В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Подборка материалов по конкурентноспособности России (Ч.3) Назад
Подборка материалов по конкурентноспособности России (Ч.3)
Подборка материалов по конкурентноспособности России (Ч.3)

поиск в интернете 05.06.2006

============================================

- ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ В МИРЕ И РОССИИ -
- ЗАПАСЫ ЧИСТОЙ ВОДЫ И ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В РОССИИ И МИРЕ -

Источник: ИТАР-ТАСС - ПЛАНЕТА
Дата выпуска: 22.03.2006 14:03
Заглавие:
РОССИЯ ОСОЗНАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СБЕРЕЖЕНИЕ КРУПНЕЙШИХ НА ПЛАНЕТЕ ЗАПАСОВ
ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ЗАЯВИЛ ГЛАВА РОСВОДРЕСУРСОВ

МЕХИКО, 22 марта. /Корр. ИТАР-ТАСС Игорь Варламов/. Россия хорошо осознает
ответственность за охрану и сбережение крупнейших на планете собственных запасов
питьевой воды..

Об этом заявил во вторник руководитель Федерального агентства
водных ресурсов РФ Рустэм Хамитов, возглавляющий российскую делегацию на
проходящем в Мехико Всемирном форуме по проблемам воды.

"Россия занимает второе место в мире по запасам пресной воды и первое место в
мире по запасам питьевой, поэтому ситуация с водопользованием у нас привлекает
повышенное внимание участников форума, на который съехались около 13 тысяч
делегатов из 140 стран", - сказал в беседе с корр. ИТАР-ТАСС глава
Росводресурсов.

Он подчеркнул, что отмечаемый 22 марта Всемирный день водных
ресурсов "скорее, даже не праздник, а повод для осмысления того, что происходит
с водой на Земле вообще и у нас в стране, в частности".

По словам Р.Хамитова, готовящийся в России новый Водный кодекс будет более полно
отвечать современным мировым тенденциям и во многом изменит управление водными
ресурсами. "Мы стремимся к тому, чтобы в нашем водном законодательстве были
представлены все виды собственности, включая частную", - сказал руководитель
российского федерального агентства. При этом он подчеркнул важность
"придерживаться принципов комплексного управления водными ресурсами с учетом
интересов всех водопользователей: коммунального хозяйства, гидроэнергетиков,
речного транспорта, сельского и рыбного хозяйства".

Глава Росводоресурсов сообщил, что в перспективе в России будут строить крупные
гидротехнические сооружения, в том числе ГЭС, "поскольку отечественный
гидропотенциал сейчас используется только на 10-15 процентов". Прежде всего,
речь идет о Сибири и Дальнем Востоке. При этом "не предполагается создания
равнинных водохранилищ с большой площадью зеркала по типу Волжского каскада".

Р.Хамитов констатировал, что в целом ряде российских регионов существуют
трудности с обеспечением людей качественной питьевой водой. Это касается
Калмыкии, некоторых нефтедобывающих районов Сибири, Башкирии и Татарстана.
Нельзя признать благополучной ситуацию с водоснабжением населения Екатеринбурга
и Свердловской области.. "Да и в целом по стране качество воды лучше, к
сожалению, не становится, хотя до сих пор удается поддерживать стандарты, по
которым из водопроводного крана люди получают воду, пригодную для питья".
Около 70 проц. воды в городах и населенных пунктах России подается из
поверхностных водных источников, для которых выше риски техногенного
загрязнения. Показательна в этом отношении история с загрязнением Амура с
территории КНР.

Кстати, российская делегация на Всемирном форуме особое внимание уделяет теме
трансграничного управления водными ресурсами. "Мы считаем, что со всеми соседями
следует иметь соответствующие соглашения и договоренности в области
водопользования, мониторинга за состоянием водных ресурсов и обмена
информацией", - сказал глава Росводоресурсов.

Говоря о "водных проблемах" ЖКХ, Р.Хамитов констатировал, что состояние
водопроводных сетей, к сожалению, продолжает ухудшаться: "Сегодня мы
обеспечиваем только на четверть потребности в замене труб в сетях, и в
результате растут потери воды, все труднее поддерживать ее качество".
Впрочем, сам глава Росводоресурсов, будучи жителем Москвы, пьет воду из-под
крана: "Мы дома просто ее немного отстаиваем и пропускаем через простейший
угольный фильтр".

(c) ИТАР-ТАСС. Все права защищены.
Тел.: +7 (095) 202 1127, 202 1295, 229 4171;
факс: +7 (095) 202 5474;
e-mail: rusmarket@itar-tass.com; http://www.itar-tass.com

=======================================

- ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ -


В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОБЪЕМ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ СТРАНАМИ ЕВРОПЫ И АЗИИ,
ТЯГОТЕЮЩИМИ К ТРАНСПОРТНОМУ КОРИДОРУ "СЕВЕР - ЮГ", СОСТАВЛЯЕТ ПОРЯДКА 6 МЛН ТОНН С
ПЕРСПЕКТИВОЙ РОСТА ДО 10 МЛН ТОНН

В понедельник в Москве открылось совещание ЭСКАТО ООН. В ходе совещания участники обсуждают вопросы,
связанные с консолидацией совместных усилий по повышению конкурентоспособности международного транспортного
коридора "Север-Юг".

Формирование транспортного коридора "Север - Юг", который проходит по региону Каспийского моря и далее через
прикаспийские страны в зону Персидского залива и Аравийского моря, нацелено на развитие транспортных связей между
Ближним Востоком, Азией и Европой. Транспортный коридор "Север-Юг" представляет альтернативу маршруту перевозки
грузов через Суэцкий канал с существенным сокращением стоимости и времени доставки грузов.

В настоящее время объем взаимной торговли между странами Европы и Азии, тяготеющими к коридору "Север - Юг",
составляет порядка 6 млн тонн с перспективой роста до 10 млн тонн, что говорит о значительном потенциале перевозок для
транспортных коммуникаций России, - заявил вице-президент "РЖД" Салман Бабаев. - Сегодня в рамках коридора
осуществляются в основном перевозки грузов российско-иранской торговли, а также российско-азербайджанской торговли. В незначительных количествах в коридоре осуществляются также перевозки грузов стран СНГ, в том числе и в направлении Ирана.

Сравнение вариантов транспортировки грузов в контейнерах по коридору "Север-Юг" с трансокеанским маршрутом через
Суэцкий канал, по словам Салмана Бабаева, показало, что расстояние перевозки при следовании грузов с контейнерами из
Европы в Индию по коридору "Север-Юг" сокращается почти в два раза (с 14 до 8 тыс. км), сроки доставки - на 10-15 суток, а
стоимость перевозки снижается на 15-20 проц..

ОАО "РЖД" проводит большую работу по созданию необходимой инфраструктуры для освоения растущих перевозок по
коридору "Север-Юг". Так, в 2004 году ОАО "РЖД" за счет собственных средств построило железнодорожную линию,
соединившую новый международный порт Оля на Каспийском море с общей сетью железных дорог России. Сформирован
новый интермодальный маршрут, по которому организована регулярная доставка контейнерных грузов в Иран. На данный
момент уже создан оператор "Южная транснациональная компания", осуществляющий перевозки грузов до порта Оля.

В рамках развития коридора между ОАО "РЖД" и Азербайджанской государственной железной дорогой было подписано два соглашения - Соглашение о сотрудничестве в области железнодорожных перевозок и Соглашение об организации перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом.

Главы железных дорог договорились о том, что будет продолжена разработка технологии функционирования
межгосударственного железнодорожного перехода Самур - Ялама и решены вопросы его пропускной способности,
модернизации имеющихся технических средств, информатизации транспортных процессов с применением современных
каналов связи. Эксперты российских и азербайджанской железных дорог в ближайшее время начнут подготовку Соглашения об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении.

В настоящее время ОАО "РЖД" совместно с Иранскими и Азербайджанскими железными дорогами решает вопрос о
формировании прямого сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря со строительством новой линии
Казвин-Решт-Астара на территории Ирана с выходом на железные дороги Азербайджана и России.

        Рассматривается также вопрос возобновления прямого железнодорожного сообщения с Арменией, находящейся в зоне
коридора, причем, как с использованием железнодорожно-паромного сообщения, так и прямого, через территорию Грузии.

        Реализуемый комплекс технических и организационно-технологических мероприятий в рамках коридора "Север - Юг"
позволит в значительной степени улучшить обеспечение перевозок грузов взаимной торговли стран Европы и Азии и создать в коридоре транспортную инфраструктуру, отвечающую современным международным требованиям, - считает Салман Бабаев.


РИА "Финмаркет" - бюллетени ( 10.2002 - н.в.) : 2005 : 27 сентября


==================

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЕВРОАЗИАТСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ(*).


Источник: Внешнеэкономический бюллетень
Дата выпуска: 30.01.2006
Номер выпуска: 001
Заглавие: РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЕВРОАЗИАТСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ(*).

РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЕВРОАЗИАТСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ(*).


(* Окончание статьи. Начало см. в журнале "Внешнеэкономический бюллетень", N 1 2 за 2005 год.)


Российская Федерация приняла активное участие в работе заседаний, представив Национальный доклад по развитию евроазиатских транспортных связей на территории Российской Федерации, содержащий детализированную информацию о каждом из евроазиатских транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации.


К настоящему времени идентифицированы 10 основных евроазиатских автодорожных маршрутов, 7 из которых проходит по территории нашей страны. В части железных дорог в Проекте зафиксированы 8 важнейших маршрутов, связывающих Европу и Азию, из них 5 проходят по территории России, включая глобальные евроазиатские транспортные коридоры "ТРАНССИБ" и "СЕВЕР-ЮГ".


На следующих этапах реализации проекта (2005-2006 гг.) будут рассмотрены вопросы упрощения транспортных перевозок по Евроазиатским транспортным коридорам, включая анализ времени транзита и его стоимости на выработанных евроазиатских маршрутах. Будут рассмотрены также возможности по развитию евроазиатских транспортных связей путем принятия международных соглашений и конвенций.


Для России участие в вышеупомянутом проекте является принципиальным с точки зрения повышения конкурентоспособности отечественных транспортных коммуникаций и реализации национального транзитного потенциала.


Еще один важный стратегический аспект на который необходимо обратить внимание - это формирование транспортных связей для новой, расширенной Европы. В настоящее время, Европейской Комиссией создана Группа Высокого Уровня с целью развития трансъевропейских сетей и их стыковки с соседними странами и регионами. Работы в этом направлении Европейским Союзом ведутся уже более года.


В частности, больше года назад Российская Федерация приняла активное участие в семинаре, проведенном под эгидой Европейской Конференции министров транспорта (ЕКМТ) при участии ЕС и посвященном развитию транспортной инфраструктуры для расширенной Европы. На семинаре были высказаны предложения, нашедшие отражение в итоговом документе, в частности:


* в придании приоритета развитию глобальных евроазиатских международных транспортных коридоров по сравнению с системой Критских международных транспортных коридоров, превращающихся в большей своей части во внутренние коридоры ЕС;


* в необходимости совершенствования ханизмов по отбору и финансированию приоритетных проектов по развитию транспортной инфраструктуры в Европе;


* в повышении эффективности уже существующих коридоров и создании соответствующих управляющих комитетов по каждому коридору;


* в стремлении к тесному сотрудничеству по вопросам развития транспортной инфраструктуры в Европе и межрегиональных связей Европы всех заинтересованных сторон, в том числе ЕС, а также различных международных организаций - ЕЭК и ЭСКАТО ООН, ОСЖД(*), (* ОСЖД - Организация сотрудничества железных дорог.) ЕКМТ и др.


Безусловно, что для ЕС в настоящее время указанная задача представляется чрезвычайно важной. Вместе с тем, с точки зрения интересов нашей страны, главный упор на международном уровне должен делаться именно на развитии межконтинентальных связей.


Из этого следует необходимость сохранения коридорного подхода в рамках всемерного развития евроазиатских транспортных связей, зафиксированных в Декларациях первой, второй и третьей Санкт-Петербургских евроазиатских конференций по транспорту, одобренного международными организациями, а также многими странами, включая Российскую Федерацию. Это найдет отражение в Концепции пересмотра общеевропейских зон и коридоров. А формирование новой транспортной сети объединенной Европы должно основываться на Трансъевропейских сетях ЕЭК ООН, поскольку они носят интегрирующий характер и уже в значительной степени "распространены" на Восток.


Еще один важный аспект, на котором необходимо остановиться - это конкурентоспособность международных транспортных коридоров, проходящих по территории Российской Федерации при обеспечении евроазиатских транспортных связей.


В условиях конкуренции между несколькими направлениями освоения евроазиатских транспортно-экономических связей российские транспортные коммуникации имеют значительные конкурентные преимущества, снижающие риски при осуществлении инвестиций на развитие отдельных их объектов:


* сокращение расстояния перевозок по сравнению с большинством альтернативных маршрутов;


* наличие на направлениях концентрации транзитных перевозок коммуникаций одного или нескольких видов транспорта, обладающих значительными мощностями, высоким техническим уровнем и значительными резервами пропускной и провозной способности;


* имеющийся опыт осуществления транзитных перевозок на направлениях "Запад - Восток" и "Север - Юг", в сообщениях с государствами-участниками СНГ и странами дальнего зарубежья;


* осуществление транзитных перевозок на большей части маршрута следования в рамках одной таможенной территории и по транспортным коммуникациям, имеющим одинаковые технические параметры.


Названные выше преимущества напрямую влияют на повышение конкурентоспособности российских Международных транспортных коридоров (МТК) в части сокращения сроков и повышения безопасности перевозок транзитных грузов. Так, использование Транссибирской железнодорожной магистрали вместо традиционного Южного морского пути для перевозок контейнеров между Японией и странами Западной Европы позволяет сократить сроки доставки на 25 - 30 % при обеспечении безопасности транспортировки на всем маршруте следования. Этот сухопутный маршрут, являясь естественным продолжением МТК N2, имеет наименьшее количество пограничных переходов, что значительно упрощает продвижение грузов от дальневосточных портов в страны Евросоюза.


За 2004 г. суммарный объем перевозок внешнеторговых грузов по Транссибирской магистрали составили более 70 млн тонн, в т. ч. транзит - 2, 2 млн тонн, экспорт - 65 млн тонн, импорт - 3, 1 млн тонн. Уже сейчас ОАО "Российские железные дороги" готовы увеличить объемы контейнерных перевозок по Транссибу в 2-2, 5 раза, а при условии увеличения парков специализированных вагонов и мощностей портовых терминалов - в 3-4 раза.


Предполагается, что за счет глубокой модернизации железных дорог Восточной Сибири и Забайкалья, будет обеспечено увеличение объемов грузоперевозок в сообщении с Китаем. Объединением "Российские железные дороги" было принято решение об увеличении к 2007 году провозной способности участка Крымская-Забайкальск до 28 млн тонн грузов назначением в Китай.


Хотя у современных океанских контейнеровозов и маршрутных контейнерных поездов практически одинаковая скорость следования (1000 - 1200 км/сут.), существенное сокращение расстояний перевозок дает преимущества Транссибирскому направлению. Так, при использовании Транссиба расстояние перевозок из Японии до Роттердама сокращается почти на 30 %, до Берлина - на 33 %, до Хельсинки - более чем на 58 %.


Время в пути по Транссибу в сообщении Находка-Брест (10538 км) составляет 9, 3 суток. ОАО "РЖД" декларирует возможность дальнейшего сокращения сроков доставки грузов - до 8, 5 - 9 суток.


Среднее транзитное время доставки контейнеров с использованием ускоренных поездов по Транссибирской магистрали из Японии, Южной Кореи, Китая, Тайваня до Финляндии составляет 1 5 - 20 суток, до Швеции и Польши - 17 - 22 суток, Германии и Нидерландов - 1 9 - 24 суток, до стран Южной Европы - 22 - 28 суток.


Данные по времени доставки были получены в результате выполнения демонстрационных пробегов контейнерных маршрутных поездов в рамках сотрудничества с ЭСКАТО ООН на основании принятого по этим вопросам Меморандума. Например, были пропущены демонстрационные поезда в июне 2004 г. от Бреста до Улан-Батора, а в июле - от порта Восточный до Варшавы. Кроме того, 1 марта 2005 г. из Китая, со ст. Хух-Хото, которая расположена на расстоянии 465 км от пограничного перехода Эрлянь (КНР) - Дзамын-Удэ (Монголия), в Германию (станция Дуйсбург) был отправлен первый контейнерный поезд, в составе которого было перевезено 102 двадцатифутовых контейнера. Поезд проследовал по территории шести государств (Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия), преодолев в общей сложности более 10 тыс. км за 1 4 дней 15 часов. А 28 марта 2005 г. со станции "Находка-Восточная" Дальневосточной железной дороги до станции Марцево Северо-Кавказской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") отправился первый ускоренный контейнерный поезд: более 60 платформ с комплектующими деталями из Южной Кореи для Таганрогского предприятия по сборке корейских автомобилей. Из Южной Кореи контейнеры морем были доставлены в Приморье в порт Восточный и по железной дороге отправлены на побережье Азовского моря. Общее транзитное время этого маршрута в восемь раз меньше, чем Южным водным путем через Тихий и Индийский океаны, а также через Суэцкий канал.


В то же время, морские перевозчики, входящие в основные линейные конференции на направлении Европа - Азия (ORIENT Overseas Container Line (OOCL), The New World Alliance (TNWA), Senator Lines, Kawasaki Kisen Kaisha ("K"LINE), Yang Ming Marine Transport Corp., Cosco Container Lines, Hanjin Shipping, Evergreen Marine Corporation и другие), обеспечивают транзитное время перевозок в сообщении между портами Европы и Японии - 25 - 30 суток, Южной Кореи - 24 - 31 суток. Амплитуда сроков доставки обусловлена расположением европейских портов, обслуживающих евроазиатские перевозки (на Средиземном или Северном морях) и количеством заходов в другие порты.


В настоящее время Европу и Дальний Восток соединяет свыше 30 еженедельных круговых контейнерных сервисов с общей вместимостью около 1, 5 млн TEU(*). (* TEU - контейнеры в 20-футовом измерении.) В 2003 - 2005 гг. ведущие судоходные компании, осуществляющие перевозки на этом направлении, начали замену судов вместимостью 6000 - 6500 TEU на суда вместимостью 8000 - 8500 TEU. Китайская судоходная компания заказала 4 контейнеровоза вместимостью по 10000 TEU с началом их поставок в 2008 г. В Южной Корее разработан проект контейнеровоза вместимостью 12000 TEU. Суда такой вместимости сейчас могут обрабатываться в порту Роттердам, а в других европейских крупных портах это станет возможным после реализации уже запланированных мероприятий.


В ноябре 2004 г. ОАО "Российские железные дороги" завершило работы по технико-экономическому обоснованию проекта строительства Транскорейской магистрали. Уже проведена реконструкция 240-километровой железнодорожной линии от места примыкания магистрали к Транссибу. Ориентировочная величина грузопотока - до 200 тыс. контейнеров.


Один из конкурентов Транссиба - это ТРАСЕКА. В настоящее время перевозка контейнеров по маршруту Дружба - Актау - Баку - Поти - европейские порты на Черном море может осуществляться за 15 суток. Конкурентоспособность коридора существенно возрастет, когда будут построены железные дороги в Китае и Казахстане, обеспечивающие перевозки китайских грузов по коридору, а также решены проблемы трансграничного перемещения транзитных грузов.


Наибольшими конкурентными преимуществами Транссиб обладает при обеспечении перевозок из Южной Кореи, Японии, северных и северо-восточных провинций Китая в страны Северной, Северо-Западной, Восточной и, частично, Центральной Европы. Это подтверждается и динамикой роста транзитных перевозок по Транссибу. Объем транзитных перевозок контейнеров по Транссибирской магистрали в 2004 г. составил 1 55, 4 тыс. TEU, увеличившись по сравнению с 1 998 г. в 10 раз. Однако, из общего объема перевезенных по Транссибу контейнеров 96, 3 % пришлось на маршрут Восточный - Бусловская - Финляндия, откуда большая их часть завозится обратно в Россию из-за перекоса в тарифной политике в пользу транзита.


Значительные конкурентные преимущества по сравнению с традиционным морским путем доставки грузов имеет и коридор "Север-Юг". Среднее транзитное время доставки по этому коридору контейнеров из Тегерана в страны Северной и Центральной Европы составляет 7-8 суток по сравнению с 16-18 суток морем, из Бомбея - 1 3-1 4 суток по сравнению с 1 6-1 7 суток морем.


Сухопутная часть коридора "Север-Юг", проходящая по Российским железным дорогам от границы с Финляндией до Каспийского моря, составляет около 3 тыс. км и на северном участке совпадает с МТК N 9. От этого магистрального направления имеются выходы на страны Балтийского региона, Украину, Белоруссию, а через них на сеть железных дорог Восточной и Западной Европы. При этом создается необходимая инфраструктура для освоения растущих перевозок по этому маршруту, например построена железнодорожная линия, соединившая новый международный порт Оля на Каспийском море с общей сетью железных дорог России. Сформирован также интермодальный маршрут, по которому организована регулярная доставка контейнерных грузов в Иран.


Развитие железнодорожного сообщения через Азербайджан будет способствовать уменьшению стоимости доставки транзитных грузов почти в два раза. Например, по расчетам ОАО "РЖД", стоимость перевозки одного 20-футового контейнера из Германии и Финляндии в Индию по морскому маршруту через Суэцкий канал составляет почти 3, 5 тыс. долл., а при перевозке его по транспортному коридору "Север - Юг" будет дешевле примерно на 1 тыс. долл.


В настоящее время совместно с Иранскими и Азербайджанскими железными дорогами решается вопрос о формировании прямого сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря. Со строительством новой линии Казвин-Решт-Астара на территории Ирана будет обеспечен выход на железные дороги Азербайджана и России. Кроме того, обсуждается вопрос возобновления прямого сообщения через республики Закавказья с дальнейшим выходом на маршрут коридора "Север-Юг".


В целом Российские железные дороги, сознавая свою роль, как транспортного моста между Европой и Азией, проводят активную политику, направленную на укрепление Евроазиатских транспортных связей, в соответствии со Стратегической программой развития Компании.


Подводя итоги, можно отметить, что развитие евроазиатских транспортных коридоров в составе глобального проекта по созданию надежных наземных и наземно-морских транспортных связей является одной из основных рекомендаций, зафиксированных в Декларации Третьей международной евроазиатской Конференции по транспорту. Это должно оказать положительное воздействие на развитие международной торговли и туризма и принесет реальную пользу всем участвующим государствам.


Плодотворное сотрудничество по развитию евроазиатских транспортных связей должно послужить важным стимулом расширения международной торговли и туризма, станет еще одним реальным шагом по созданию в дальнейшем Общеевропейского экономического пространства Россия-ЕС, евроазиатского экономического пространства, укрепит взаимодействие со странами СНГ.


Литература.


1. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы Российской Федерации" на период 2002-2010 гг. Подпрограмма "Международные транспортные коридоры". Министерство транспорта РФ, 2001.


2. Арсенов В. И., Забоев А. И., Артемкина Е. В. Перспективы развития транспортных связей между Азией и Европой в свете решения международных евроазиатских конференций по транспорту (г. Санкт-Петербург). Сборник статей "Великий Волжский путь", Казань, 2004.


3. Региональные транспортные консолидирующие центры - опорные узлы системы международных транспортных коридоров. Под общей редакцией д. т. н., проф. Архангельского С. В., д. э. н., проф. Арсенова В. И., д. э. н., проф. Хасаева Г. Р. Авторский коллектив: Давыдов С. В., Ефремов С. В., Левченко А. С., Силантьев Е. В., Моханько В. П., Ефремов Д. В., Куренков П. В., Ефремов А. В., Артемкина Е. В., Неснов А. В. - Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2004. - 352 с.


4. Арсенов В. И., Станиславюк В. Л. Формирование единой транспортной системы Российской Федерации. Транспорт России. Анализ проблем, перспективы. Центр стратегических программ, 2005.




=======================================

- ОБРАЗОВАНИЕ, КАДРЫ -

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. А. ФУРСЕНКО.


Источник: Вестник образования
Дата выпуска: 20.02.2006
Номер выпуска: 004


Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений!


Рождественские образовательные чтения стали доброй традицией в практике сотрудничества государства и Церкви. Они вдохновляют российское общество на обновленное осмысление предназначения образования не только как обучения и подготовки профессионалов, но и в первую очередь духовно-нравственного развития личности, формирования ценностного мира юношества, осознания им своего жизненного предназначения.


Сегодня, в XXI веке, наблюдается усиление роли религии, рост ее влияния на все сферы общественных отношений в России и одновременно развитие мировоззренческого многообразия в российском обществе. Только учитывая диалектику этих процессов, можно налаживать сотрудничество государства и религиозных организаций, в том числе и в деле духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.


Не случайно в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации подчеркнул, что "развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации".


В образовательной практике подавляющего большинства стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религий. Это является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.


В субъектах Российской Федерации осуществляется разнообразная совместная деятельность органов управления образованием с религиозными объединениями по духовному, нравственному, культурному образованию и воспитанию, реализации совместных социальных программ, противодействию деятельности деструктивных религиозных культов. Так, в Саратовской, Вологодской и других областях совместно с епархиальными управлениями проводятся форумы православной молодежи, творческие конкурсы "Моя семья", "Предки, о которых я хочу рассказать", детские православные и краеведческие лагеря, в которых организуется добровольный труд детей и подростков по восстановлению православных святынь - часовен, храмов, святых источников, исторических некрополей.


Проведение совместно с Русской Православной Церковью детских творческих конкурсов, православных лагерей все более убеждает в том, что эта деятельность с удовлетворением воспринимается многими семьями - детьми и их родителями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Значительными возможностями для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей. Положительно зарекомендовала себя программа "Отечество" по развитию краеведческой деятельности учащихся, изучению родного края, истории, традиций, культуры, которая объединяет в своих рядах более 2 миллионов детей и взрослых. Она в целом направлена на то, чтобы пробудить, сформировать в ребенке с ранних лет любовь к его малой Родине, любовь к Отечеству.


В ряде субъектов Российской Федерации действуют соглашения между органами государственной и церковной власти, в частности с епархиальными управлениями Московского Патриархата Русской Православной Церкви (в Белгородской, Костромской, Смоленской, Рязанской, Архангельской областях, г. Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и др.), с духовными управлениями мусульман (в Карачаево-Черкесской Республике) подписаны и реализуются договоры о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности.


Одно из важнейших направлений совместной деятельности - подготовка педагогических кадров для духовно-нравственного воспитания. Сегодня далеко не каждый педагог и управленец системы образования готовы к такой работе, поэтому одна из основных задач - создание условий для самосовершенствования педагогов. Министерство образования и науки России в рамках координируемых федеральных целевых и ведомственных программ проводит научные исследования, посвященные разработке методических принципов изучения исторических и культурных основ мировых религий в образовательных учреждениях, формированию системы повышения квалификации преподавателей.


В условиях эскалации угрозы международного терроризма и религиозного экстремизма в Российской Федерации нарастает потребность создания непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов по истории и культуре мировых религий, подготовленных к формированию у обучающихся установок толерантности, профилактике ксенофобии на основе равноправия национальных культур и религий. Религиозный экстремизм неприемлем в любых сферах человеческой жизнедеятельности. Поэтому для совершенствования профессионального религиозного образования Министерство образования и науки России считает возможным закрепление в статье 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предоставления учреждениям профессионального религиозного образования (духовным образовательным учреждениям) права реализовывать образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов. Реализация конституционного принципа отделения Церкви от государства не означает противопоставления их друг другу.


Полагаю, что основополагающие сведения об исторических и культурных основах мировых религий необходимо включать отдельными темами в курсы истории, обществознания, мировой художественной культуры, а также реализовывать в форме факультативных занятий при условии соответствующей подготовки учителей. В качестве обязательной и самостоятельной дисциплины введение этого курса в условиях профильного обучения возможно в рамках гуманитарного, социально-экономического профиля. Кроме того, изучение исторических и культурных основ мировых религий необходимо отражать в различных формах внеучебной познавательной и воспитательной деятельности, в индивидуальных учебных планах учащихся.


Сегодня в регионах Российской Федерации по решению органов управления образованием преподаются разнообразные спецкурсы, факультативы и курсы по выбору (в Республике Ингушетия, Приморском крае, Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Самарской областях - "Основы православной культуры"; в Республике Татарстан - "История религий"; в Смоленской области - "История православной культуры земли Смоленской"; в Иркутской области - "Религии мира"; в Ростовской области - "Православие и казачество"; в Ставропольском крае "Основы мировых религий"). Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования призвано формировать у обучающихся представление о религии как важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе знаний и понимания ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий.


В настоящее время по согласованию с Министерством образования и науки России авторским коллективом под руководством директора Института всеобщей истории Российской академии наук академика А. О. Чубарьяна заканчивается подготовка текста учебного пособия по истории мировых религий для учащихся 10-11-го классов гуманитарного профиля. Подготовленный текст учебного пособия был направлен на экспертизу в централизованные религиозные организации традиционных конфессий, от которых были получены замечания и предложения к указанному тексту. В настоящее время текст учебного пособия дорабатывается. Хочется с этой трибуны выразить особую признательность Московскому Патриархату Русской Православной Церкви за внимательное заинтересованное прочтение этого текста и максимально доброжелательную скрупулезную критику.


Вообще Русская Православная Церковь постоянно подает конструктивный пример толерантного, ответственного, уважительного отношения к другим конфессиям, и это прекрасно видно на примере издания "Православной энциклопедии", содержащей фундаментальные сведения обо всех традиционных религиях. В 2005 г. Министерство образования и науки России при активном содействии депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации из федерального бюджета было выделено 10 млн. рублей для поставки двух тысяч комплектов первых восьми алфавитных томов "Православной энциклопедии" в библиотеки 82 российских вузов. В 2006 году на издание трех тысяч экземпляров "Православной энциклопедии" для распространения в образовательных учреждениях предусмотрены средства в сумме 5, 2 млн. рублей из федерального бюджета.


Не менее важное направление совместной деятельности - развитие социально-педагогической работы. Борьба с детской беспризорностью и распространением наркотиков, зашита общества от наплыва порнографии, бесконтрольной пропаганды насилия и жестокости только тогда будут эффективными, когда будут опираться на укрепление общественных устоев и морали. Это важное совместное дело государства и религиозных объединений как носителей традиционных культурных, этических и духовных устоев нашего общества.


Надо отметить, что за последние годы во многих регионах России появились новые образовательные учреждения, ставшие поистине родным домом для многих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, беспризорников. Это детские дома и приюты при храмах и монастырях в Тверской, Калужской, Новгородской, Владимирской областях и многих других, которые поддерживаются совместными усилиями с органами управления образованием. Сама жизнь доказала их своевременность и востребованность. Но принимаемые меры, направленные на защиту наших детей, не будут в полной мере эффективны без активного взаимодействия семьи и общества, объединения наших с вами усилий по оказанию поддержки семье. И в этой связи считаю важной деятельность многих педагогических коллективов и религиозных организаций, направленную на возрождение национальных традиций, обращение к семейным национальным и духовным истокам, исторической памяти семей с учетом культурных, национальных и конфессиональных особенностей регионов, в которых они проживают.


Еще одно значимое направление - взаимодействие со средствами массовой информации. Сегодня как никогда остро стоит вопрос об информационной безопасности семьи и особенно детей и молодежи. На протяжении последних 10 лет подрастающее поколение, от которого зависит будущее нашей Родины, является объектом целенаправленного воздействия СМИ, производителей видеопродукции и компьютерных игр, где превалируют насилие и жестокость. Содержание многих фильмов, телепередач, интернет-сайтов не соответствует Декларации о правах человека, Конвенции ООН о правах ребенка, противоречит закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", статья 14 которого предусматривает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.


При этом мы не можем не принимать во внимание тот факт, что бурное развитие средств массовой информации, компьютерных сетей объективно способствует социализации личности молодого человека, позволяет использовать современные педагогические технологии. Нам надо совместными усилиями учить детей пользоваться средствами массовой информации, для чего необходимо формировать у подрастающего поколения телекоммуникационную грамотность, способность критически относиться ко всему, что они видят и слышат.


Поэтому педагогами и родителями сегодня широко обсуждается тема агрессивного интернет-контента (наличие сайтов, содержание которых связано с тематикой насилия, порнографии, наркомании и др.). Именно по этой причине в нашей стране родители и учителя крайне настороженно относятся к использованию Интернета в образовательном процессе, а в некоторых случаях не только регламентируют, но и запрещают своим ученикам и детям пользоваться этой сетью.


Данная проблема уже в течение нескольких лет успешно решается в развитых странах мира путем внедрения системы контентной фильтрации. Министерство образования и науки России в 2005 году в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" разработало модель оригинальной системы контентной фильтрации, обеспечивающей эффективный и безопасный доступ в Интернет для образовательных учреждений Российской Федерации, а по желанию родителей - и при использовании компьютера в домашних условиях. И мы считаем абсолютно законным и необходимым внедрение этого программного продукта во всех учебных заведениях. Это наш долг перед молодыми россиянами и перед их родителями.


Дорогие друзья, за годы активного взаимодействия Министерства образования и науки России и Русской Православной Церкви сложилось достаточно много совместных форм работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи - это Рождественские образовательные чтения и Всероссийская конференция "Русская школа", Глинские чтения, научно-практические конференции и семинары, круглые столы с представителями традиционных конфессий, что позволяет успешно решать стоящие перед нами общие задачи.


Хотел бы от имени Министерства образования и науки Российской Федерации и от себя лично поблагодарить всех вас - многолетних сподвижников Рождественских чтений.


Позвольте пожелать доброго здоровья, терпения и творческих успехов всем тем, кто отдает себя без остатка служению детям, а значит, завтрашнему дню России.


И выразить особую признательность за неустанное попечение об образовании и воспитании детей и молодежи Русской Православной Церкви и ее Предстоятелю - Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.


Благодарю вас за внимание!

=======================================

- НАУКА и КУЛЬТУРА -



=======================================

- МАТЕРИАЛЫ ООН - РАЗРЫВ МЕЖДУ РАЗВИТЫМИ И РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ (ЗОЛОТОЙ МИЛЛИАРД) -


Источник: АГЕНТСТВО БИЗНЕС НОВОСТЕЙ (http://www.abnews.ru)
Дата выпуска: 02.06.2006
Заглавие: НОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД МОТ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ: В СФЕРЕ ТРУДА РАСТЕТ НЕУВЕРЕННОСТЬ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, ПРОИСХОДЯТ ДИНАМИЧНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ. Пресс-релиз.

НОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД МОТ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ: В СФЕРЕ ТРУДА РАСТЕТ НЕУВЕРЕННОСТЬ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ, ПРОИСХОДЯТ ДИНАМИЧНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ. Пресс-релиз.
95-Я СЕССИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ТРУДА
ЖЕНЕВА (Новости МОТ) - В новом аналитическом докладе, призванном стимулировать дискуссию о новых тенденциях и вызовах в сфере труда, Международное бюро труда (МБТ) утверждает: сегодняшний рынок труда отличается все большим разрывом между теми немногими, чьи возможности безграничны, и большинством, которые испытывают растущую неуверенность и неопределенность.

Доклад, озаглавленный "Изменение моделей и структур в сфере труда" */ , представлен на рассмотрение 95-й сессии Международной конференции труда, которая проходит здесь с 31 мая по 16 июня. В докладе описаны последние тенденции и перспективы "нарождающегося глобального рынка труда".

"Происходящие перемены открывают благоприятные перспективы для более полезного и приносящего удовлетворение труда и лучшей жизни, - говорится в докладе. - При этом другим людям эти перемены несут тревогу и скорее закрывают, чем открывают возможности для улучшения условий жизни и труда".

В предисловии к докладу Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия пишет: "Растет ощущение того, что обесценилось достоинство труда. Большинство экономистов рассматривают труд лишь как фактор производства, как товар, и забывают о человеке, семье, общине, об общенациональном значении человеческого труда. Люди говорят об этом в своих семьях, реагируют на это результатами голосования на выборах, а когда необходимо, и высказывают свое мнение на уличных демонстрациях".

Всеобъемлющий анализ глобальных перемен на рынке труда основывается на обширных знаниях и информации МОТ по многим аспектам рынка труда. Основные выводы доклада:

Глобальная рабочая сила растет быстрыми темпами. Сегодня в мире 3 млрд. человек работают либо ищут работу и, по прогнозам, их число к 2015 году увеличится на 430 млн. Почти все из этих вновь присоединившихся к рабочей силе трудящихся будут выходцами из развивающихся стран.

В следующем десятилетии понадобятся сотни миллионов новых рабочих мест. Глобальная безработица в 2005 году достигла 195 млн. человек, и это самый высокий уровень безработицы в истории. В 1995 году этот показатель составлял 157 млн. Чтобы снизить глобальную безработицу, государствам необходимо будет создавать в среднем более 43 млн. новых рабочих мест ежегодно.


Во многих странах будет все большее влияние оказывать эпидемия ВИЧ/СПИД. По прогнозам, эпидемия, которая более всего затрагивает людей трудоспособного возраста, к 2020 году приведет к потере в общей сложности 270 млрд. долл. США в 41 стране, в наибольшей степени затронутой заболеванием.

Женщины составляют 40 процентов рабочей силы. С 1991 по 2005 год численность работающих женщин возросла с почти 1 млрд. до 1,22 млрд., однако женщины по-прежнему сталкиваются многими проблемами в плане равноправной интеграции на рынке труда.

За последнее десятилетие мировая безработица среди молодежи возросла с 12,1 до 13,7 процента. В 2005 году в развивающихся странах молодежь имела в 3,3 раза больше вероятности оказаться безработными, чем взрослые работники. В развитых странах вероятность безработицы у молодых выше, чем у взрослых, в 2,3 раза.

Число людей старше 60 лет растет быстрее, чем все другие возрастные группы. Во всем мире возросла экономическая активность мужчин и женщин в возрасте старше 50 лет.

Доля сектора услуг в глобальной занятости возросла с 34,4 процента в 1995 году до почти 39 процентов в 2005 году, что почти равняется доле сельскохозяйственного сектора (40 процентов). Доля промышленности в глобальной занятости составляет 21 процент.

"Необходимо предпринять масштабные усилия по повышению производительности труда, заработной платы и улучшению условий труда с тем, чтобы сократить число "работающих бедных", которые составляют почти половину общего числа работников в мире, - заявил Хуан Сомавия. - Мы живем в эпоху новых возможностей и в то же время нестабильности, когда устраняются некоторые препятствия на пути реализации возможностей женщин и мужчин, но одновременно становится все труднее найти достойную работу, которая и составляет основу безопасной и лучшей жизни".

В докладе названы четыре основных взаимосвязанных фактора, которые влияют на ситуацию на рабочих местах и на рынке труда:

потребности развития, вытекающие из неотложной необходимости сократить бедность и неравенство в самих странах и между государствами;

технологические перемены, вызванные распространением новых способов обработки информации и коммуникации;

усиление глобальной конкуренции в результате либерализации торговли и финансовой сферы и резкого сокращения транспортных и коммуникационных расходов;

перемены в политике на рынках труда.

"Если мы хотим добиться достойного труда для всех, мы должны осознавать, какие именно факторы обуславливают происходящие перемены. Тогда мы сможем повлиять на процесс таким образом, чтобы создать большее число рабочих мест лучшего качества для работающих мужчин и женщин во всем мире", - говорится в докладе.

Авторы доклада выявили следующие тенденции на глобальном рынке труда: изменения в глобальной рабочей силе; перемены в занятости в результате эволюции глобальной системы производства; нехватка квалифицированных работников по всему миру; рост международной трудовой миграции; расширение неформальной экономики; дискриминация в труде и занятиях; растущее давление на гарантии и гибкость рынков труда.

Перемены в сфере труда могут способствовать обеспечению достойного труда для работающих мужчин и женщин, говорится в докладе. "Технологический прогресс, если его направить на социальную интеграцию, а не на изоляцию, может повысить производительность и сделать нищету достоянием истории в течение жизни одного поколения", - подчеркивают авторы.

"Основной способ обращения экономического роста на пользу всех - организация и управление трудовым процессом и рынком труда. Однако события последних лет вызывают озабоченность: во всем мире экономический все менее ориентирован на развитие занятости", - говорится в докладе.

Авторы считают, что стратегия сокращения дефицита достойного труда в мире должна включать три компонента: более ориентированный на занятость экономический рост, когда система стимулов направлена в большей степени на труд, чем на капитал (особенно это касается стран с высоким уровнем неполной занятости и большим числом работающих бедных); рост продуктивности труда самых бедных работников с тем, чтобы они могли повысить свои доходы и улучшить условия труда; ускорение мирового экономического роста, в результате чего возрастет спрос на труд и большее число работающих бедных получат более продуктивные рабочие места.

Анализируя глобальные тенденции в области социального обеспечения, авторы доклада подчеркивают, что "сегодняшняя экономическая реальность такова, что работающее население в значительной степени из своей заработной платы оплачивает пенсии и медицинское обслуживание (через налоги на заработную плату и государственные трансферты либо через дивиденды на инвестиции в компаниях, где они работают)". Доля иждивенцев к численности населения трудоспособного возраста в некоторых развитых странах начала увеличиваться. Ожидается, что в ближайшие 25 лет подобная тенденция будет стремительно нарастать и в ряде развивающихся стран, в том числе в Китае.

Авторы отмечают сходные модели и структуры в модернизации системы управления рынком труда. Они подчеркивают, что многообразные формы трудовой деятельности и механизмы управления ими должны основываться на международно признанных принципах, составляющих основу национального законодательства, подзаконных актов и трудовых контрактов. Разработанные МОТ международные трудовые нормы оказывают важное и непреходящее влияние на трудовое законодательство стран. Некоторые государства делают упор на модернизацию уже давно существующей системы, однако большинство стран пытаются решить новую и сложную задачу - разработать законодательство, позволяющее распространить трудовые нормы на сектор неформальной экономики.

*/ "Изменение моделей и структур в сфере труда", доклад Генерального директора МОТ на 95-й сессии Международной конференции труда (2006 г.) International Labour Office, Geneva, 2006. ISBN 92-2-116623-6. Текст доклада на русском языке см. http://www.ilo.org/public/russian/standards/relm/ilc/ilc95/pdf/rep-i-c.pdf

О МОТ
Международная организация труда (МОТ) - специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

МОТ разрабатывает международные трудовые нормы в форме конвенций и рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты в области основополагающих трудовых прав.

В системе ООН МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в работе руководящих органов МОТ.

Международное бюро труда (МБТ) в Женеве является секретариатом МОТ, ее оперативной штаб-квартирой, исследовательским и издательским центром.
[02 июня 2006 года, 12:13]



Док. 258062
Опублик.: 05.06.06
Число обращений: 10


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``