В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Елена Гуськова: `Черногорию ожидает условный протекторат` Назад
Елена Гуськова: `Черногорию ожидает условный протекторат`
Избирательная комиссия Черногории подтвердила победу на референдуме блока за независимость. Как сообщил глава избиркома, за отсоединение Черногории проголосовали 55,4% из числа принявших участие в плебисците избирателей. По рекомендации Европейского союза вопрос референдума "Желаете ли вы, чтобы Черногория стала независимым государством и субъектом международного права?" должен считаться утвердительным, если "да" скажут 55% избирателей, явившихся на голосование, хотя обычно барьер предполагается на уровне 50% от списочного состава избирателей, что явно несколько больше. В чем причина нынешнего решения черногорцев отделиться от Сербии и почему такое активное участие в организации и проведении этого референдума принимал ЕС, - Стране.Ru рассказала руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, доктор исторических наук Елена Гуськова.

- Чем, на ваш взгляд, объясняются результаты референдума в Черногории и ее предстоящее отсоединение от Сербии?

- Я давно говорила, что сторонники "Да" победят. Во-первых, на это брошен большой административный ресурс. Во-вторых, референдум получил большую поддержку международных организаций и ЕС. И сторонникам независимости сделана большая уступка - в виде ценза 55% от пришедших на участки для голосования. Кроме того, Мило Джуканович имеет большую поддержку со стороны Америки, и сама кампания была организована так, что были созданы очень благоприятные условия для приезда в страну тех, кто наверняка проголосует "За" отделение, и чинились всяческие препятствия для приезда в страну тех, кто отстаивает единство Сербии и Черногории.

- То есть сложности создавались на административной границе с Сербией?

- Не столько на границе, поскольку ее всегда можно перейти или переехать на машине. С рейсов Белград-Подгорица были сняты самолеты и отправлены в Европу, откуда они перевозили диаспору. Эти люди, разумеется, в большинстве своем голосовали за отделение. Белградское руководство, правда, организовало поезд и выдавало на него бесплатные билеты желающим ехать из Сербии в Черногорию. Но соотношение количества мест в одном поезде и во всех самолетах, которые курсировали между Подгорицей и европейскими странами, было, конечно, несопоставимо.

Кроме того, Мило Джуканович, конечно, набрал проценты еще и за счет албанцев и мусульман. Безусловно, ему придется за это идти на уступки. И позже это может аукнуться, поскольку у албанцев свои планы - они стремятся к объединению всех земель с большинством албанского населения на территории бывшей Югославии. Это, кроме Косова и Метохии, о которых все знают, юг Сербии, часть Македонии и Черногории. "Албанский вопрос" в Черногории уже был озвучен, так что, видимо, это теперь предмет торговли. Джукановичу настолько важно было, видимо, победить, что он пошел и на это.

- А что говорят сейчас в самой Черногории?

- Ну, отклики из Черногории разные. Для тех, кому важно было сохранить единство страны, конечно, очень нужно было бы еще хоть немного повысить явку для того, чтобы добрать хоть небольшой процент голосов, чтобы окончательный результат был равный или даже выше, чем у сторонников независимости. Однако мы знаем, что когда на выборах не хватает несколько процентов, но есть административный ресурс, очень легко их сфальсифицировать.

- Можно ли предположить, что сторонники единства с Сербией или официальный Белград потребуют пересчета голосов?

- Думаю, что Белград не будет на этом настаивать. Сторонники сохранения единства страны внутри Черногории наверняка этого потребуют, однако это вряд ли к чему-либо приведет. Множество примеров, в том числе выборы на Украине и еще в целом ряде постсоветских стран, свидетельствуют о том, что подобные требования не приводят ни к каким результатам.

- Как вам кажется, какой будет теперь судьба независимой Черногории, ведь Евросоюз вряд ли исполнит свои обещания и примет ее в качестве равноправного члена?

- Черногория - экономически крайне отсталая территория. Она надеется, что будет жить только за счет туризма, но для того, чтобы эта республика стала центром европейского или мирового туризма, туда надо вкладывать огромные деньги. У Подгорицы этих денег нет. Черногория жила за счет дотаций ЕС и других международных организаций. Но когда эти дотации прекратят, Черногории придется безумно трудно. Я думаю, что ее ожидают военные базы НАТО и условный протекторат. Мы уже наблюдаем на территории бывшей Югославии несколько протекторатов разного уровня, и Черногория станет очередным, пятым видом такого протектората, то есть будет расплачиваться долей своего суверенитета за свою же независимость, к которой она сейчас так стремится.

- А может ли на территории этого нового суверенного государства возникнуть военный конфликт с албанцами, наподобие македонского или косовского?

- С албанским меньшинством да, это возможно.

- А какие проблемы возникают в Сербии в связи с выходом Черногории из федерации?

- Белград теряет выход к морю, но это не так для него трагично - можно же договориться. Зато Сербия высвобождает большой капитал, который шел на развитие Черногории, на функционирование совместных органов власти. Вот Черногории будет трудно. Республикам придётся делить имущество, Черногории самой оплачивать содержание всех дипломатических представительств. Черногорцам теперь придется платно обучать своих детей в Белграде. Встанет вопрос и с поиском работы, ведь в Черногории её найти трудно. Ближе всех Сербия, но там отношение к черногорцам первое время будет крайне сдержанное.

Что касается Сербии, то ей, тем не менее, предстоят тоже трудные времена. Она стоит сейчас на коленях и также лишена части своего суверенитета. Страна не решает самостоятельно вопросы своей внутренней и внешней политики. Все это спрогнозировано не в Белграде, и республика просто идет по пути, который ей указывают. А когда Сербия станет "отработанным материалом", то есть выдаст всех, кого надо выдать Гаагскому трибуналу, когда по ее территории будут передвигаться войска НАТО (а договор об этом уже подписан) и распоряжаться всеми богатствами этой территории, тогда и не будет большого смысла торопиться приглашать Сербию в ЕС и субсидировать ее экономику со стороны Европы.

Между тем, Сербия - сильное государство и еще имеет шансы возродиться. И когда Сербия возродится, то снова станет привлекательной для своих соседей, и все опять потянутся к ней, как это было в начале 20-го века.

- Западная пресса пишет о возможности на волне реваншистских настроений прихода к власти в Сербии националистов, а некоторые аналитики даже говорят о том, что ЕС сознательно может спровоцировать этот процесс, чтобы сместить радикальный режим и окончательно лишить Белград суверенитета...

- Сегодня у ЕС есть масса инструментов управления политическими процессами в странах бывшей Югославии. Начиная с написания под диктовку избирательных законов и заканчивая сменой неугодных лидеров политических партий и даже президентов, как это было в Боснии и Герцеговине. Поэтому я думаю, что Европа не будет бояться прихода националистов к власти - она уже умеет с этим справляться. Хотя, конечно, Сербия несколько непредсказуема, в отличие от других стран региона. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать сегодня прихода к власти сил, кроме тех, которые отвечают интересам европейских организаций.

Что касается провокации, то это Европе невыгодно. За националистами может подняться вся страна. Зачем это делать, если страной можно и так легко управлять. Ведь суверенитет Сербии и во внешней, и во внутренней политике, и в перспективном развитии - потерян. О будущем страны размышляют НАТО, ЕС, США. Они имеют своих представителей во всех структурах государственной власти в стране, поэтому Сербия вполне управляема - извне.

- А может ли референдум в Черногории каким-то образом повлиять на решение о статусе Косово?

- Эти события между собой никак не связаны, кроме того, что это признак дальнейшего дробления пространства бывшей Югославии. Причем, если мы посмотрим на результаты этого раздела территорий, то увидим, что они имеют знак минус, когда речь идет о православных и, особенно, сербских землях. Поэтому, кстати, сегодня нельзя думать, что Косово станет прецедентом для всех самопровозглашенных и непризнанных республик, на что надеются сегодня многие политики в нашей стране и в некоторых из этих республик. Прецедентом Косово может стать только в том случае, если надо будет отторгнуть от России какую-нибудь территорию. Поэтому нам надо было быть очень осторожными, когда мы поддерживали процесс скорейшего определения статуса Косово и Метохии.

22.05.06.

Иван Преображенский


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006

Док. 257697
Опублик.: 22.05.06
Число обращений: 477

  • Гуськова Елена Юрьевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``