В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Крутой вираж на пути к успеху Назад
Крутой вираж на пути к успеху

- Год работы ЗС длится с сентября до половины июля, о нём и будем говорить как о парламентском сезоне. Есть все основания утверждать, что прошедший год был особым. Красноярский край проходил этап, который можно назвать достаточно крутым виражом. Это потребовало от властей особого внимания, концентрации, согласованности и, если хотите, осторожности в принятии решений. У меня сложилось впечатление, что оснований для пессимизма и разочарования минувший год не дал.

Перекосов быть не должно


- А как же многочисленные федеральные новшества, которые доставили столько головной боли краевым и местным властям? Да и позитивные процессы вроде воссоздания Большого Красноярья не всегда проходили под звуки бравурных маршей.

- Совершенно верно. Хотя юридически единый край будет создан 1 января 2007 года, жить в объединённом Красноярье мы начали уже прошедшим летом. Большая часть средств, которая шла на финансирование автономных округов, стала проходить через органы госвласти края. Несмотря на определённые шероховатости, в том числе в межбюджетных отношениях, мы сумели согласованно выработать единые подходы, которые удовлетворили власти Таймыра, Эвенкии и края, а главное, население.

В минувшем году край, Федерация и муниципалитеты начали жить в новой системе разграничения компетенций, полномочий и денег. На прошедшем в апреле съезде депутатов я приводил английскую поговорку: "Чтобы в городе было чисто, каждый должен мести улицу у своего порога". Такой принцип мы и начинаем внедрять в жизнь. Если краевой бюджет в 2005 году был немногим больше 40 миллиардов рублей, то сейчас он превышает 60 миллиардов. И дело вовсе не в том, что мы заработали больше денег. Изменился объём краевых полномочий, источники финансирования. Увеличение на одну треть объёма средств, естественно, потребовало несколько иных подходов к системе управления. То, чем край раньше не занимался, теперь входит в его компетенцию, а некоторые прежние краевые полномочия отданы муниципалитетам.

С 1 января 2006 года в полную силу начал действовать 131-й федеральный закон о местном самоуправлении. Мы предвидели, что здесь возникнет много нестыковок, проблем, непонимания. Убеждён, что худшее позади и никаких перекосов, которые радикально могли бы осложнить нашу жизнь, в крае по этой причине не произойдёт.


Социальный крен


- С краевым бюджетом на 2006 год тоже всё в порядке? Принимали его мирно, быстро и как никогда рано.

- В этот раз впервые была соблюдена процедура представления основного финансового документа в Законодательное Собрание. Законопроект поступил вовремя, и его успели вдумчиво доработать. Многие противоречия между ЗС и Советом администрации удалось устранить ещё до принятия бюджета в первом чтении.

- И всё-таки депутаты значительно увеличили его социальную составляющую...

- Да, и это не было популистским решением. На сей раз исполнительная власть, по нашему мнению, перегнула палку, затягивая населению пояса. Планировалось резкое повышение тарифов на услуги ЖКХ, и при этом не было предусмотрено достаточных компенсаций тем, кому оно будет не по карману. Депутаты устранили дисбаланс. В итоге увеличился дефицит - это, конечно, не очень здорово. Но мы исходим из того, что бюджет, принятый нами минувшей осенью, непременно будет исполнен. Недавно мы провели его корректировку, которая предполагает сокращение дефицита.

Вообще в этом сезоне мы усилили социальную направленность законотворческой работы. Например, депутаты добились опережающего роста заработной платы бюджетников не с весны 2006 года, как было запланировано, а с 1 января.


На острие проблем


- А в целом как бы вы охарактеризовали работу ЗС? Есть что-либо принципиально новое или всё идёт, так сказать, по накатанной колее?

- Прежде всего, я бы отметил резкое увеличение объёма депутатской работы. Парламентский сезон оказался на редкость урожайным: принято свыше 300 законов и более 400 постановлений. Это в разы больше, чем обычно. Казалось бы, сухая статистика, но за каждым из этих документов стоит очень большая работа и депутатского корпуса, и администрации края.

Полагаю, мы имеем право утверждать: краевые законодатели всегда были на острие злободневных проблем и волновавших население событий, начиная от тарифов ЖКХ и заканчивая игорным бизнесом. Кроме того, в работе Законодательного Собрания присутствовал явно выраженный производственный крен. Это и понятно: депутатский корпус обязан не только указывать, куда надо тратить деньги, но и смотреть, где их можно заработать. Всем памятны обсуждения ситуации на шинном, комбайновом заводах, в сфере авиаперевозок; недавно нам была представлена информация о работе Норильского комбината. Конечно, мы не можем снять директора того или иного предприятия, обязать что-то перепрофилировать, продать или купить. Но у депутатов, как, впрочем, и у вас, журналистов, есть один важный рычаг - это публичность. Когда на трибуне парламента директора крупных предприятий дают какие-либо обещания, за свои слова люди, как правило, отвечают.

Должен отметить, что публичности в нашей работе стало заметно больше. В апреле состоялся четвёртый по счёту съезд депутатов, который позволил нам на глазах у всего края в тесном общении друг с другом выработать стратегию первоочередных действий на ближайшую перспективу. В мае - июне в ЗС прошло пять публичных слушаний по самым разным темам.


Миллиарды за так не дают


- Минувший сезон ознаменовался известными президентскими инициативами. Провозглашено четыре национальных проекта. На недавней сессии ЗС замгубернатора Эдхам Акбулатов расписывал, сколько федеральных средств хлынет в приоритетные отрасли и какие задачи будут выполнены с их помощью и за счёт краевой казны. В том же бюджете на 2006 год, несмотря на его дефицит, по инициативе депутатов предусмотрено около миллиарда рублей на поддержку сельхозпроизводителей. Так кто же поднимет наше село - Москва или Красноярск?

- Уверен, что принципиальные преобразования в сельском хозяйстве возможны только на федеральном уровне - решить весь комплекс проблем край просто не в состоянии. Это, разумеется, не значит, что мы не должны помогать селянам (упомянутый миллиард - тому подтверждение). Но без изменения государственной политики любая помощь тут в лучшем случае "тянет" на поддержку, но никак не на развитие. Национальный проект "Сельское хозяйство" - свидетельство того, что эта политика наконец меняется. Будем поднимать село вместе, а уж славой как-нибудь сочтёмся, не это главное. Самое важное, чтобы краевой миллиард и федеральные средства взаимно усилили свой эффект. При этом надо учитывать, что национальный проект заработает не сразу, этот механизм ещё надо довести до ума и хорошенько настроить, а вот деньги из краевого бюджета нужны именно сейчас, когда посевная "на носу".

- Вообще вы верите в эффективность национальных проектов? Скептики их всячески критикуют, хотя бы на том основании, что общий объём выделяемых средств по сравнению с государственной казной и тем более с баснословными размерами Стабфонда - капля в море.

- Верить можно только в Господа Бога. Давайте исходить из реальных цифр и фактов. Наш край активно включился в реализацию всех четырёх нацпроектов. "Здоровье" сулит нам 2,5 миллиарда из 62,2 миллиарда общефедеральных рублей, "Доступное и комфортное жильё" - 1,4 миллиарда из 28,5 миллиарда. Немалые суммы, правда? 333 миллиона рублей поступит в сферу образования. Кстати, несколько школ края уже успели выиграть в рамках этого проекта гранты в размере миллиона рублей. Как говорится, лиха беда начало. В планах, напомню, строительство в Красноярске кардиологического центра, создание национального университета.

Конечно, разные проекты находятся в разной степени готовности, не всё идёт гладко, в чём-то мы не соглашаемся с подходом Федерации, как в случае с национальным университетом, где хотим конкретики и более чётких гарантий. Ясно одно: за красивые глазки Москва такие деньги давать не будет. Край представил не только полные расчёты и экономический анализ потребностей, но и, смею надеяться, по-настоящему интересные региональные разработки именно в этих четырёх сферах.

Полагаю, что выделение приоритетных национальных проектов - свидетельство того, что этап самоанализа российская власть уже прошла. Векторы развития намечены, план действий готов, начата его реализация. И особое место здесь занимает Сибирь. Именно в этой части России сосредоточен потенциал её развития.


Столицу - в Cибирь?


- Кстати, некоторые считают логичным продолжением данного тезиса перенос столицы России в Сибирь. А что - тут и потенциал, как вы верно заметили, и, в конце концов, географический центр государства. Как вам такой "национальный проект"?

- Почему бы и нет? Как сибиряк я только "за". Во-первых, тогда страны Азиатско-Тихоокеанского региона раз и навсегда усвоят: Сибирь была, есть и останется российской территорией. Так что, уважаемые соседи, прекращайте "тихий захват" наших земель. Во-вторых, внутренние миграционные потоки, которые сегодня у нас направлены с востока на запад, развернутся в противоположном направлении. Население перераспределится по России более равномерно - разве это плохо? А в-третьих, будет нанесён мощный удар по всевластию столичного чиновничества. Вряд ли эти люди поголовно согласятся на переезд в новый город за много тысяч километров. Значит, придут новые, появится свежая кровь. К тому же госаппарат сократится во много раз хотя бы потому, что на первых порах попросту не хватит места для его размещения. В итоге усилится местная власть.

- Ничего себе картинку вы нарисовали! Убедительно - прямо хоть сейчас столицу переноси.

- Профессор всё-таки (смеётся). Почему бы не выдвинуть теоретическое обоснование приглянувшейся идеи. Ну а если серьёзно, то краевым властям и без столичного статуса вполне по плечу проложить путь к успеху. Главное - быть в одной упряжке и работать на благо земляков-красноярцев, а не ради чьих-то политических амбиций.


Цитаты:


"В эти солнечные июльские дни от души желаю землякам хорошо отдохнуть, набраться сил и прекрасного настроения, которого хватит на долгую сибирскую зиму. Удачных вам отпусков! Лето у нас короткое, и надо использовать его на все сто, чтобы получить заряд бодрости на несколько месяцев вперёд. Ну а тем, кто летом будет трудиться, хочу пожелать прохладных будней и жарких выходных. Работа работой, но и об отдыхе не забывайте".

"В государственном строительстве нет более важной цели, чем достижение доверия людей к власти".

"Я не считаю место спикера краевого парламента особо привлекательным, не считаю его и наследуемым. В честной борьбе мы будем соревноваться за это кресло. И не столько во благо себе, сколько во благо людей, поскольку в этом соревновании будет формироваться пакет идей, в спорах, надеюсь, родится истина. Мы будем стремиться завоевать доверие людей, давать обещания и выполнять их".

"Отличительной особенностью прошлого года явилось изменение самой структуры исполнительной власти в связи с проведением административной реформы. Разграничение ответственности способно, на мой взгляд, в ближайшей перспективе повысить эффект от действий чиновников, снизить коррумпированность власти, привести к другим положительным результатам, которые будут видны позже".


Георгий Петренко

"Красноярский рабочий"
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=28904

Док. 259262
Опублик.: 13.07.06
Число обращений: 1006


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``