Медведев предложил изменить метод оценки уровня бедности
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Гаджаев Альберт Исхакович `Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Турции` Назад
Гаджаев Альберт Исхакович `Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Турции`
Либерализация турецкой экономики, начатая в 80-е гг. и принятие новой доктрины, которая предусматривала постепенный отказ государства от предпринимательской деятельности и возложение этих функций целиком на частный сектор, потребовало существенного расширения мер государственной поддержки частного предпринимательства - не только крупного, как это было прежде, но и малого и среднего. При этом государство снижала по началу свои инвестиции, а затем и промышленное производство.
Изменение соотношения сил и инвестиционных возможностей государственного и частного секторов, начавшееся в 80-е годы, сопровождалось постепенным свертыванием государственной инвестиционной деятельности, которая была ограничена преимущественно производственной и социальной инфраструктурой, при одновременном расширении и использования более гибких методов регулирования и оказания финансовой поддержки инвестиционному процессу в частном секторе.
Если прежде в течении всего периода планирования как в целом, так и в ведущих промышленных отраслях доминировали государственные инвестиции, то уже во второй половине 80-х годов свыше 50 % всех капиталовложений осуществлял частный сектор. В государственных инвестиционных программах ударение было сделано на вложениях в отрасли производственной инфраструктуры.
Программа кабинета, сформированного Т. Озалом в декабре 1983 г., конкретизировало установку на необходимость сужения сфер деятельности государственного предпринимательства. В ней говорилось об "отказе от практики выделения средств для капиталовложений государственным экономическим организациям в те сферы, где они могут быть осуществлены гражданами собственными силами или же с использованием мер государственной поддержки".
В ходе начавшейся с середины 1980 гг. приватизация, которая длится в Турции почти уже четверть века, многие крупные госпредприятия оказались поделенными на малые и средние, став частной собственностью. Это закрепило их прежнее численное преобладание в турецкой промышленности. По расчетам научного сотрудника анкаринского Университета Гази - Хатидже Чалыпынар, к началу текущего века доля малых и средних предприятий - Küçük ve Orta Ölçekli #304;#351;letmeler (KOB#304;) или по-русски МСП в производственном секторе Турции составляла 99,5%.
Уже в 90-е годы выявилась тенденция к сокращению численности государственных предприятий и роста частных: в 1989 г. насчитывалось 417 государственных предприятий, а в 1995 г. - 358, численность частных предприятий за тот же период выросла с 5114 до 9863. Сокращение численности государственных предприятий сопровождалось снижением их доли в общем числе предприятий: с 4,4 % в 1989 г. она упала до 3,5 % в 1995 г., снизился и их удельный вес в созданной добавленной стоимости - с 35 % до 23 %. Тем не менее, по величине добавленной стоимости в расчете на одно предприятие государственные предприятия тогда же сохраняли большой отрыв от частных.
В то время как турецкие холдинги укрепляли свои позиции, малые и средние сталкивались с большими проблемами в условиях инфляционной нестабильной экономики и остро нуждались в поддержке со стороны государства.
Как известно, малые и средние предприятия (МСП) являются неотъемлемым элементом динамично развивающейся экономики. Они не требуют крупных капиталовложений и в то же время обладают мобильностью, создают условия для углубления специализации в промышленности, без чего немыслимо повышение его эффективности. Они способны не только быстро заполнять ниши, образующиеся в производительной и потребительской сферах, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции.
Как убедительно показала мировая практика, именно малые и средние предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, содействовать удовлетворению внутреннего спроса и повышение экспорта и одновременно расширять рабочие места сформировать надежную социальную базу общества - массовый слой предпринимателей-собственников.
Малые и средние предприятия способны быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых и средних предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, диверсификация номенклатуры и ассортимента продукции.
МСП играют чрезвычайно важную роль в экономике современно Турции и составляет основу ее торгово-промышленного комплекса. МСП являются одним из наиболее существенных структурных элементов свободно-рыночной экономической системы, уравновешивающих и стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе. В производственном секторе МСП занято свыше 56,3 % работающих. По оценке профессора Университета Башкент - Тамера Муфтиоглу, МСП производят 37 % совокупной добавленной стоимости, а на их долю из общих инвестиций приходится 26,5 %. Основными сферами деятельности МСП в Турции так же, как и во многих странах, являются обрабатывающая промышленность, торговля и практически вся сфера услуг. О роли, которую играют МСП в производственном секторе, можно судить по их удельному весу в отраслях обрабатывающей промышленности:
- ткацкая и кожевенная промышленность     - 24%
- обработка металлов             - 24%
- пищевкусовая и табачная промышленность     - 15%
- химическая промышленность         - 9%
- деревообработка                 - 8%
- прочие                      - 20%
Поддержка государством частного предпринимательства, осуществлявшаяся с первых лет Республики, создавала необходимые условия для распространения его активности на все более широкий круг отраслей народного хозяйства, в том числе в промышленности. Такой поддержкой до недавнего времени в наибольшей степени пользовались наиболее крупные частные компании и холдинги. Только в последние десятилетия был взят курс на активную поддержку малого и среднего бизнеса.
Характерное особенностью обрабатывающей промышленности в 90-е годы являлось сохраняющееся численное превосходство мелких предприятий при их незначительной роли в создании добавленной стоимости и занятости. Хотя крупные предприятия с числом занятых больше 100 человек в 1996 г. приходилось 20,5 % общей численности предприятий обрабатывающей промышленности, они создавали 85,5 % - добавленной стоимости и использовали 73,4 % - занятых.
МСП в Турции определяются по численности занятых рабочих на предприятии. Однако различные турецкие организации устанавливают свои показатели определения МСП. Так, государственная организация Управление по развитию и поддержке мелкой и средней промышленности (KOSGEB), занимающаяся проблемами развития и поддержки МСП (подробнее о данной организации будет сказано ниже) относит к малым предприятиям структуры с численностью работающих от 1 до 50 человек, а к средним предприятиям - численностью от 51 до 150 человек; Промышленная палата Стамбула определяет эти параметры соответственно - от 1 до 19 чел. (малые предприятия) и от 20 до 99 чел. (средние предприятия), а по определению государственной плановой организации (DPT) от 1 до 9 работающих относятся к очень малым, от 10 до 49 - к малым, от 50 до 99 - к средним. По закону о поддержке МСП от 05.03.99 г. предельное количество работающих на МСП не должно превышать 250 человек.
Согласно данным DPT, на конец 2002 г. в 65 илях Турции существовало 10 582 производственных предприятий, на которых было занято 351 299 работающих. Так же, на 83 318 предприятиях 362 Малых промышленных зон Турции было занято в том же году 400 000 человек.
По мнению турецких специалистов, занимающихся проблемами МСП, можно выделить следующие основные преимущества МСП (по сравнению с крупными предприятиями), которые позволяют им играть ведущую роль в турецкой экономике: способность производить более диверсифицированный спектр продукции при минимальных затратах; способность создавать дополнительные рабочие места с минимальными капиталовложениями; меньшая подверженность влиянию со стороны экономических потрясений и кризисов; МСП легче адаптируются к процессам технологического развития; МСП играют значительную роль в развитии определенных регионов страны; МСП играют решающую роль в процессе формирования и развития среднего класса; МСП "заставляют работать" индивидуальные накопления граждан; МСП в Турции являются неотъемлемой составляющей производственного процесса, осуществляемого на крупных производствах.
Однако МСП в Турции имеют также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет к экономической неустойчивости предприятий, и нередко становится причиной их банкротства. По оценкам некоторых торгово-промышленных палат Турции, МСП наиболее присущи следующие основные проблемы:
1. В производственном процессе наиболее часто встречаются: проблемы высокой себестоимости сырья из-за небольших, как правило, объемов осуществляемых закупок, необходимость часто прибегать к услугам посредников для получения небольших партий сырья; относительно низкий уровень технологии и производительности труда, ограниченность средств для их повышения; отсутствие системы контроля качества производимой продукции; проблемы сертификации и стандартизации.
2. В области маркетинга и сбыта: отсутствие, как правило, четкой маркетинговой концепции, что часто приводит к известному сегментированию рынка, неверному определению целевых рынков сбыта и пр. (данная проблема характерна как для внутренней, так и для внешней торговли, осуществляемой МСП); ограниченность каналов сбыта и возможностей для расширения рынков сбыта; ограниченные возможности для экспорта в силу отсутствия необходимых знаний и опыта; проблема создания собственных торговых марок и их продвижения на рынках сбыта.
3. Для обеих областей также характерны: вопросы финансирования и кредитования, с которыми сталкиваются МСП, начиная с момента создания предприятия и вплоть до стадии реализации конечной продукции, а также ограниченные возможности привлечения иностранных инвестиций; проблемы информационного обеспечения бизнеса; проблемы подготовки и использования профессиональных кадров (очень часто в Турции МСП руководят их владельцы, далеко не всегда имеющие соответствующее образование, а не профессиональные менеджеры); психологические проблемы, обусловленные малыми размерами предприятия.
Государственные программы по развитию МСП и меры по его стимулированию государственными экономическими ведомствами при поддержке торговых и промышленных палат и других крупных объединений предпринимателей Турции, направлены на решение указанных проблем.
Основные формы государственной поддержки инвестиций в сфере бизнеса МСП в Турции были суммированы в принятом правительством страны в феврале 1998 г. "Решении о государственной поддержке инвестиций малых и средних предприятий".
В соответствии с данным документом государство в Турции применяет 5 основных форм стимулирования и поддержки МСП в рамках их инвестиционной деятельности:
1.     Предоставление кредитов за счет созданного Инвестиционного фонда.
2.     Освобождение от таможенных пошлин и других таможенных сборов при ввозе инвестиционных товаров.
3.     Применение "инвестиционной скидки" (снижение налогооблагаемой базы предприятия на определенную сумму в зависимости от региона и отрасли в которые МСП вкладывает средства).
4.     Применение "поддержки по уплате НДС" (частичное или полное возвращение уплаченных в качестве НДС сумм в зависимости от региона и отрасли, в которые инвестируются средства).
5.     Льготное налогообложение.
Чтобы иметь возможность воспользоваться указанными мерами, предприятие должно обладать основными фондами, по стоимости не превышающими 200 тыс. долл., а общее число работающих на нем не должно превышать 150 человек.
Для того, чтобы получить соответствующие льготы, необходимо обратиться с запросом в Секретариат аппарата премьер-министра Турции по делам казначейства. Направление запроса осуществляется через отделения Народного банка Турции, созданного специально с целью кредитования МСП.
В результате рассмотрения обращения малого предприятия Секретариатом по делам казначейства выдается "поощрительный сертификат", в соответствии с которым все уполномоченные ведомства и организации Турции должны применять по отношению к данному предприятию льготный режим, предусмотренный в указанном сертификате.
Наряду с мерами, направленными на стимулирование инвестиционной активности МСП, в Турции применяются меры по наращиванию их экспортного потенциала. В частности, согласно принятой в 1997 г. поправке к решению правительства страны "О поддержке участия в ярмарках и выставках за рубежом на национальном и индивидуальном уровне" государство оплачивает до 100% средств, затраченных МСП для участия в выставках. При принятии решения о возмещении затраченных средств учитываются размеры предприятия - число занятых не должно превышать 200 человек, стоимость основных фондов должна быть не выше 2 млн. долл. Максимальный уровень возмещения устанавливается в случаях, когда предприятие действует в одном из приоритетных регионов (об этом см. ниже) и обладает соответствующим "поощрительным сертификатом". Крупные предприятия также попадают в сферу действия указанных поощрительных мер, однако размеры возмещения затрат в этом случае ниже, чем для МСП.
Кроме этого, МСП, производящие и экспортирующие свою продукцию, частично освобождаются от уплаты импортных пошлин при ввозе сырья, необходимого для производства; они также имеют возможность оплачивать расходы на электроэнергию по льготным тарифам.
Таким образом, с учетом роли и места МСП в Турции в стране сформировалась весьма развитая инфраструктура поддержки и обслуживания МСП в лице некоммерческих государственных и общественных структур и объединений.
Ядром этой инфраструктуры по праву можно считать созданную в 1990 г. Законом No: 3624 государственную организацию Küçük ve Orta Öncelikli Sanayi Geli#351;tirme ve Destekleme #304;daresi Ba#351;kan#305; (Управление по развитию и поддержке малой и средней приоритетной промышленности) сокращенно KOSGEB, основной задачей которой стала выработка государственной политики в сфере малого предпринимательства и всестороннее содействие в развитии МСП в Турции на основе анализа национального и международного опыта.
Основные направления работы KOSGEB: информационное обслуживание малого бизнеса и обеспечение доступа для МСП к международным информационным сетям; промышленный и маркетинговый консалтинг, ставящий целью поддержку предпринимательской инициативы и направленный на оказание содействия МСП в организации производственно-коммерческой деятельности; работа по повышению уровня качества производимой на МСП продукции, пропагандирование норм и культуры современного производства, предоставление услуг экспертов по обеспечению повышения производительности предприятий и качества выпускаемой продукции; реализация программ подготовки кадров и повышения квалификации; планирование и проектирование строительства в Турции Организованных промышленных зон; содействие развитию экспорта МСП, прежде всего за счет обеспечения участия представителей малого бизнеса в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом; деятельность по адаптации турецких МСП к внешнеторговому законодательству ЕС в связи с подписанием таможенного союза между ЕС и Турцией, анализ имеющихся возможностей приведения в соответствие с требованиями Евросоюза системы стандартизации качества продукции, выпускаемой в Турции, координация переговорных процессов с ЕС в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Руководящими органами KOSGEB являются:
- общее собрание;
- исполнительный комитет;
- правление;
- руководство центров по оказанию услуг.
KOSGEB играет очень большую роль в формировании экономической политики государства в отношении МСП.
Общее собрание KOSGEB собирается не менее 2-х раз в год, как правило, под председательством премьер-министра Турции или одного из назначаемых им государственных министров. Членами общего собрания являются: министры промышленности и торговли, финансов, образования, труда и социального обеспечения, а также госминистры; руководители наиболее крупных союзов и объединений предпринимателей (Союз палат и бирж Турции, Турецкий фонд ремесленников и народных промыслов, Союз палат инженеров и архитекторов, Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, свободного предпринимательства и управляющих (TOSYÖV), действующие в Турции отраслевые палаты, а также торговые и промышленные палаты); руководители крупных госструктур (Государственная плановая организация, Секретариат по делам казначейства, Турецкий институт стандартизации, Национальный центр производительности, Турецкое общество исследований в сфере науки и техники - НИОКР (TÜB#304;TAK)); руководители некоторых крупных банков; представители университетов.
Исполнительный комитет, который состоит из 9 человек, возглавляет министр промышленности и торговли. В состав комитета входят руководитель Государственной плановой организации, Минфина, министерства промышленности и торговли, председатель Союза палат и бирж, председатель Фонда ремесленников и народных промыслов, ректор Средне-восточного Технического университета, председатель Турецкого общества исследований в сфере науки и техники, председатель KOSGEB.
В Правление KOSGEB, которое возглавляет председатель, входят его заместители, 3 советника и председатели 11 подгрупп:
Советники: по вопросам исследований и стратегического планирования; по вопросам издательской деятельности и связям с общественностью; по правовым вопросам.
Подгруппы: информационных систем и документации; по вопросам технологического развития; оценки проектов; консалтинга по развитию качества; специализированных центров и совместных мастерских; подготовки кадров; маркетинга; занятости и регионального развития; административного управления и финансов; планирования и координации инвестиционной деятельности; планирования промышленных зон и строительства.
Перечисленные подразделения KOSGEB составляют его центральный аппарат. Кроме этого, KOSGEB имеет 43 представительства (Центры по оказанию услуг) в 28 илях страны.
Работа по решению стоящих перед KOSGEB задач осуществляется в форме реализации многочисленных программ и проектов, в том числе - по поручениям правительства Турции. В их числе различные национальные, территориальные и отраслевые проекты и программы, в частности:
-     Программа по подготовке кадров МСП (ежегодно в рамках данной программы подготовку проходят около 6 тыс. специалистов, работающих на МСП);
-    Проект создания аналитического центра по проблемам развития электронной промышленности;
-     Проекты по созданию различных отраслевых исследовательских центров и лабораторий;
-     Программа поддержки промышленного развития регионов Восточной Анатолии;
-     Проект по поддержке экспортной деятельности МСП;
-     Программа развития сотрудничества с МСП Балканских стран;
-     Программа проведения консультаций на тему "МСП в международной конкурентной среде";
-     Проект создания Консультационного центра по проблемам присоединения к ЕС и многие другие программы и проекты.
В зависимости от количества и стоимости реализованных программ бюджет KOSGEB в различные годы составлял от 50 до 300 млн. долл. в год.
Базовые услуги, предоставляемые KOSGEB, МСП:
- поддержка программным обеспечением;
- поддержка в повышении квалификации занятых;
- поддержка в обеспечении механическим оборудованием;
- поддержка технологическими исследованиями;
- поддержка компьютерным программированием;
- поддержка в обучении персонала МСП;
- поддержка в проведении общих тестов и анализов, касающихся знака качества CE;
- поддержка индустриального проектирования, выгодных моделей и патентами;
- поддержка локальными экономическими исследованиями;
- поддержка новых предпринимателей;
- поддержка центра делового развития;
- поддержка участия во внутригосударственных выставках.
Финансирование деятельности KOSGEB осуществляется преимущественно за счет средств, выделяемых непосредственно государственной казной, а также за счет отчислений таких структур, как: государственные банки; Фонд развития и поддержки; Союз палат и бирж Турции; различные отраслевые палаты, объединения предпринимателей, а также организованные промышленные зоны и др.
Законодательством регламентировано распределение финансовых вложений KOSGEB среди МСП в зависимости от уровня развития территории, на которой размещено предприятие, и на следующие целы (в %%):
Территории:                     Вложения на            На общую поддержку
        образовательные цели(%)     KOSGEB (%)                            
Развитые                         30                70
Нормальные                         20                80
Приоритетные                    10                  90

Распределение и условия предоставления льготных кредитов предприятиям при закупке технического оборудования (в %):
Территории:             При закупке местного         импортного
Развитые                         60                50
Нормальные                         70                60
Приоритетные                    80                  70

Периоды выплат кредитов:
    1-ый год         2-ой год 3-ий год    4-ый год 5-ый год     6-ой год
Развитые        Беспроцентный     25%      35%    40%     -           -
Нормальные        Беспроцентный     5%      20%     30%      35%     -
Приоритетные    Беспроцентный     Беспроцентный 15% 20% 30%      35%

Во многих развитых странах созданы специальные государственные корпорации, которые финансируют мелкое производство, кредитуют его техническое переоснащение.
Другой крупной частной структурой, направляющей свою деятельность на поддержку МСП в Турции, является созданная так же, как и KOSGEB, в 1990 г. организация турецкий Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, свободного предпринимательства и управляющих (Türkiye Küçük ve Orta Ölçekli i#351;letmeler, Serbest Meslek Mensuplari ve Yöneticiler Vakfi - TOSYÖV).
В числе основных задач Фонда: формирование устойчивой и надежной инфраструктуры малого бизнеса; формирование системы стимулирования малого и среднего бизнеса; решение проблем финансирования МСП; решение проблем технологического развития; работа, направленная на улучшение инвестиционного климата в стране; консалтинг в области менеджмента и промышленного производства; повышение имиджа МСП в обществе.
С целью решения стоящих задач при Фонде созданы: группа взаимодействия с Парламентом, через которую осуществляется доведение идей и предложений, вырабатываемых Фондом, до парламентариев; две консультационные компании, предоставляющие услуги в сфере маркетинга, внешней торговли и правового регулирования; бухгалтерская компания, оказывающая соответствующие услуги членам Фонда; издательская группа, готовящая к изданию аналитические материалы Фонда, доклады и др.; страховая фирма.
TOSYÖV является членом Европейского союза малых и средних предприятий, Международного союза малых предприятий и других международных объединений малого и среднего бизнеса и осуществляет свою работу во взаимодействии с ними.
Значительную роль в обслуживании малого предпринимательства в Турции, несомненно, играют торговые и промышленные палаты.
К числу организации, занимающихся проблемами малого и среднего бизнеса следует отнести также Дирекцию малого предпринимательства и народных промыслов, министерство промышленности и торговли. В число основных задач Дирекции входит разработка законодательства в области малого бизнеса подготовка программ, направленных на развитие экспортной деятельности МСП, создание кооперативов народных промыслов и др.
Наряду с этим достаточно заметна роль Народного банка Турции, который был создан еще в 1938 г. и до недавнего времени был главным государственным источником кредитования МСП. Банк также осуществляет содействие в организации подготовки кадров, планировании производства и сбыта, оказывает консультационные услуги. Проблемами поддержки и развития МСП в настоящее время в Турции также занимаются Национальный центр производительности (вопросы подготовки кадров, консультационные услуги), Агентство поддержки предпринимательства (маркетинговые услуги, подбор кадров, содействие в создании предприятий) и другие организации.
В 1986 г. по инициативе Союза палат и бирж (TOBB) был создан Комитет внешнеэкономических связей Турции (DE#304;K). Его учредителями помимо TOBB стали еще 8 крупных объединений деловых кругов страны, среди которых: Ассоциация турецких промышленников и предпринимателей (TÜS#304;AD), Фонд экономического развития (#304;KV), Ассоциация внешней торговли Турции (TURKTRADE), Союз турецких подрядчиков (TMB), Ассоциация работодателей Турции (T#304;SK), Союз сельскохозяйственных палат Турции (TZOB) и Ассоциация по координации иностранного капитала (YASED).
Комитет внешнеэкономических связей Турции (DE#304;K) является неправительственной некоммерческой организацией, основной задачей которой является содействие развитию международных торгово-экономических и научно-технических связей турецких организаций, фирм и банков. Свою деятельность DE#304;K осуществляет через входящие в его структуру турецко-иностранные деловые советы, которые в свою очередь объединяют турецкие компании, заинтересованные в установлении или расширении своих деловых контактов с той или иной страной.
Структурно Комитет внешнеэкономических связей состоит из Высшего совета, разрабатывающего основные принципы деятельности Комитета и избирающего Совет директоров, который в свою очередь, координирует работу деловых советов. Исполнительными органами DE#304;K являются Исполком и Секретариат.
Как сам Комитет внешнеэкономических связей, так и входящие в него деловые советы концентрируют свою деятельность на выявлении новых возможностей для развития бизнеса с зарубежными государствами, готовят предложения по упрощению режима внешней торговли с ними, публикуют различные информационные материалы, отражающие изменения во внешнеторговом законодательстве Турции и стран, являющихся ее деловыми партнерами, организуют и проводят деловые встречи, конференции и семинары по вопросам торговли и научно-технических связей, оказывают всевозможное содействие турецким и иностранным предпринимателям при подготовке деловых визитов. На сегодняшний день в рамках Комитета внешнеэкономических связей действуют более 50 деловых советов, которые объединяют порядка 600 турецких фирм.
В состав DE#304;K в числе прочих входит и ряд деловых советов с республиками бывшего Советского Союза, в частности, с Россией, Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Узбекистаном, Грузией, Туркменистаном и Казахстаном, которые, в свою очередь, объединены в деловой совет "Турция-СНГ". Более 300 крупнейших турецких фирм входят в состав этого органа, который считается одним из наиболее влиятельных и престижных из всех советов, входящих в Комитет внешнеэкономических связей.
Уже упоминавшаяся Ассоциация внешней торговли Турции (TURKTRADE), созданная в 1983 г., объединяет на сегодняшний день около 60 крупнейших турецких частных и государственных фирм-экспортеров, которые обеспечивают свыше 30% объема экспорта страны. Ассоциация оказывает содействие своим членам в расширении их внешнеэкономических связей, занимается вопросами изучения иностранных рынков, разрабатывает различного рода рекомендации, связанные с экспортом турецких товаров и услуг, повышением его рентабельности. Для этих целей у Ассоциации имеется специальный исследовательский центр. Определенное место в деятельности TURKTRADE занимает рекламная и выставочная деятельность. TURKTRADE является членом Конфедерации международных торговых ассоциаций, входящей в структуру экономических органов ЕС.
Схожа по своим функциям с TURKTRADE и другая турецкая экономическая организация - Центр развития экспорта Турции (#304;GEME), созданная в 1960 г. по инициативе Министерства торговли Турции. Но, в отличие от TURKTRADE, Центр является государственной структурой. В число своих главных задач #304;GEME ставит продвижение на иностранные рынки турецких товаров, предоставление турецким и иностранным фирмам маркетинговых и консультационных услуг. #304;GEME также занимается подготовкой и организацией деловых визитов турецких бизнесменов за рубеж и помогает иностранным предпринимателям в установлении контактов с турецкими фирмами. С этой целью Центр проводит семинары и конференции по вопросам развития предпринимательской деятельности и внешней торговли, организует участие турецких компаний в международных выставках и ярмарках, проходящих в Турции и других странах.
Союзы экспортеров, о которых уже говорилось ранее, являются независимыми негосударственными организациями. Они имеют как вертикальную (отраслевую), так и горизонтальную (территориальную) структуру. По вертикали они включают 19 основных промышленных отраслей. Всего в Турции имеется 52 союза экспортеров. Координирует работу союзов Ассамблея экспортеров Турции (ТЭМ), созданная в июле 1993 года.
#304;GEME осуществляет активную рекламно-издательскую деятельность. Регулярно издаются различного рода каталоги, брошюры и другие информационные материалы, отражающие развитие того или иного сектора экономики страны, печатаются справочники турецких фирм. Достаточно широкие связи #304;GEME имеет с рядом иностранных партнерских организаций, расположенных в странах Европы и Азии.
В инфраструктуре экономического комплекса Турции весьма важное место занимают различные отраслевые ассоциации и палаты, выражающие интересы тех или иных профессиональных групп. К крупнейшим объединениям такого рода можно отнести, например, Союз палат турецких инженеров и архитекторов. Союз был создан в 1954 году, и на сегодняшний день в его состав входит 19 профессиональных палат: Палата инженеров-химиков, Палата геологов, Палата инженеров-строителей, Палата архитекторов и др. Сам Союз и входящие в него палаты концентрируют свою деятельность на оказании содействия своим членам в решении тех или иных проблем, с которыми сталкивается соответствующая отрасль, помогают промышленным фирмам в решении вопросов, связанных с подготовкой кадров, занимаются рекламно-издательской деятельностью.
К числу других аналогичных по своей функциональной направленности объединений также можно отнести Турецкую ассоциацию промышленников и предпринимателей (TÜS#304;AD), созданную в 1971 году по инициативе крупнейших частных компаний с целью оказания им содействия в расширении влияния в стране и за рубежом; Союз металлургов; Союз судостроителей; Ассоциацию производителей в области оборонной промышленности и др.
В последние годы одной из наиболее действенных форм развития и поддержки МСП в Турции стало создание так называемых Организованных промышленных зон (ОПЗ).
Смысл создания таких зон состоит в том, чтобы обеспечить поддержку МСП путем объединения их в крупные промышленные комплексы, не затрагивая при этом их юридической и экономической самостоятельности.
ОПЗ представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни МСП, осуществляющие свою деятельность на определенной территории. Основная задача ОПЗ - предоставить располагающимся на их территории предприятиям широкий спектр инфраструктурных организационно-технических услуг, за счет чего достигается решение многих проблем МОП, о которых говорилось выше.
Как правило, решение о создании ОПЗ принимается на государственном уровне и весь проект таким образом обеспечивается поддержкой государства. При этом учитывается мнение действующих в данной сфере отраслевых союзов и объединений предпринимателей. Затем, также совместно с заинтересованными организациями и местными органами муниципального управления определяется оптимальное место расположения ОПЗ, источники финансирования ее строительства (возможно использование как госсредств, так и прямых частных инвестиций), подрядные фирмы, на которые будут возложены работы по строительству инфраструктурных сооружений, зданий и помещений будущих цехов и мастерских. После завершения строительных работ все эти помещения продаются.
Проект строительства ОПЗ обычно включает в себя создание химических лабораторий, учебных центров, объектов социально-культурного назначения. Для руководства зоной создается эксплуатационная фирма, на которую возлагается работа по организации деятельности всех технических служб и инфраструктуры.
Политика, проводимая в настоящее время турецким правительством, направлена на постепенное объединение в ОПЗ подавляющего большинства действующих в Турции МСП. В числе принимаемых с этой целью мер: льготное налогообложение предприятий, создаваемых в ОПЗ или переносящих сюда уже действовавшие производства, льготное кредитование государственными банками и фондами, а также пропаганда ОПЗ как перспективной формы объединения предприятий малого бизнеса.
Наряду с объединением МСП в организованные промышленные зоны экономическая политика турецкого руководства направлена на формирование и укрепление их экспортного потенциала. С учетом характерных для МСП проблем и трудностей, о которых говорилось выше, одной из ключевых структур Турции, занимающихся вопросами экспорта, Центром развития экспорта (IGEME) летом 1997 г. на основании имеющегося в Турции опыта была предложена концепция создания отраслевых внешнеторговых объединений или так называемых Специализированных внешнеторговых компаний (СВК).
По мнению экспертов IGEME, такие компании должны объединить разрозненные предприятия малого бизнеса с целью создания для них оптимальных условий для укрепления и наращивания экспортного потенциала.
Принципы формирования и источники финансирования могут различаться в соответствии с тем, какие конкретно задачи и цели выдвигают те или иные МСП, нуждающиеся в решении стоящих перед ними проблем. Так, возможно создание СВК с целью организации сбыта однотипной продукции, производимой на различных МСП, которые в силу тех или иных проблем не в состоянии решить данную задачу в одиночку. Возможно создание СВК для организации сбыта разнотипной продукции, но на каком-либо конкретном рынке. В соответствии с тем, какие задачи и проблемы предполагается решать, формируется структура СВК, осуществляется подбор кадров и т.д. Однако в любом случае СВК призваны решать те задачи, которых не под силу отдельным малым предприятиям или же связано с большими для них расходами, на которые они, как правило, не идут. К числу таких задач турецкие эксперты относят: - анализ производственно-сбытовой деятельности МСП и подготовка на его основе соответствующих рекомендаций по организации производственной и сбытовой деятельности; - профессиональный маркетинг производимой МСП продукции; - взаимодействие от лица МСП с финансовыми учреждениями; - защита коллективных интересов МСП перед государственными структурами ; - предоставление комплекса организационно-технических услуг: информационное обслуживание, таможенные услуги, транспортировка грузов, страхование, сертификация продукции и др.
Немаловажным также представляется и то, что участие в СВК позволяет малому предприятию преодолеть своеобразный психологический барьер во взаимоотношениях с крупными предприятиями и госструктурами, почувствовать способность быть с ними "на равных", воздействовать на них через те рычаги, которые предоставляет СВК.
Финансирование СВК судя по уже имеющемуся в Турции опыту возможно за счет продажи акций создаваемой СВК заинтересованным МСП, взымания платы за предоставляемые услуги или комиссионного вознаграждения от объема реализуемых продаж или же полученного для МСП кредита, государственного финансирования СВК, намеренных действовать в приоритетных с государственной точки зрения отраслях или территориальных регионах.
В качестве успешно работающих в Турции СВК приведем фирму "ЕGS" (сокращенно от "Производство готовой одежды в Эгейском регионе"), объединяющую 358 компаний, действующих в сфере пошива готовой одежды и расположенных на Эгейском побережье Турции (район г.Измира). Созданная в 1994году в первую очередь с целью наращивания экспорта продукции эгейских производителей совместная экспортная фирма "ЕGS" за несколько лет многократно увеличила число своих соучредителей, став для них эффективным инструментом реализации их экспортного потенциала, гарантом их стабильности и укрепления имиджа. Постепенно в структуре "ЕGS" были созданы фирмы занимающиеся транспортировкой и таможенной очисткой грузов, рекламной и туристической деятельностью, производством и торговлей оборудованием для текстильной промышленности, лизингом, инвестиционной деятельностью.
В Турции также созданы и действуют компании "GBS" (аббревиатура от "Объединенные промышленники Газиантепа"), объединяющая производителей ковров и ковровой пряжи г. Газиантеп, "МОDAS" ("Автотранспортная промышленность региона Мраморного моря"), учредителями которой являются производители запчастей для автомобильной промышленности и др.
Таким образом, как было выше сказано, система государственной поддержки частного сектора в Турции неразрывно связана с общей политикой турецкого правительства по развитию и укреплению национальной промышленности, которая начала заново формироваться в середине 80-х гг. Главным направлением этой политики стало стимулирование частной инвестиционно-производственной деятельности в стране, и, в первую очередь - развития экспорториентированных отраслей. В основу принятой программы поддержки инвестиционной деятельности предприятий частного сектора, как отмечалось выше, было положено условное деление страны на зоны с различной степенью приоритетности в зависимости от уровня их экономического развития. Наряду с этим на "на более" и "менее" приоритетные были разбиты и отрасли экономики.


Док. 259568
Опублик.: 28.07.06
Число обращений: 960

  • Гаджаев Альберт Исхакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``