В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Медведев: без коммуникации с институтами гражданского общества государство слепо и работает только на себя Назад
Дмитрий Медведев: без коммуникации с институтами гражданского общества государство слепо и работает только на себя
С вопроса о коммуникации Первый заместитель Председателя Правительства Дмитрий Медведев начал встречу с членами Общественной палаты и представителями гражданского общества не случайно. Именно в налаживании коммуникации власти и общества первый вице-премьер видит залог успеха проводимых в стране преобразований. Открывая состоявшееся 4 июля совещание, Дмитрий Медведев отметил: "Вижу смысл нашего сегодняшнего мероприятия в том, чтобы обменяться информацией по поводу того, как идет развитие событий в социальной сфере, как двигаются мероприятия в рамках национальных проектов, поговорить о том, как нам отладить систему коммуникаций, имея в виду то, что мы должны эту практику продолжать".

По мнению Дмитрия Медведева, опыт такой коммуникации уже начал нарабатываться, однако его нужно постоянно развивать: "У нас было довольно много разных встреч. В то же время такой вот системной работы пока наладить не удалось, несмотря на то что часть присутствующих здесь наших коллег принимала участие в различного рода мероприятиях - как в общих, так и в специальных - и работает в различного рода общественных органах: и консультативных, и в рамках Общественной палаты".

В качестве примеров продуктивного взаимодействия гражданского общества и государства Дмитрий Медведев привел опыт общения и в рамках конкурсного отбора инновационных вузов и лучших школ, в котором объективный, независимый контроль - вневедомственный контроль - сыграл свою позитивную роль, консультации в ходе обсуждения вопроса о различных категориях медицинских и педагогических работников, которым предполагалось увеличить выплаты или распространить на них выплаты, что в конечном счете повлияло на принятие решений в этой сфере.

Нынешняя встреча также оказалась весьма продуктивной. Порой диалог выходил далеко за рамки национальных проектов и касался самых насущных проблем общественной жизни. Однако в конечном счете именно национальные проекты направлены на решение наиболее неотложных социальных задач. И не случайно большинство выступавших в той или иной степени касались вопросов создания системы эффективного общественного контроля за реализацией нацпроектов. Еще одной общей темой стала благотворительность и ее роль в содействии достижению целей приоритетных национальных проектов. И, конечно же, много говорилось о демографической политике, проблемах здоровья населения, снижения смертности. Что не случайно. Во вступительном слове Дмитрий Медведев сообщил участникам встречи о том, что "у нас будет преобразование Совета проходить - из Совета по национальным проектам в Совет по национальным проектам и демографии, и, соответственно, добавляется вот эта проблематика".

Член Общественной палаты РФ, заместитель председателя комиссии по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства Сергей Абакумов сосредоточился на вопросах контроля за реализацией приоритетных национальных проектов. Он предложил создать вертикаль общественного контроля за ходом реализации приоритетных национальных проектов, куда вошли бы центральные и региональные общественные организации. Создание такой вертикали видится как форма общественного контроля со стороны зарекомендовавших себя общественных организаций и общественных деятелей. По мнению Сергея Абакумова, общественные советы в регионах во многих случаях были созданы как "карманные советы". В этой связи он призвал усилить общественные советы при министерствах, расширить их доступ к информации и принятию решений. "А в регионах у нас люди есть. И тогда национальные проекты сработают", - заключил Сергей Абакумов.

Сергей Абакумов также призвал поднять социальный статус и уважение к благотворителям и рассматривать благотворительность как очень востребованный и эффективный механизм реализации социальной политики в рамках национальных проектов. "Мы провели социологическое исследование: 82% всех средств, всех усилий благотворителей направлены как раз на те направления, по которым идет реализация приоритетных национальных проектов", - мотивировал свой призыв Сергей Абакумов.

По мнению Дмитрия Медведева, вопрос об использовании потенциала благотворительной деятельности в целях решения социальных проблем в целом и содействия реализации национальных проектов в частности упирается в создание адекватной нормативной базы. "Мы неделю назад собирались в Правительстве, обсуждали концепцию закона об эндаунменте. Это фундаментальная для всего нашего законодательства вещь, по которой внутри Правительства существует консенсус, несмотря на то что это все-таки определенные налоговые изменения, это определенный режим, несколько отличный от существующего режима благотворительности. И очень хорошо, что эта работа идет быстрыми темпами, особенно после того, как Президент в Послании обозначил эту тему. Есть шансы этот закон быстро принять и поставить эту работу на легальную основу", - отметил первый вице-премьер.

Что же касается выстраивания вертикали общественного контроля за реализацией нацпроектов, то к этой идее первый вице-премьер отнесся осторожно: "Мне не очень нравится термин "вертикаль общественного контроля". Скажут, что власть мало того, что строит вертикаль государственную, теперь еще и вертикаль общественного контроля и так далее. Вертикаль общественного контроля строить, наверное, не следует, он просто должен быть эффективным. Вертикаль это, горизонталь или какой-то хаотический контроль - большого значения не имеет, лишь бы он был". Проблему общественного контроля Дмитрий Медведев видит несколько в иной плоскости: "Когда общаешься с руководителями - это одно, когда общаешься с людьми - это другое. И этот разрыв - он существует даже в рамках одного региона. Задача как раз гражданских организаций - максимально способствовать ликвидации этого разрыва". "Этот общественный разрыв необходимо ликвидировать", - резюмировал Дмитрий Медведев.

Член Общественной палаты РФ, председатель комиссии по вопросам религиозного развития и местного самоуправления, профессор кафедры теории и истории архитектуры МАРХИ Вячеслав Глазычев говорил о близком ему как профессионалу приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По мнению Вячеслава Глазычева, этот проект еще всерьез не приобрел проектной формы. "Это пожелания, это выделенные средства, и только сейчас это обсуждается", - заявил он. Для дальнейшей реализации проекта есть несколько препятствий. "Препятствие номер один - отсутствие штабной конструкции, распределение средств и контроль над ними. Окружные конструкции контроля выстроены, начальство теперь все есть, и оно будет рапортовать, но содержательного аудита при этом не проводилось", - заявил Вячеслав Глазычев. По его мнению, в сложившейся ситуации при распределении средств на регионы "мы имеем все основания ожидать самых неэффективных решений, самых дорогих решений", и это второе препятствие. Третье - продолжающееся распределение земельных участков за деньги. Вот тут, по мнению Вячеслава Глазычева, без вертикали и контроля никуда не денешься.

Помимо системы управления проектом Вячеслав Глазычев подробно остановился на вопросе цен на жилье. "Тезис о том, что комфортное, в том числе социальное, жилье не может не быть дорогим, есть ложь. Ложь, которую форсируют те, кому это выгодно", - заявил он. По мнению Вячеслава Глазычева, принципиально важно удержать, определить лимит, в пределах которого реализуемо достойное и в меру комфортное жилье, строить его не дороже чем за 350-450 долларов за квадратный метр. Эта задача решаема, уверен Вячеслав Глазычев, в первую очередь путем впуска среднего и малого бизнеса в эту сферу, а значит, введения форм государственной поддержки, причем не прямыми инвестициями, а другими методами. Среди них могут быть и гарантии, и определенные лизинговые конструкции, и другое. Страна в этом отношении готова, выразил мнение Вячеслав Глазычев. "Мы обнаружили по всем округам структуры, способные производить и новые строительные материалы, и новые конструкции, эффективные и достаточно недорогие. Но выжить сегодня без централизованной поддержки удастся очень немногим. Потому что крупный строительный бизнес сегодня способен их задавить и использовать "флаг" национального проекта для того, чтобы московскую модель - непременно многоэтажного, дорогого, отягощенного лифтами и прочим хозяйством жилья - продавливать как единственно возможную. Мы, я тут говорю как представитель экспертного сообщества, уверены, что это не так, что проблема требует более тонкого осмысления и при этом срочного. Потому что темп здесь теряется", - заключил Вячеслав Глазычев.

Дмитрий Медведев высказал свое видение проблемы управления жилищным проектом: "По поводу штабной формы и конструкции. Проекты в целом задумывались как форма реализации государственных задач вне контекста существующей штабной формы. Если мы хотим что-то сделать быстро и, надеюсь, эффективно, мы не имеем времени для того, чтобы сформировать под это соответствующую административную среду. Когда в государстве проходит административная реформа - все. После проведения административной реформы год ничего не работает. И дело не в том, что у нас государство какое-то особенное. На самом деле так везде. Поэтому ждать создания новой административной среды для реализации национальных проектов - точно вещь непродуктивная. Но должен быть действительно какой-то отлаженный механизм. То, что мы задумывали в формате - Совет, президиум Совета и соответствующие отраслевые министерства с приданными им межведомственными рабочими группами, - вот это и есть тот штаб, который изначально задумывался". Вместе с тем первый вице-премьер отчасти согласился с Вячеславом Глазычевым. "По проекту "Доступное и комфортное жилье" - с учетом масштабности и сложности этого проекта - я с вами согласен, что говорить о том, что есть эффективно действующий штаб, пока не приходится, его нужно формировать".

Дмитрий Медведев поддержал предыдущего оратора и в вопросе цен на жилье: "Комфортное жилье не может не быть дорогим - это общее место, которое нам навязывают. На самом деле, если не брать какие-то перегретые рынки, в которых существует по сути картельный, хоть и небольшой по своему объему, сговор между производителями, то комфортное жилье, в разумных, естественно, рамках, вполне может быть достаточно доступным. И поэтому вот это вот сочетание "доступное и комфортное жилье" не содержит в себе неразрешимого противоречия". "Я тоже в регионах видел вполне нормальные, причем не картинные примеры того, что доступное жилье может колебаться, и будучи при этом комфортным, в пределах от 300 до 500 долларов за один квадратный метр. Такие примеры есть, и мы должны их развивать", - добавил Дмитрий Медведев.

Первый вице-премьер высказал и свое видение того, как можно удерживать цены на комфортное жилье на разумном уровне: "Теперь по поводу того, кто должен к этому подключаться. Чем больше к этому строительных сил подключится, тем лучше. Как малый бизнес к этому подключить? Хотелось бы это сделать хотя бы в масштабах вот этих самых пилотных проектов, о которых мы говорим. У нас 17 регионов выбрано. В принципе в силах местных властей сделать так, чтобы в этих регионах активно начала бурлить вот эта строительная жизнь". Для этого, по мнению Дмитрия Медведева, надо закупить некое количество производств по новым строительным материалам, имея в виду малоэтажное строительство, и открыть новым компаниям возможности выйти на соответствующие рынки, в том числе решить земельные вопросы. При этом, как отметил первый вице-премьер, "можно приобретать иностранные предприятия, которые стоят сотни миллионов долларов, а можно приобретать иностранные и, кстати, наши предприятия, которые стоят гораздо дешевле, в десятки раз дешевле, и которые обеспечивают выпуск новых строительных материалов и конструкций по существенно более низким ценам". "Вопрос только в инициативе", - подчеркнул Дмитрий Медведев.

По мнению члена Общественной палаты РФ, председателя комиссии по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов Марии Слободской, общественный контроль, или общественный мониторинг, за нацпроектами пока еще выполняется плохо. "Общественные палаты или советы, которые создаются при административных институтах, пока не способствуют какому-то контролю и популяризации проектов в широкой народной среде", - считает Мария Слободская.

В качестве одного из положительных примеров она привела опыт создания некоторыми общественными организациями общественных приемных, где осуществляется прием граждан, которые хотят что-то сообщить по национальным проектам. Но и у этой формы работы с населением есть недостатки, констатировала Мария Слободская. "Эта форма общения с потребителями проектов мне представляется неплохой, но она очень такая интимная, потому что человек пришел, что-то там в приемной сказал, и дальше это дело непонятно как реализуется, во что это претворяется. Мне представляется, что для популяризации проектов форма вот такой дискуссии должна быть публичной", - заявила Мария Слободская.

По мнению Марии Слободской, участвовать в корректировке национальных проектов, их мониторинге, внесении каких-то предложений должны потребители национальных проектов, а никак не администрации, и не общественники при администрациях. Мария Слободская предложила и конкретную форму такой работы: раз в квартал в каждом регионе создавать какой-то общественный орган, состоящий в основном из сетевых организаций, который бы собирал потребителей национальных проектов - фермеров, учителей, родителей - всех, кто является получателем по тому или иному национальному проекту. "И эти люди обсуждали бы, что им неудобно в получении всего, что связано с нацпроектом, что им кажется неправильным и, главное, что они предлагают в качестве улучшения того, что им не нравится. Все эти вещи одновременно по стране могли бы собираться, обобщаться Общественной палатой и Советом по реализации нацпроектов и предлагаться в виде определенных корректировок в соответствующий национальный проект", - резюмировала Мария Слободская.

Дмитрий Медведев отметил те сложности, которые возникают в связи с любой формой общественного контроля за нацпроектами. "Контроль - вещь очень сложная применительно к нацпроектам. Что можно мониторить и контролировать? Можно контролировать, что делается, что достаточно понятно, можно контролировать, чего не делается, тоже понятно, гораздо сложнее стоит вопрос с тем, как контролировать, чего хотелось бы", - подчеркнул он. Отвечая Марии Слободской, первый вице-премьер отметил, что "когда мы говорим о потребителях национальных проектов, есть профессиональные потребители, как вы их назвали, и есть остальные". "В принципе мы должны работать во благо остальных, - подчеркнул Дмитрий Медведев, - поэтому, когда будет происходить вот такой мониторинг, потребители будут в наиболее сложном положении, отвечая на вопрос " чего хотелось бы", особенно с учетом реальных возможностей государства". Первый вице-премьер призвал подумать над разными формами общественного контроля за нацпроектами.

Член Общественной палаты РФ, председатель комиссии по формированию здорового образа жизни, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева Лео Бокерия сосредоточился в своем выступлении на проблемах здоровья нации и демографических проблемах. Выразив глубокую озабоченность высокой смертностью населения в нашей стране, Лео Бокерия предложил видоизменить приоритетный национальный проект "Здоровье" с учетом существующих реалий российского здравоохранения и мирового опыта в этой сфере. По мнению Лео Бокерии, национальный проект "Здоровье" должен быть рассчитан минимум на 10 лет, а курировать его должен государственный деятель в ранге не ниже первого вице-премьера Правительства.

Мотивируя свое предложение, Лео Бокерия отметил долгосрочный и кардинальный характер тех мер, которые следует предпринять для модернизации российского здравоохранения. "Мы сегодня не можем даже сказать, сколько стоит наше здравоохранение. Это нужно посчитать, иначе мы никогда не сдвинемся с мертвой точки в этом вопросе", - подчеркнул он. По мнению Лео Бокерии, ключевой вопрос - это вопрос о саморазвитии медицины. "Сколько бы мы ни пытались финансировать из бюджета медицину, она никогда не встанет на ноги. Мое понимание состоит в том, что у каждого из здесь присутствующих должен быть сертификат, который позволяет им прийти в любую больницу. Как его наполнить - это другой вопрос, но сегодня в стране есть какие-то средства, дисциплина появилась у частных предприятий и так далее. Почему это важно, чтобы за каждым из нас числилась какая-то сумма", - отметил Лео Бокерия. Тогда, как считает Лео Бокерия, бизнесмены придут в больницу, они начнут производить оборудование, лекарства. У них будет конкуренция - и это будет хорошее оборудование. И тогда цены на это оборудование упадут. "Сегодня более 90% оборудования для сердечно-сосудистой хирургии мы покупаем за рубежом с НДС, они накручивают цену и так далее", - констатировал Лео Бокерия.

Дмитрий Медведев согласился со многими оценками Лео Бокерии. "По поводу того, сколько чего стоит. У нас до сих пор система оценки затрат государства на те или иные социальные сферы находится еще под воздействием прежней системы управления социальной сферой и прежними бюджетообразующими компонентами. Иными словами, даже сегодня мы не можем до конца оценить, что сколько стоит. У нас есть какие-то приблизительные округленные представления, понятно, что есть прямые затраты государственного бюджета, часть из которых сегодня зарезервирована на национальный проект. Но совокупные средства, которые включали бы в себя как государственный бюджет, так и бюджеты регионов, муниципальные бюджеты, частные инвестиции, те средства, которые люди реально тратят на свое здоровье, - вот таких подсчетов у нас нет. Во всяком случае - корректных подсчетов", - отметил Дмитрий Медведев.

"И это как раз возвращает меня к тому, что вы затронули в конце своего выступления по поводу того, что медицина все-таки должна в известной мере сама воспроизводить себя и нужно уходить от системы прикрепления к конкретному медицинскому учреждению", - добавил первый вице-премьер. По мнению Дмитрия Медведева, вещи это непростые, это не делается "взмахом дирижерской палочки", но совершенно очевидно, что переход к так называемым одноканальным методам финансирования медицины, нормальное внедрение системы обязательного и добровольного медицинского страхования - это шаги в правильном направлении. "Ничего другого в мире не придумано, - заявил он. - И только в том случае, когда медицинское учреждение будет видеть, сколько денег приносит с собой пациент, не свих денег, а денег, накопленных в соответствующих фондах, будет понятна мотивация этого медицинского учреждения на соответствующие медицинские манипуляции с ним"

В самом начале встречи Дмитрий Медведев сказал: "Смысл нашей встречи именно в том, чтобы отладить систему коммуникаций по основным темам социальной жизни нашей страны: по вопросу здравоохранения, образования, жилья и развитию села. Сразу хотел бы подчеркнуть, что без такой системы коммуникаций очевидно, что государство слепо и работает просто только на себя. Мысль достаточно простая, но от этого не менее актуальная". Состоявшаяся дискуссия в полной мере подтвердила эту мысль.

6 июля 2006 года
http://www.rost.ru/

Док. 259108
Перв. публик.: 07.07.06
Последн. ред.: 02.03.07
Число обращений: 942

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``