В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Самоваров: Избавляться от иллюзий Назад
Александр Самоваров: Избавляться от иллюзий
"Гудок" о реформе образования: страна исчерпала свой лимит на странных людей во главе министерств - Г. Греф возглавляет МЭРТ с дипломом юриста, а министром образования является специалист по инновациям



Школа - это настолько привычная часть социального ландшафта, что мало кому в голову приходит вникать, как работает эта система. Похоже, не приходит в голову и тем, кто руководит нашим народным образованием.

Не так давно я послушал выступление по ТВ господина Фурсенко и понял, что этот министр собирается реформировать наше образование, но при этом понятия не имеет, как оно функционирует. Все проблемы вроде бы упираются в то, что учителям мало платят. Плати хорошо, модернизируй на западный манер обучение, вводи Единый государственный экзамен, отучи учителей от авторитарного типа поведения на уроках - и все. Реформа закончена. На самом деле такая псевдореформа может привести к катастрофе более страшной для общества, в том числе и самих либеральных реформаторов, чем "реформы" Гайдара в экономике.

Попробую развить свою мысль. Что движет всеми нами? Как мы поступаем в тех или иных ситуациях, особенно экстремальных? В основе нашего поведения лежат определенные социальные установки.

Приведу пример. Один мой знакомый ожидал электричку. Вдруг пути перебегает мужчина и начинает карабкаться на обледенелую платформу. А поезд уже несется на бедолагу, счет идет на секунды. Мой знакомый подал нетрезвому мужчине руку и вытащил его перед самым носом локомотива. И только потом подумал, что мужик-то здоровый, тяжелый, и под колесами они могли оказаться вместе.

Почему в эти секунды он поступил так, а не иначе? За этим поступком стояли те установки, которые он получал в этой жизни. Начиная с юных лет ему говорили - помоги ближнему, если тому грозит беда. Эта социальная установка и сработала в нужную минуту.

Когда говорят о школе, то имеют в виду место, в котором ребенку дают знания. Это не совсем верно. В школе ребенок проходит прежде всего социальное обучение, приобретает социальные установки. Ребенку не просто говорят, что хорошо, а что плохо, - его убеждают в этом в течение одиннадцати лет на всю оставшуюся жизнь.

Что стоит за относительной социальной стабильностью прошедших пятнадцати лет? Ведь не дошла Россия до гражданской войны, до классовой и социальной, а по большому счету - и национальной вражды. Почему? Одну из главных причин не называют никогда. Это работа наших учителей.

Как бы ни унижали их мизерной зарплатой, как бы ни принижали их социальный статус, все эти люди в школе изо дня в день воспитывают законопослушных граждан.

Как бы ни переписывали учебники, ничто не может заставить старую учительскую гвардию называть зло добром, а добро злом. Ребенок впитывает это на уровне эмоций, каких-то отдельных фраз, и это понимание, что есть добро, а что зло, остается с ним навсегда.

Ученики, конечно, подвергаются разным влияниям. Но школьный плюс на минус прочего общественного воздействия в итоге дает ноль. Нынешние выпускники уже не прежние советские, но и не разрушители.

Однако тот, кто думает, что это все происходит автоматически, что каких учителей ты в школу ни набери, будет то же самое, глубоко ошибается. За работой нынешних педагогов стоит в свою очередь работа их учителей, их воспитание и формирование в определенных условиях. Уйдет нынешнее поколение - с чем мы останемся?

Говорят: вот прибавим денег, и сразу в школу придут молодые учителя. Ну сделаете вы, господа чиновники, в среднем по стране зарплату учителю не сто баксов, а двести, и думаете, что года через три все вопросы решите? Вас ждет большой сюрприз.

Для старого поколения учителей государство было свято, независимо от того, какое это государство. Для молодых учителей государство как минимум не икона. Для старых учителей человек человеку был друг и брат. Новые вырастают в условиях, когда человек человеку волк. И в итоге через несколько лет мы увидим совсем иное учительство.

Это старые учителя воспитывают деревенских мальчишек так, что они идут в армию и защищают Родину, ничего не требуя взамен. Но уже сейчас с патриотическим воспитанием большие проблемы. Ибо все чаще юноши задают вопрос: "А кого я буду защищать? Абрамовичей? Но почему тогда их дети не служат?"

Или взять проблемы воспитания в семье. Наблюдаю картину: гуляет молодая, сытая дама в шубе со своим сынишкой. Мальчик останавливается около сугроба, расправляет руки, как крылья, и падает с закрытыми глазами в снег. (Все мы так делали в детстве.) А мама лениво ему говорит: "Дима, ты козел!"

Если этот Дима успеет попасть к нормальным учителям, то ему объяснят, что он хороший мальчик. Не успеет - козлом и вырастет. Предвижу, что многие читатели, дети которых ходят в школу, могут воскликнуть: "Полно, да знаем мы ваших учителей! Все плохо в нынешней школе". На это можно ответить одно: "Вы, господа, еще не знает, что такое плохо!"

Думаете, так просто заставить тысячу детей прийти в школу и просто нормально раздеться, пройти в классы и по звонку сесть за парты? Ошибаетесь. За этим стоит ежедневный труд учителей. И когда на смену нынешним педагогам придут другие, которые не приучены трудиться за копейки во имя Родины, то даже этот процесс может превратиться в серьезную проблему.

В ближайшие пять лет в школе будет, как в армии. Тот полк, который считался двадцать лет назад посредственным, сейчас считается лучшим. Те школы, которые смогут дотянуть до уровня обычной городской школы 80-х годов, станут элитными. И, разумеется, платными. За деньги можно будет получать неплохое образование и какое-то воспитание. Бесплатное же образование превратится, как сейчас модно выражаться, в отстой. В тех же США с дисциплиной в школах очень плохо, хотя учителя там получают ненамного меньше профессоров - десять тысяч долларов в месяц. Так что будет с нашими школами, из которых в силу возраста уйдет нынешний педагогический костяк?

Им на смену придет новое поколение коллег, для которых такие понятия, как добро и зло, вовсе не будут однозначными. И не станут они не за страх, а за совесть служить власти только потому, что она власть. И уже завтра у детей сформируется убеждение: мы этой власти ничего не должны. В глубинах общества это убеждение уже сформировалось, но, как ни парадоксально, в школах оно не господствует только потому, что учителя живут еще прежними социальными установками.

Так что же делать? Для начала надо понять, что страна исчерпала свой лимит на странных людей во главе министерств. Юрист Греф во главе экономики - это как? Специалист по инновациям или там еще по чему во главе нашего образования - это зачем?

Но главное даже не профессия, а масштаб людей во главе министерств. Когда все отлажено - посади в кресло любого, и он будет управлять. В наше время нужны действительно творческие люди, которые имеют представление о том, как живет общество, какие социальные механизмы наиболее важны.

Крупные политики всегда понимали огромную роль школьного образования в жизни общества. Бисмарк после триумфа Германии в 1870 году признал, что это победа прежде всего школьных учителей, а не политиков и полководцев.

Наши реформы происходят в основном в сфере экономики. Да и там это не столько реформы, сколько передел собственности. Настоящие реформы начнутся только тогда, когда детям в школе станут внушать, что мы хозяева своей страны, мы имеем права и должны их защищать. Через выборы, через профсоюзы, партии и суды. Что суть демократии состоит в том, что каждый человек вне зависимости от его доходов достоин уважения. Что мы нанимаем власть не править нами, а решать наши проблемы. Вот тогда получим мы полноценное гражданское общество. А без этого откуда ему взяться?

Но для того чтобы эти простые истины, способные спасти страну от хаоса и потрясений, внедрить в умы детей, надо пересмотреть отношение к учителям, их подготовке в вузах, их социальному статусу. Пора избавиться от иллюзий, что все произойдет само собой. Что экономика заработает, потому что рыночная. А школа реформируется, потому что во главе образования стоит либерал. Само по себе ничего не происходит.

А нынешним школьным учителям поклониться бы в ноги за то, что до сих пор обеспечивают нам если не победы, то более или менее сносное существование без бунтов и революций.


2005-05-30 Источник: Гудок

Гудок, 28.05.2005, с. N93, с. 8

Док. 258637
Опублик.: 20.06.06
Число обращений: 511

  • Самоваров Александр

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``