В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Григорьев: Демократия по-прибалтийски Назад
Максим Григорьев: Демократия по-прибалтийски
В продолжение темы демократии по-эстонски посмотрим, как оценивает ситуацию с правами человека в Прибалтике "Светлый голос за демократию и свободу во всем мире".

Если вы еще не догадались, именно так себя называет известная организация Freedom House, которая, цитируя их самих, "поддерживает распространение свободы в мире", "действует против идей или сил, которые выступают против права людей быть свободными".


"Светлый голос за свободу" aka (1) Freedom House ежегодно проводит "Исследование политических прав и гражданских свобод" в "192 странах и 14 территориях". В этом "исследовании" каждая из стран проходит "экзамен" и получает оценку по двум "предметам": политические права и гражданские свободы. Оценка "один" считается максимальной, и страна, "заслужившая" ее, "переводится в следующий класс", т. е. получает статус "свободной". Соответственно "не заслужившая" получает статус либо частично "свободной" либо "несвободной" (2).

Согласно "Исследованию политических прав и гражданских свобод", проведенному Freedom House, за 2005 год по "политическим правам" Эстония имеет оценку "один" и по "гражданским свободам" тоже "один", т. е. попадает под ту же категорию, что и США, Великобритания и Швейцария.

Для справки: согласно этому же исследованию за 2005 год политические права в России оцениваются на "шесть", а гражданские свободы на "пять", т. е. "очень плохо". Точнее говоря, по версии "Светлого голоса", политических свобод в России меньше, чем в Афганистане, Эфиопии и Уганде, и ровно столько же, как в Иране, Пакистане и Сомали (2). Согласно этому же "исследованию" гражданских свобод в России меньше, чем в Колумбии, Турции, Боснии-Герцеговине, и ровно столько же, как в Камбодже, Руанде, Катаре. Ну и, конечно, с политическими правами хуже Афганистана и Эфиопии и гражданскими свободами хуже Колумбии и Турции эксперты Freedom House с болью в сердце были вынуждены поставить России оценку "несвободная". У вдумчивого читателя может возникнуть вопрос: может быть, мы неправильно понимаем понятия "демократия" и "свобода"? Недооцениваем какую-нибудь атлантическую, европейскую, постиндустриальную или какую-нибудь еще специфику?

Попробуем, обратимся к "первоисточникам" понятия "демократия". Для читателя это, вероятно, будут Платон, Руссо, Локк, Монтескье и др. Но их труды содержали много спорных моментов, к тому же нередко противоречили друг другу. Поэтому прибегнем к современной трактовке "приличного" демократического государства через Копенгагенские критерии, которые согласно европейскому законодательству являются важнейшим требованием для членства страны в ЕС. В качестве первоисточника "демократии" для Freedom House, от которого даже ему самому будет сложно отказаться, будем считать официальные документы правительства США (3) в лице Государственного департамента США. Приводимые ниже неотъемлемые черты "приличного" демократического государства мы берем с официального сайта Бюро международных информационных программ Госдепа. Попробуем сравнить декларируемые принципы демократии и реальную ситуацию в Эстонии.


Неотъемлемые черты демократии (по версии Государственного департамента США): "все государства с демократической формой правления... ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство"; "демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как право на равную защиту со стороны закона и право полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества"; "демократические общества привержены таким принципам, как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса".


Выдержка из Копенгагенских критериев (Европейский союз) для стран - членов и кандидатов в члены ЕС: "необходимо обеспечить стабильности институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств".


Реальная ситуация в Эстонии.В начале 90-х более чем 30% населения оказались ущемлены в политических и гражданских правах. В настоящее время в Эстонии порядка 150 000 человек, или 10% населения, абсолютное большинство из которых составляют русские, лишены возможности участия в политической жизни страны. Русские подвергаются дискриминации при принятии на работу, в любой момент могут быть подвергнуты экзамену на знание эстонского языка, после чего подвергнуться увольнениям или штрафам. Общественные и политические организации, подозреваемые в положительном отношении к России или отстаивающие права русских, поддерживающие их предприниматели подвергаются давлению со стороны специальных служб.


"Воевавших в немецких мундирах эстонцев следует считать борцами за свободу и им надо дать статус освободителя Эстонии"

Внутри страны эстонское государство ведет целенаправленную антирусскую пропаганду. Молодое поколение эстонцев воспитывается в духе неуважения к русским негражданам, которых официальные лица открыто называют "детьми русских оккупантов" и "колонистов", "гражданским гарнизоном".

Отклонение от официальной трактовки истории страны (русские оккупировали страну в 1940 и 1944 году, эстонские члены СС - борцы за независимость, Россия - основная угроза безопасности страны) может поставить крест на карьере чиновника, существенно осложнить карьеру журналиста. Темпы предоставления гражданства русским не превосходят 1000 человек в год, что фактически стимулирует сохранение сегрегации эстонской и русской частей населения на ближайшие поколения.


Неотъемлемые черты демократии (по версии Государственного департамента США): "Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам".


Выдержка из Копенгагенских критериев (Европейский союз) для стран - членов и кандидатов в члены ЕС: "принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза".


Реальная ситуация в Эстонии.10% населения законодательно лишены возможности быть членами политических партий, участвовать в выборах, за исключением выборов местного самоуправления. Согласно директиве ЕС No 2003/109/ЕС Эстонии необходимо ввести статус "постоянный житель Европейского союза" для неграждан. В отсутствие данного статуса неграждане не имеют возможности подавать петиции в Европейский парламент и омбудсмену, на законных основаниях работать, учиться или жить в других странах Евросоюза дольше трех месяцев. В данный момент данная директива ЕС Эстонией не выполнена.


Да. Как говорится, что-то не сходится. Но может быть, Freedom House просто не знает о реальной ситуации в прибалтийских странах? Приведем несколько цитат: "эстонский закон о гражданстве критикуется за эффективное лишение избирательных прав большого количества русскоговорящих с помощью чрезмерно сложного процесса натурализации", "неграждане не имеют права быть членами политических партий", "закон о языке запрещает использование любых иностранных языков в любых общественных знаках, объявлениях, записях, включая предвыборную агитацию", "несмотря на обвинения в дискриминации этнических русских в области работы, образовании, социального обеспечения, резолюция ОБСЕ о национальных меньшинствах не критиковала ситуацию в Эстонии. Датский посол в России подтвердил соответствие Эстонии Копенгагенским критериям в области защиты этнических меньшинств".

Эти предложения взяты из официальных документов Freedom House - как мы видим, никакого недостатка в информации нет. При этом, поощряя активное поведение Эстонии по интеграции в НАТО, 51-я Генеральная Ассамблея объединений НАТО в октябре 2005 года была проведена в Таллине. Очень символично название основной темы встречи - "Демократия и права человека - новая миссия НАТО". Вот такая вот новая миссия.

Справки ради отметим, что на этой Генеральной Ассамблее выступила "известный российский политик" Ирина Хакамада. У читателя, конечно, нет сомнений, что она выступила против нарушения прав человека русского населения в Эстонии, согласно "новой миссии НАТО". К сожалению, придется огорчить читателя - уважаемая Ирина Мацуевна не выступила с этим вопросом на мероприятии.


Министр обороны Эстонии Юрген Лиги

Ну, может, она просто недостаточно в курсе этого или вопрос дискриминации русских ей не близок? Но, скажет читатель, она, конечно, не могла не осудить пропаганду фашизма в Эстонии, привела примеры прославления эстонцев - членов СС, оставивших память расстрелами мирного населения в России в Пскове и Великих Луках, как борцов за независимость в школьных программах, официальных документах. Наверно, на Ассамблее она осудила министра обороны Эстонии Юргена Лиги за его публичные выступления, в которых он говорит, что "воевавших в немецких мундирах эстонцев следует считать борцами за свободу и им надо дать статус освободителя Эстонии". Не могла не осудить. Тем более ее антифашистская позиция широко известна российской общественности - на прошлой неделе она даже стала одним из учредителей Российского антифашистского фронта. И опять-таки скрепя сердце приходится огорчить читателя. На Ассамблее НАТО уважаемая Ирина Мацуевна не осудила пропаганду фашизма в Эстонии. "На улицах Таллина люди, завидев Хакамаду, кричали ей вслед: "Спасибо вам, Ирина!" - такими словами начинается интервью корреспондента "Ээсти Пяэвалехт". "Вы говорите о державе. Ну какая Россия держава? Она - государство мечтателей, которые не хотят объективно оценить ни себя, ни окружающий мир", - сказала Хакамада. Пора читателю раскрыть страшную правду: на Ассамблее НАТО Ирина Муцуовна не говорила о правах русских или пропаганде фашизма в Эстонии, она выступила с докладом о положении с правами человека и демократией в России. Вот такая вот объективная оценка.

Особую пикантность ситуации придает то, что низкий уровень гражданских свобод в России, по мнению Freedom House, связан и с тем, что в России "этнические меньшинства подвергаются государственной и социальной дискриминации". Вот так, в России подвергаются, а в Эстонии и Латвии не подвергаются. Как писал Козьма Прутков, "если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим".

При этом, кстати, Европейская комиссия против расизма и дискриминации резко критически отзывается о ситуации в Эстонии. Как мы видим, никаких иллюзий ни Freedom House, ни Европейский союз по отношению к ситуации в Эстонии не имеет. Но, цитируя классиков, "товарищ волк... кушает, и никого не слушает, и слушать, судя по всему, не собирается": "политические права" и "гражданские свободы" в Эстонии оцениваются на уровне США, Великобритании или Финляндии.


На примере прибалтийских стран позволим себе сделать несколько выводов.

В вопросах, носящих важный характер для внутренней политики и обеспечения собственной власти, национальные элиты стран, входящих в НАТО и ЕС, готовы идти на самые жестокие и антидемократические меры без каких-либо оговорок.

Это раз.

В случае наличия подозрений во вмешательстве третьих стран в политическую или общественную сферу "образцово-демократические" страны активно задействуют специальные службы со всем спектром вытекающих из этого последствий.

Это два.

Даже явные нарушения демократических принципов, а также такие "шалости", как пропаганда нацизма и этническая дискриминация не мешают правительствам, общественным организациям, средствам массовой информации западных стран считать нарушителя "образцовой демократией".

Это три.


Примечания:

(1) Aka сокр. от also known as - "известный также как"

(2) Отдельным "несвободным" иногда приходится повторять "неусвоенный материал по демократии" - например, в 1986 году Ливии (за 1985-1986 год оценка по "политическим правам": 6, "гражданским свободам": 6, или "очень плохо"); 1989 году Панаме (за 1988-1989 год оценка по "политическим правам": 6, "гражданским свободам": 5, или "очень плохо"); в 2000 году Югославии (за 1998-1999 год оценка по "политическим правам": 6, "гражданским свободам": 6, или "очень плохо"); в 2001 году Афганистану (за 1999-2000 год оценка по "политическим правам": 7, "гражданским свободам": 7, или "очень плохо"); в 2003 году Ираку (за 2002-2003 год оценка по "политическим правам": 7, "гражданским свободам": 7, или "очень плохо").

(3) Финансирующее более 70% деятельности Freedom House (согласно интервью исполнительного директора Freedom House Д. Виндзор газете "Коммерсантъ", 19 июня 2006 г.)


http://www.vz.ru/

4.7.2006

Док. 259037
Опублик.: 05.07.06
Число обращений: 534

  • Григорьев Максим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``