В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Надежда Косарева: Нацпроект - новый для нас инструмент, и им пока еще не научились как следует пользоваться Назад
Надежда Косарева: Нацпроект - новый для нас инструмент, и им пока еще не научились как следует пользоваться

Надежда Косарева: Нацпроект - новый для нас инструмент, и им пока еще не научились как следует пользоватьсяНа прошедшей коллегии минрегиона России руководитель Росстроя Сергей Круглик докладывал о реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и Федеральной целевой программы "Жилище". О нацпроекте говорилось вскользь, но даже выполнение ФЦП, как говорят ответственные лица, "вызывает серьезную тревогу".



Цитирую докладчика: "Ввиду позднего утверждения порядков, регламентирующих деятельность по реализации подпрограмм Федеральной целевой программы "Жилище", плановые сроки исполнения мероприятий нарушены, и их необходимо перенести на 3-й квартал 2006 года..."

"Росстроем в конце июня выпущены и направлены в субъекты РФ и федеральные органы исполнительной власти бланки сертификатов для выдачи гражданам - участникам подпрограммы. Однако до настоящего момента Минрегионом России не определены показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъектам РФ на 3-й квартал 2006 года и нормативы стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ на 2-е полугодие".

Учитывая, что срок выдачи сертификатов составляет 2 месяца с момента получения органами исполнительной власти бланков сертификатов, то ставится под угрозу исполнение графика выдачи гражданам сертификатов..."

Приводились и другие примеры несогласованных, вернее, нескоординированных действий. С точки зрения экономической науки, требовать от министерства установления рыночной стоимости чего-либо на будущий период не вяжется с природой рынка. Что касается практики, то говорить о третьем квартале пусть даже в его начале несколько поздновато.

Об особенностях реализации национального проекта обозреватель "Российской бизнес-газеты" беседовал с президентом фонда "Институт экономики города" кандидатом экономических наук Надеждой Косаревой.

- Надежда Борисовна, вот уже полгода действует межведомственная рабочая группа по реализации национального жилищного проекта, в состав которой входите и вы. Заметны ли какие-то подвижки в достижении цели?

- К середине года наконец-то приняты все порядки, регламентирующие реализацию ФЦП "Жилище". Это, конечно же, важная, но всего лишь часть национального проекта. В целом же события развиваются не так быстро, как хотелось бы. Пожалуй, наибольшие успехи достигнуты в области ипотечного кредитования. Здесь удалось достичь сочетания всех необходимых факторов. Появилась законодательная база, позволяющая использовать институт ипотеки. Улучшилась макроэкономическая ситуация. Инфляция не достигла оптимального уровня, но уже можно всерьез заниматься ипотекой. Возросли реальные доходы населения. Наконец, у банков появились долгосрочные кредитные ресурсы. В этой части продвижение есть.

Что касается самого жилищного строительства, то налицо ожидавшаяся ранее стагнация. Специалисты давно ее предрекали. Собственно, в противовес ей и появился нацпроект. Поставлена задача преодолеть махровую монополизацию в этом секторе, сделать прозрачной процедуру выделения земельных участков под застройку, понизить административные барьеры, сделать работоспособным прямое банковское кредитование строительства.

Все это очень непросто. У застройщиков, например, нет формы обеспечения заемных средств. Участки они получают в аренду, а не в собственность. Сам институт застройщиков, увы, далеко не прозрачен. В отличие от современной банковской системы, которую вдоль, поперек и насквозь контролирует ЦБ. Конечно же, в банках работают профи, знающие, как кредитовать и как следить за использованием и возвратом средств. Но пока риски в данной сфере для них велики, что отражается на процентных ставках.

В итоге застройщикам проще и выгоднее привлекать в любой форме средства будущих покупателей жилья. Думаю, что поправки в соответствующий закон о долевом участии в строительстве сделают переходный процесс к банковскому кредитованию более цивилизованным.

- Коль скоро об этом зашла речь, то не могли бы вы прокомментировать готовящийся к принятию осенью законопроект о стройсберкассах? Поговаривают, что это германская альтернатива американской ипотеке...

- Это очень грубое сравнение и неправильное противопоставление. В стройсберкассах копят деньги на первый взнос, допустим, 20 процентов. Столько же можно взять под низкий процент в этой стройсберкассе. Но остальные-то 60 процентов обеспечиваются ипотечным кредитованием. И в Германии, и в Австрии, да и где угодно. Существует замкнутая система, когда ссуды берут только вкладчики определенной стройсберкассы. Либо открытая, как во Франции, когда кредит может получить не только вкладчик.

Важно другое. Чтобы кредитовать по низкой ставке, стройсберкасса должна уменьшить процент по депозиту. Например, чтобы в стройсберкассе взять кредит под 7 процентов, можно в лучшем случае рассчитывать на депозитную ставку в 2-4 процента. Но при инфляции в 10 процентов (это еще без учета изменения реальных цен на жилье), причем ежегодно, накопленные деньги "сжимаются", а следовательно, "усыхают" и квадратные метры. На выручку потребуется привлечь бюджет, чтобы он восполнил недостающие 7-8 процентов. Но тогда правомерен вопрос, как лучше распорядиться бюджетными средствами? Субсидировать ставки по депозитам или оказать помощь в оплате первого взноса при получении ипотечного кредита?

- Не кажется ли вам, что системный подход к реализации нацпроекта то и дело натыкается на разорванное мышление?

- Проект был задуман правильно и в логической последовательности: оценка ситуации, законодательная база, цели, ресурсы и так далее. Слабым звеном оказалась его реализация. Нацпроект - новый для нас инструмент и пока еще им не научились как следует пользоваться. Все сводится к текущему управлению. Есть первый вице-премьер, есть минрегион, готовящий нормативную базу, есть Росстрой, заряженный на ФЦП "Жилище", есть межведомственная рабочая группа, чтобы поговорить о наболевшем. Словом, у семи нянек...

Нет единого центра. Не о единоличном принятии решений идет речь, а о компетентности, оперативности и ответственности. Регламенты, существующие в правительстве, таковы, что бумаги ходят от ведомства к ведомству по полгода. Это было бы нормально, если не касаться нацпроекта.

- Может быть, не стоит завышать планку до принятия законов?

- Стоит и даже очень. Законы у нас принимаются тогда, когда без них ничего не сделать. Торможение начинается на подзаконных актах и внутриведомственных инструкциях. Особенно, если вопрос идет вразрез с интересами чиновников.

- В докладе на коллегии руководитель Росстроя отметил буквально следующее: "Снижение показателей по готовности субъектов Российской Федерации связаны с поздним утверждением Правил предоставления государственных гарантий по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, а столь существенное сокращение объема запрашиваемых субсидий связано с тем, что уходит время, и объем средств, которые могут освоить субъекты РФ и муниципальные образования по привлекаемым кредитам до конца года, резко уменьшается". Как это понимать?

- О сроках мы уже говорили, когда затрагивали регламент работы правительства. В данном случае речь идет о том, что резко сузился круг претендентов на госгарантии, предлагаемые теперь только субъектам Федерации и муниципалитетам, но не застройщикам и коммунальным предприятиям. Есть и другие нестыковки. К сожалению, речь идет об очень важной детали реализации национального проекта - подготовке территорий под комплексную застройку.

- По оценкам Росстроя, которые и мы публиковали, для нормального жилищного самочувствия страны необходимо вводить как минимум квадратный метр на душу населения в год. Мы далеко отстаем от Европы и США по этому показателю. На 2010 год ставим планку 80 миллионов квадратных метров, хотя нас почти 150 миллионов. А если демографическая ситуация начнет улучшаться?

- Во всех странах этот процесс идет по-разному. Все зависит от потребности, а главное - платежеспособного спроса на жилье. По данным обследования на конец 2003 года, в России была потребность в увеличении жилищного фонда на 46 процентов, а платежеспособный спрос населения лишь на 25 процентов от потребности. На сегодня строительство не удовлетворяет даже существующий платежеспособный спрос. Именно поэтому надо сбалансированно развивать и жилищное строительство, и жилищное кредитование. Но не стоит забывать и о модернизации существующего жилищного фонда.

- Когда, на ваш взгляд, станут заметны результаты национального проекта и можно будет говорить о получении гражданами России достойного жилья?

- Что значит "достойное жилье"? Мое детство прошло вчетвером в однокомнатной квартире. И это выглядело вполне "достойно", поскольку вокруг люди жили в коммуналках. Меняются времена и представления об уровне жизни. Задача состоит в создании рыночных условий, открывающих доступ к комфортному жилью. А уж степень комфорта каждому выбирать по возможностям. Кому ванна, кому джакузи, кому бассейн...

Не надо забывать, что 40 процентов россиян удовлетворены своим жильем. 10-15 процентов, как и в других странах, всегда будут нуждаться в жилье по социальному найму. 20-30 процентов не обойдутся без дополнительной господдержки при приобретении жилья. У нацпроекта есть свои индикаторы. Если в 2004 году только 9 процентов семей имели возможность приобрести жилье по социальным стандартам самостоятельно и с помощью заемных средств, то в прошлом году - уже 11. А на 2010 год намечено 30 процентов. Это очень серьезная перспектива.


Михаил Махлин
Дата публикации 11 июля 2006 г.

http://www.rg.ru/

Док. 259208
Опублик.: 11.07.06
Число обращений: 570

  • Косарева Надежда Борисовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``