В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Лившиц: `Зачем Тому Джонсу русские рубли?` Назад
Александр Лившиц: `Зачем Тому Джонсу русские рубли?`

Во вторник руководство Банка России объявило о том, что готово полностью снять все ограничения на работу с рублем, что позволит сделать национальную валюту нашей страны полностью конвертируемой с 1 июля этого года. Планы монетарных властей Стране.Ru прокомментировал вице-премьер и министр финансов в 1997 году Александр Лившиц.

- Александр Яковлевич, как вы относитесь к идее сделать рубль полностью конвертируемым?

- Мне хотелось бы понять одно - что понимается под "конвертируемым" рублем. Если это полная либерализация всех операций по капитальным счетам и текущим счетам - это одно. Но тут есть тонкость, связанная с тем, что полностью конвертируемый рубль - это событие для народа. Народ не понимает "капитальные операции", ему и не надо это понимать. Народ понимает одно: мне сообщили, что с такого-то числа рубль конвертируем. Человек едет в Париж на автобусе на экскурсию. Он берет мешок рублей и идет к менялке и говорит: где евро? Мне сказали, рубль - конвертируемый. Дайте мне евро! Если ему дадут вместо евро по роже, то гражданин будет очень возмущен. Понимаете, вот эти слова "полностью конвертируемый рубль" и прочее, они должны быть властью доходчиво нам всем объяснены, что вы имеете в виду. Потом я хотел бы заметить, что полностью конвертируемых валют очень мало. Очень мало! И страна, которая идет на полную конвертацию, берет на себя колоссальные риски. Я имею в виду, что курс рубля - это уже будет как курс доллара к евро. Это не в России, это в мире! Не дай бог, кому-то захочется с рублем что-то сделать, у нас никаких резервов не хватит, чтобы поддержать его. Понимаете? Это удел очень богатых стран - иметь полностью конвертируемую валюту. Более того, я, честно говоря, до конца не понимаю, а зачем с этим спешить, что это реально даст.

- Принципиально по этому вопросу есть две позиции. Одна эксперты говорят, что сейчас в мире имеет место очень жесткая конкуренция евро и доллара, и какая-то маленькая песчинка вроде рубля при грамотном ее вбросе в нужный момент времени на одну из чаш может как-то влиять на глобальные расклады в мировой финансовой системе. А другие эксперты говорят: мы сами по себе такие маленькие, что рядом с гигантами нам грозит быть растоптанными. Какая из этих позиций Вам лично ближе?

- Мне, безусловно, ближе вторая позиция. Честно говоря, рисков скоростного перехода к конвертируемому рублю больше, чем плюсов. Существуют очень большие риски. Я уже не говорю о политике - не дай бог, с кем-то поссоримся, кто-то нас захочет наказать, нам мало не покажется. А назад-то не пойдешь. И главное, должна быть полностью отлажена финансовая инфраструктура. Нельзя человеку сказать, что рубль конвертируем, и заставлять его в Москве менять рубли на евро и посылать за границу. Он должен там менять, раз он конвертируем. А я пока видел только одну менялку, я видел ее в аэропорту JFK в США. Там список, знаете, табличка - то-то, то-то, и наклеена бумажка, написано "русский рубль", по-русски притом. Да, это для уезжающих в Россию, т.е. ты приехал с долларами, можешь получить себе рубли как будто конвертируемую валюту. Курс 25. То есть если ты полный идиот, ты можешь взять доллары и обменять на 25 рублей или меньше, а не на 27. В этом виде это - экспромт и пародия на конвертацию. А это должно быть во всех странах и уже не в пародийном виде. И стоит ли с этим так торопиться? Зачем?

- Я так понимаю, что свободная конвертация может быть выгодна, если при наличии большого спроса на нашу валюту за рубежом мы сможем размещать большие партии своих купюр, производя красивую бумагу, получая взамен из-за рубежа реальные товары. Это выгодный обмен, когда мы тратим копейки на печать денег, а получаем товар на тысячи рублей.

- Совершенно справедливо. У меня та же точка зрения. Что такое спрос? Это не просто слово. Если рубль конвертируем, то я, Том Джонс, гражданин Великобритании, приехав в Москву с полностью конвертируемым рублем, за небольшими изъятиями должен иметь право купить все! ГКО, землю, - все, кроме стратегических предприятий. Когда будет спрос на рубли, тогда я свои фунты превращу в рубли. Но если меня говорят: землю нельзя, на ГКО не пускаем, туда не пускаем, сюда не пускаем, - зачем мне рубли, что я должен с ними делать? Понимаете? В казино проиграть? Я лучше в Лондоне. Матрешку купить? Я могу поменять на границе. Тогда зачем мне этот конвертируемый рубль, что я с ним буду делать? Не будет спроса. То есть на самом деле эта проблема гораздо глубже, чем, наверно, многим кажется. Чтобы был спрос на конвертируемый рубль, нужны шаги внутри России, к которым Россия, на мой взгляд, просто не готова. Не готова! Нет готовности к этому.

- То есть сначала необходимо сделать более свободным рынок земли?

- И всего на свете! И земли, и ценных бумаг, чего угодно! А мы просто не готовы к этому. Стало быть, рано и конвертировать полностью рубль. При этом мы берем на себя очень большие риски. Зачем они нужны? И так все нормально в экономике идет. Чтобы выходить на полностью конвертируемый рубль, надо иметь инфляцию процента 3-4 в год. Том Джонс, который меняет свои твердейшие фунты на рубли, которые обесцениваются на 10-12% в год, он что, ненормальный, что ли? А за чем ему это нужно? Зачем ему терять каждый год 10-12% своих денег?

Николай Чеховский

Опубликовано на сайте Страна.Ru 31.05.06.




Док. 257933
Перв. публик.: 31.05.06
Последн. ред.: 02.06.06
Число обращений: 560

  • Лившиц Александр Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``