В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Калашникова: Кто лоббирует экстремизм в России? Назад
Елена Калашникова: Кто лоббирует экстремизм в России?
Поправки к закону "О противодействии экстремисткой деятельности", принятые Госдумой в первом чтении, бурно обсуждаются в рядах оппозиции. Отдельные ее представители пугают новыми методами сведения политических счетов.

Можно критиковать, но не линчевать

Формулировки закона еще будут уточняться и согласовываться во время обсуждения в Госдуме, но уже сейчас, как говорится на официальном сайте "ЕР", кратко их можно сформулировать так: критиковать действия власти можно, призывать к насильственному свержению существующего строя - нет. Как отметил на днях Борис Грызлов: "критика власти сейчас присутствует на территории всей страны, антиконституционными являются лишь призывы к свержению власти".

Единороссы приводят пример приемлемой цивилизованной публичной риторики: "Этот чиновник (мэр, губернатор, президент) то-то и то-то делает не так". А вот такое высказывание будет караться по закону: "Не вздернуть ли нам этого чиновника (мэра, губернатора, президента) на столбе - он все делает не так".

В поправках повышенное внимание угрозам существующему строю уделяется наравне с вопросами расовой, национальной, религиозной, социальной ненависти и вражды. В том числе вынесено на обсуждение предложение Общественной палаты отменять регистрацию кандидатов на выборах всех уровней, в случае если они допустили высказывания экстремистского характера.



Оппозиция приняла "экстремизм" на свой счет

К ужесточению борьбы с экстремизмом призывает законодателей и ряд глав регионов, в числе которых Борис Громов, Дмитрий Зеленин, Юрий Лужков, Александр Михайлов, Муртаза Рахимов, Егор Строев, Аман Тулеев, Александр Хлопонин, Владимир Чуб и Минтимер Шаймиев. В числе тех, кто, по их мнению, должен потерять доступ в общественную жизнь, называются лидер НБП Эдуард Лимонов и экс-лидер "Родины" Дмитрий Рогозин.

Лимонов уже отреагировал на эти обвинения, заявив в эфире "Эхо Москвы", что "экстремизмом в современной России называется любая критика власти и любого критического настроенного человека можно назвать экстремистом".

Дмитрий Рогозин же оскорбился, найдя свою фамилию в списке экстремистов. "Если у указанных граждан - Лужкова, Шаймиева и других подписантов есть претензии к моей гражданской позиции или политической деятельности, они должны обратиться в суд", - заявил Рогозин в интервью "Интерфаксу".

На самом дел, та часть оппозиционных сил, которая яро выступила против поправок, повела себя в соответствии с поговоркой "На воре и шапка горит". Экстремизм и разжигание национальной розни - понятия, вполне поддающиеся квалификации. И если подобный Рогозину "оппозиционер" будет требовать "очистить Москву от мусора", иллюстрируя свои программные заявления кавказцами, разбрасывающими арбузные корки, то он должен быть квалифицирован как нарушитель закона и отлучен от возможности проповедовать национальную нетерпимость с большого экрана. И вовсе не потому, что он в оппозиции, а потому, что он призывает к межнациональной розни. При этом любые санкции или отрицательные последствия реализации этого закона наступают в случае рассмотрения этих дел судами, то есть, как подчеркивают сторонники поправок, в рамках открытой демократической процедуры.





Россия хочет избежать опыта Германии 30-х годов

"Общество само разберется, кому отказать", - твердит лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров. Однако аргумент оппозиционеров вступает в противоречие с историческим опытом. К примеру, единороссы предлагают вспомнить опыт Германии 30-х годов прошлого. Граждане страны так же как и сегодняшние россияне хотели всего лишь сильной ответственной власти и демократии. В результате нацисты оказались у власти, совершенно законно выиграв парламентские выборы. Диктатурой их правление стало чуть позже. А еще чуть позже экспансия фашистов закончилась гибелью во Второй мировой войне 50 миллионов человек.

Историческая помять отразилась в законодательстве европейских стран, пострадавших от экстремизма. Причем в гораздо более жесткой форме, нежели те поправки, за которые выступает думское большинство вместе с "Единой Россией". Так, современный Уголовный кодекс Германии предусматривает наказание сроком до 5 лет за разжигание ненависти к определенной части населения. Во Франции, Дании, Нидерландах законодательство еще жестче: там судят за пропаганду национальной розни независимо от наличия умысла и наличия или отсутствия последствий.



"Не пригревайте лимоновцев на своей груди"

В то же время далеко не весь оппозиционный лагерь противится корректировке закона об экстремизме. Многие помнят, что в России существуют такие организации как ДПНИ и НБП. Организации, открыто проповедующие и реализующие человеконенавистнические идеи.

Об этом говорит и Валерия Новодворская, которую сложно причислить к стану поклонников "Единой России" и действующей власти. "Не пригревайте лимоновцев на своей груди, - призывает она коллег. - Демократический Союз хотел бы предостеречь своих коллег правозащитников против избыточной и неуместной защиты членов Национал-большевистской партии, уже переходящей в легитимацию всех их действий".

От имени Демократического союза Новодворская заявляет: "Невозможно отрицать, что все действия НБП, начиная с обстрелов яйцами и помидорами и кончая захватами водокачек, музейных кораблей, соборов и общественных зданий, по сути дела являются насилием, которое никогда не применяли ни европейские правозащитники, ни советские диссиденты".

"Если члены НБП претендуют на помощь правозащитного сообщества, пусть сначала приведут свою доктрину, свое название и свою символику в какое-то соответствие с Пактом о гражданских и политических правах, с Декларацией прав человека и с Конституцией РФ, - утверждает политик и вслед за единороссами вспоминает опыт Германии. - Правосудие Веймарской республики поступило весьма опрометчиво, вовремя не покарав участников "кампании гражданского неповиновения", начавшейся в Мюнхенской пивной. За попустительство Гитлеру и другим "неформалам" из его партии человечество заплатило многими миллионами жертв".

Пример Новодворской наглядно демонстрирует, что далеко не все оппозиционеры с навязчивым упорством принимают на свой счет естественное намерение любой современной демократической власти бороться с экстремизмом и национальной нетерпимостью.

Материал подготовила Елена Калашникова.
Пишите по адресу - kalashnikova@dni.ru...

http://www.dni.ru/


28.6.2006

Док. 258908
Опублик.: 29.06.06
Число обращений: 564

  • Калашникова Елена

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``