В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Буксман: `Контролируем, но не надзираем!` Назад
Александр Буксман: `Контролируем, но не надзираем!`
25 декабря в РИА "Новости" прошла пресс-конференция начальника Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве Александра Буксмана. Встреча с журналистами прошла под знаком событий, связанных с "ЮКОСОМ", в орбиту которых попали и адвокаты Ходорковского.

Обвинение адвоката Артюховой в грубых нарушениях закона вылилось в представление регионального отделения Минюста в Адвокатскую палату г. Москвы о лишении защитника статуса адвоката.
Однако в своем обзорном сообщении А. Буксман ничего об этом не сказал. Как современный чиновник, исповедующий открытость и лояльность своего ведомства, Александр Эмануилович счел необходимым ознакомить акул пера с основными итогами работы Главного управления за год.
Он подчеркнул, что главным направлением своей работы считает контроль за состоянием законности в столице. Экспертами ведомства выявлено 335 актов, в той или иной мере не соответствующих федеральному законодательству. 299 из них приведены в соответствие с федеральными законами.
Главное управление активно внедряется в законотворческую работу столичных законодателей. 17 из 31 законопроекта, подготовленных Правительством Москвы, прошли экспертизу в Главном управлении.
А. Буксман отметил, что традиционной функцией его ведомства остается правовой контроль за деятельностью нотариата, адвокатуры, учреждений юстиции. Похвалив нотариусов, которые работают в соответствии с требованиями закона, Александр Эмануилович посетовал на адвокатов, доставивших Управлению немало хлопот. Так, только при формировании реестра почти 900 адвокатам по разным причинам было отказано во включении в "священный список". Управление выявило среди соискателей лиц, имеющих судимость, занимающихся бизнесом или состоящих на государственной службе, не имеющих высшее образование, представивших поддельные дипломы, не имеющих положенного 2-летнего стажа и т.п.
Тем не менее, по сравнению с началом года московская адвокатура приросла почти на тысячу человек, сейчас в реестр внесен 7091 адвокат.
Ведение реестра и контроль за законностью в адвокатских рядах А. Буксман назвал текущей, обыденной работой. И когда журналисты задали ему, наконец, вопрос, касающийся лишения адвокатского статуса О. Артюховой, отметил, что это событие вполне укладывается в рамки обычной работы, он не видит в нем ничего экстраординарного. Начальник Главного управления поспешил развеять посеянный некоторыми СМИ миф о том, что О. Артюхову будто бы уже лишили статуса адвоката. Он отметил, что это достаточно сложная процедура, в которой участвуют вначале квалификационная комиссия, а затем совет адвокатской палаты. Окончательное решение региональное управление юстиции выносит с учетом предложений этих органов, либо соглашаясь с их оценкой, либо обращаясь в суд. А. Буксман отметил, что не видит прецедента в деле О. Артюховой. По его мнению этот случай приобрел публичную окраску только в связи с делом "ЮКОСА". Он отметил, что кроме представления на О. Артюхову на рассмотрении в палате адвокатов находится еще 7 аналогичных дел.
Тем не менее, журналисты попросили Александра Эмануиловича прокомментировать ситуацию вокруг О. Артюховой.
Он заметил, что на запрос Главного управления о допущенных О. Артюховой нарушениях, органы следствия представили следующую информацию: адвокат пыталась вынести из изолятора документ, никак не связанный с защитой ее клиента, но проходящий по делу, стороны которого дали подписку о неразглашении содержащихся в нем материалов. Каким образом О. Артюхова оказалась обладательницей секретной информации, следствию еще предстоит выяснить. Кроме того, у женщины были обнаружены бумаги, содержащие инструкции по незаконному воздействию на свидетелей, проходящих по делу "ЮКОСА".
Александра Эмануиловича попросили объяснить, как корреспондируется обыск адвоката с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре, и в частности, с положением об адвокатской тайне. Начальник Главного управления заметил, что следственные органы действовали в рамках Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Но тут же оговорился, что ряд законодательных актов, регламентирующих права и обязанности лиц, участвующих в уголовном процессе, противоречат друг другу, и неплохо было бы устранить имеющиеся в них нестыковки.
Журналисты высказали обеспокоенность, не превратятся ли государственные органы в вездесущий глаз, наблюдающий за каждым шагом адвоката, и не будет ли таким образом выхолощена суть адвокатской деятельности?
А. Буксман чистосердечно признался, что повод к пристальному вниманию за своими действиями подают сами адвокаты. Только в этом году в Москве зафиксировано 15 случаев нарушений ими требований Федерального закона о содержании под стражей. Защитники пытались передавать своим доверителям, томящимся в застенках, деньги в рублях и валюте, фотоаппараты и даже "непонятный порошок" (Может быть стиральный? - Авт.). С высказанной Александром Эмануиловичем истиной о том, что адвокат не должен преступать закон, трудно было не согласиться. И, тем не менее, журналисты попросили его объяснить, правомерна ли слежка за адвокатом?
Начальник Главного управления нашелся и здесь, заметив, что видеонаблюдение за встречей адвоката с клиентом является вынужденной мерой, направленной на обеспечение безопасности самого адвоката. "Знаете ведь, какие личности попадают подчас за решетку? От них всякого ожидать можно". На что журналисты деликатно промолчали. Оставляя за собой поле словесной битвы, Александр Эмануилович подчеркнул, что его ведомство не наделено правом надзора за деятельностью адвокатов. И потому практически все жалобы, приходящие от граждан на адвокатов, переправляет в совет палаты. К слову сказать, эти жалобы идут сплошным потоком. Особенно по фактам получения адвокатами сумм за услуги при невыполнении обязательств перед клиентом (115 жалоб!). Между тем с момента регистрации Адвокатской палаты г. Москвы квалификационной комиссией рассмотрено только 19 жалоб на действия адвокатов: по 13 из них дисциплинарное производство прекращено, по 1 вынесен строгий выговор - адвокату В. Дурасс, 2 адвоката - Л. Федорова и С. Сорокин отделались замечаниями, а еще 1 - адвокат Д. Хорст получил предупреждение. И только 2 адвоката - Н. Галанов и С. Овчинников были лишены статуса. Первый признан судом виновным в совершении преступления по ст. 159 (п.п. "в" и "г"), второй расстался с корочкой из-за того, что 8 месяцев не производил отчисления на нужды палаты.
По делам судебным Главное управление выступает только в качестве одной из сторон, но никак не карающей десницы.

Александр КРОХМАЛЮК

25-12-2003
http://www.bestlawyers.ru/

Док. 258974
Опублик.: 03.07.06
Число обращений: 543

  • Буксман Александр Эмануилович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``