа 2000 года. Для меня это было и останется навсегда болью и трагедией.

- На протяжении первых лет после гибели АПЛ, и даже после того, как был поднят на поверхность основной корпус "Курска", было обещано, что впоследствии будут подняты и остатки от первого отсека. Почему, как вы считаете, этого не произошло?

- Со стороны ВМФ никто таких обещаний не давал, этого не было никогда. И, таким образом, этот вопрос не ко мне. Хочу только заметить, что поднимать обломки первого отсека со дна Баренцева моря было очень взрывоопасно и небезопасно. Все эти факторы были очень тщательно изучены, и была признана необходимость уничтожения отсека на грунте.

- Какими вы видите перспективы флота? Какие его направления нужно развивать, чтобы он оставался гордостью и славой нашей страны?

- Важно, на мой взгляд, видеть перспективу на очень многие годы вперед. Нужна целевая программа, и для этого необходимо понять, каким мы хотим видеть наш российский флот, в каких целях его использовать. И уже тогда создавать проекты, и, хочу подчеркнуть, не на 10 лет, а на многие десятилетия вперед. И тогда, когда станет понятно и видно, что сегодня руководителю предприятия легче, дешевле, целесообразнее заложить четыре или, скажем, 10 корпусов АПЛ, то зачем же ему закладывать один механизм, чтобы растягивать и экономику, и время. Нужна, я повторюсь, целевая стратегическая и, что важно, государственная программа развития флота. Вот что важно понять и увидеть.

Этот ведь вопрос очень часто звучит: а какой флот нам нужен? И нужен ли он нам таким, как есть? И это нормальные, правильные вопросы, и на них флот готов ответить, но только это надо все на уровне не ВМФ решать. Это задача государственная - правительства: дать ответ на этот вопрос.

- А судьба, в частности, Черноморского флота может проглядываться на перспективу, скажем, дальше 2017 года, когда закончится у нас срок договоренностей об аренде на территории сопредельного государства?

- Она не только должна просматриваться, а обязана. И по Черноморскому и по любому другому флоту необходимо смотреть, повторяю, на 30, 40, а, может быть, и на 50 лет вперед. А мы, зачастую, к сожалению, смотрим на эти проблемы со вчерашних позиций. Но меня сейчас беспокоит, хотя я не знаю, может быть, есть уже эти ответы у главкома ВМФ Масорина, серийное строительство под тот флот, который должен быть у России в будущем.

11.08.06.

Роза Цветкова


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006

Док. 259980
Опублик.: 14.08.06
Число обращений: 382

  • Куроедов Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``