В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Федеральный откат Назад
Федеральный откат

21 июля в Москве пройдет заседание Госсовета, посвященное межбюджетным отношениям. Предваряя это событие, первый вице-премьер Дмитрий Медведев встретился в Совете Федерации с региональными законодателями и сенаторами и намекнул, что распределение доходов между центром и регионами может измениться. Причем неожиданно - в пользу регионов (газета "Время новостей" писала об этом 5 июля).

Как отметил на Совете законодателей в сенате первый вице-премьер, крен в межбюджетных отношениях в сторону центра - "это существующая оценка сегодняшней ситуации". "Я не готов дать легкий ответ, что в течение трех месяцев все пересмотрят и, допустим, сделают какую-то иную пропорцию, но этим надо заниматься, если мы хотим по-настоящему вытащить нашу социальную сферу да и другие сферы нашей жизни", - пояснил он. Другими словами, г-н Медведев признал, что недавно достроенная бюджетная вертикаль - спутница вертикали власти - ожидаемых результатов не принесла. В федеративном государстве была создана унитарная бюджетная система. Изменения в межбюджетных отношениях, произведенные в последние годы, резко усилили роль центра в финансовом состоянии регионов. А возможностей повышать уровень жизни у самих субъектов федерации осталось немного. Вследствие проводимой финансовой политики количество регионов-доноров уменьшается.

Схема помощи центра регионам выглядит сейчас примерно так: сначала деньги, собранные в виде налогов в регионах, изымаются в центр (по некоторым данным, до 65% налоговых поступлений уходит в федеральный бюджет). Потом центр отдает часть денег обратно в регионы, выравнивая таким образом диспропорции между экономически разными субъектами. Центр руководствуется тем, что страна большая, регионы очень разные, поэтому более богатые должны поддерживать бедных. Такая система не устраивает многих. Основная проблема в том, что уравнивание не помогает развитию отсталых субъектов и не дает в полной мере использовать свой потенциал сильным. В частности, говорится о том, что система лишает местное руководство стимулов искать новые источники доходов, развивать собственную налоговую базу, региональные власти. Теперь назначаемые президентом главы регионов ждут помощи из центра и только перед президентом готовы отчитываться за деньги, полученные из Москвы.

Представитель Красноярского края-донора в Совете Федерации Вячеслав Новиков напомнил "Времени новостей" о недавнем исследовании Счетной палаты, которая обнаружила, что с 2002 по 2006 год федеральный центр забрал у регионов около 600 млрд руб. только с помощью налогов и бюджетного законодательства. При этом регионы получили обратно лишь около 52 млрд руб. "И когда Минфин утверждает, что у регионов растет доходная база (действительно, идет рост промышленного производства), он молчит, что растут и расходы. Грубо говоря, федеральный центр должен регионам. Вопрос, каким образом это компенсировать?" - спрашивает сенатор.

Дмитрий Медведев, как человек, отвечающий за реализацию национальных проектов, вполне оправданно озаботился выстраиванием новых отношений с регионами. По его словам, "роль регионов в реализации национальных проектов основная, и она будет только возрастать". Поэтому, видимо, и обсуждается идея повышения бюджетной автономии субъектов, в том числе за счет перераспределения в их пользу доходов. Чтобы регионы могли решать хотя бы часть социальных задач на свои деньги. В этом случае регионы будут нести большую ответственность за общенациональные проекты, а потому и заинтересованность в их успешной реализации повысится.

Сами регионы видят свою самостоятельность, в частности, в количестве оставленных у них налогов. "На мой взгляд, необходимо увеличить отчисления налога на прибыль, отдать его в регионы, налог на доходы физических лиц тоже нужно отдать субъектам, - считает Вячеслав Новиков. - Отдавать именно эти налоги имеет смысл потому, что они распределены более или менее равномерно по территориям. Кстати, у нас серьезные разногласия с Минфином в этом вопросе. Там считают, что налог на прибыль неравномерный. Но у каждого региона свой экономический потенциал, от него и зависит этот налог. В этом смысле он, конечно, неравномерен. Но у нас и регионы неодинаковы. Правда, налог на прибыль мобильный, его можно перебрасывать из субъекта в субъект. В таком случае государство должно аккуратно в это вмешаться и определить, что налог надо платить там, где он "вырабатывается". Достаточно равномерно, по мнению сенатора, в стране распределен и НДС, часть его тоже можно было бы отдать обратно субъектам. Кстати, раньше 20% этого налога уже принадлежало регионам. Но в перспективы возврата хотя бы части НДС в регионы сенатор Новиков не верит: "Для нашего правительства это священная корова. Если НДС заменят налогом с продаж, то его точно надо будет отдавать регионам".

Именно Красноярскому краю был бы выгоден налог на прибыль, полагает г-н Новиков, потому что в крае серьезно растет производство, много прибыльных предприятий. "А также подоходный налог, так как средний уровень заработной платы достаточно высок, да и НДС тоже был бы кстати", - добавляет сенатор.

Представитель в Совете Федерации весьма небогатого аграрного Алтайского края Владимир Германенко, оценивая межбюджетные отношения, пожаловался "Времени новостей", что федеральные целевые программ формируются в Москве: "Когда нужно построить мелкий объект, в котором участвует центр, нужно долго согласовывать в министерствах, проводить экспертизы, это очень большая волокита. На дорожное хозяйство выделяются субсидии из центра, на каждый конкретный объект. Было бы предпочтительнее, если бы эти ресурсы отдавали в регионы общей строчкой, не разделяя на объекты, в зависимости от бюджетной обеспеченности или протяженности дорог, количества автомобилей и населения".

Сенатор предлагает оставить на уровне центра только то, что касается объектов федерального подчинения, а все остальные ресурсы отдавать регионам по определенной методике, в зависимости от бюджетной обеспеченности и населения: "Такой опыт есть по Фонду регионального развития. Минфин поставил задачу - с бюджетом 2007 года попробовать решить эту проблему". Также г-н Германенко предлагает отдать в регионы часть налога с прибыли и 10-15% НДС, чтобы у субъектов федерации была заинтересованность в сборе этого налога.

Представитель в СФ также не слишком богатой Республики Северная Осетия - Алания Валерий Кадохов сказал "Времени новостей", что, по мнению сенатского комитета по делам федерации и региональной политике, "в централизации доходных источников регионов пора бы поставить точку".

"Центр лопается от денег, а регионы плачут от безденежья, им не хватает на самое главное, даже на те расходные полномочия, которые в ходе разделения властей были переданы регионам (ветеринария, содержание милиции, дороги), - резюмирует претензии к центру сенатор. - В лучшем случае присутствует софинансирование. Право повышать зарплату работникам бюджетной сферы центр предоставил регионам. Но у нас в республике 390 млн руб. не хватает на реализацию этого права".


13.07.2006 11:15 | Время новостей
http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=8238613&s=9

Док. 259260
Опублик.: 13.07.06
Число обращений: 1424


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``