В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Даниленко И.С `Противоборство идеологий и духовных культур в годы Великой Отечественной войны1941-1945 годов` Назад
Даниленко И.С `Противоборство идеологий и духовных культур в годы Великой Отечественной войны1941-1945 годов`
Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии, покорившей и подчинившей себе почти всю Европу, одержанная в этой войне великая Победа, является событием всемирно-исторического значения. Итог Победы - освобождение от фашистского "нового порядка" народов европейских государств, а также народов других континентов от угрозы его установления. В случае победы фашистской Германии над Советским Союзом такая угроза стала бы реальной и для них.
Любая война представляет собой решительное противоборство с применением физических и духовных сил участвующих в ней сторон. При этом на переднем плане обычно выступает противоборство физических сил. Когда мы рассматриваем картины военных битв далекого и недавнего прошлого, то видим, прежде всего, яростные физические действия людей с применением холодного или огнестрельного оружия, простых и сложных машин. Но всегда любой физической силой в военной борьбе руководит человеческий дух, хотя он непосредственно нами не наблюдается. О нем мы можем судить только по внешним признакам состояния и поведения людей. Его не представишь так доступно на картине и в жизни, как физическую сторону военной борьбы. Не просто его описать и словами. Только выдающиеся мастера кисти, слова, резца, музыкального звука и других средств выражения человеческой духовности способны ее изобразить в адекватном или близком к реальности виде.
Война Советского Союза с фашистской Германией велась с полной мобилизацией всех физических и духовных сил армий и народов этих государств. Если соотношения физических сил, в их экономическом, техническом и количественном людском измерении менялось в пользу то одной, то другой противоборствующей стороны, то соотношение духовных сил, оцениваемых с позиций культуры и идеологии, в течение всей войны было в пользу Советского Союза. Но борьба была чрезвычайно сложной и упорной.
Германский фашизм, разрабатывая и осуществляя планы глобальной агрессии, поставил себе на службу материальные ресурсы, экономику и технику почти всей Европы. Он использовал вековые достижения науки и всей духовной культуры Германии, в том числе высокий уровень немецкой военной науки и военной культуры для своих чудовищных целей, обоснования "прав" и методов покорения и уничтожения других государств и народов.
Идеологически и политически немецкий фашизм оказался очень коварным явлением, подчинившим себе население Германии не только с помощью физического принуждения, но и в результате воздействия на дух человека и человеческих масс. Он так быстро покорил многие европейские страны не только по причине превосходства в организации физической военной силы, но и потому, что смог сломать духовную способность к борьбе руководящих политических и военных кругов этих стран. Фашизм претендовал на роль новой духовной силы Европы и всего мира. В 30-е и начале 40-х годов в Центральной и Западной Европе не нашлось силы, способной противостоять военной агрессии фашизма не только физической силой, но и средствами идеологии и культуры.
С серьезным физическим и духовным отпором германский фашизм столкнулся только при нападении 22 июня 1941 года на Советский Союз. Как шла военно-силовая борьба с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, хорошо известно, известны и основные великие битвы этой войны, на эту тему написано и сказано много. Естественно, продолжаются споры, уточняются факты. Гораздо меньше написано и сказано о духовном противоборстве в эту войну, при этом много выражается эмоций, в то же время недостаточно приводится аргументов.
Обращение к анализу духовного противоборства в годы Великой Отечественной войны сегодня для нас, граждан Российской Федерации, представляется интересным и важным по целому ряду причин. Во-первых, с позиции выяснения исторической истины, истинного содержания и роли духовного противоборства, культуры и идеологии в этой войне. Этот вопрос в мире и в нашей стране трактуется очень по-разному. Во-вторых, в плане понимания ключевой роли духовной культуры в возрождении России, преодоления переживаемых ею кризисных явлений. В-третьих, вопрос о военных угрозах не сдан в архив истории, как этого хочется каждому гуманному человеку. К сожалению, опыт Великой Отечественной войны мы еще не вправе забывать, и с этой точки зрения, он может быть еще востребован. Мировой исторический процесс в ХХI веке продолжает идти на основе миро-военного алгоритма, т.е. мир время от времени сменяется малыми и большими войнами. Оценивать будущее с позиций только одних своих благих намерений и миролюбивых заверений политиков других стран пока рискованно.
После Второй мировой войны произошел гигантский рост убойно-разрушительных качеств оружия. Это не снизило, а наоборот повысило роль духовных сил в военной борьбе. Войны второй половины ХХ века и начала ХХI века показывают, что наличие даже большого превосходства в оружии и экономических возможностях государства не гарантируют ему легкую победу в войне, если дух народа противоборствующей стороны не сломлен. В свое время по этой причине не смогли победить американцы во Вьетнаме, никак не могут они в настоящее время одержать окончательную победу и в Ираке.
Раскрытие места и роли в войне духовных сил, прежде всего духовных культур и идеологий, представляет сложную и очень важную проблему для военной науки и практики. Великие полководцы и политики всегда высоко оценили роли духовных сил в войне и уделяли большое внимание их повышению на практике. Например, Наполеон считал, что физические и духовные силы в военной борьбе его времени соотносятся как один к трем в пользу духовных сил. В информационную эпоху это соотношение изменилось еще больше в их сторону. Более того, война может быть проиграна, соответственно одержана победа за счет применения одних информационных средств по разложению духовных сил народа и армии противника. Формирование такой тенденции в развитии войны проявлялось в годы Великой Отечественной войны советского народа с фашистской Германией и ее союзниками. К сожалению, на изучение этой тенденции не было обращено должного внимания. Ее затенила мощь ракетно-ядерного оружия. Но это оружие не явилось панацеей от информационного поражения Советского Союза в Холодной войне.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов была столкновением не на жизнь, а на смерть мировых духовных культур, прежде всего немецко-фашистской и советской. В советской культуре, включавшей национальные культуры всех народов Советского Союза, ведущая роль принадлежала русской культуре. Война была культурно-идеологическим противоборством, жестоким испытанием духовной силы и глубинной исторической приверженности гуманизму народов и государств. Эта приверженность народов Советского Союза явились могучими источниками их необоримой духовной силы.
В годы войны немецкая культура была глобально подчинена императивам фашистской идеологии. Эта идеология использовала из немецкой культуры только ее реакционное, воинственное националистическое содержание, отбросила или затушевала ее высокие гуманистические идеалы и устремления.
Советская многонациональная культура направлялась императивами коммунистической идеологии. Этот факт используется сегодня некоторыми зарубежными авторами и СМИ, а также радикальными российскими либералами, стоящими на позиции воинствующего антикоммунизма, для сочинения версий, согласно которым в Великую Отечественную войну якобы противостояли друг другу две равнозначные тоталитарные идеологии - фашистская и коммунистическая. Тем самым ставится знак равенства между войной со стороны Советского Союза и со стороны фашистской Германии.
Такой подход не верен по существу. Он извращает смысл и цели войны со стороны советского народа, уравнивает ответственность за ее развязывание фашистской Германии и Советского Союза, лишает советский народ морального авторитета и законной гордости за решающий вклад в разгром фашизма как идеологии и политики, организатора чудовищных преступлений против человечности и человечества.
Любая идеология выполняет по отношению ко всей духовной культуре следующие функции: ориентирующую, мобилизационную и ограничивающую, т.е. она ориентирует культуру на достижение своих исторических целей, в этих же целях мобилизует ее и ограничивает ее деятельность в пользу других идеологий. Любая идеология приспосабливает духовную культуру для реализации своих идеалов, мировоззренческих и политических установок.
Фашистская идеология представляла собой агрессивную смесь из разных идеологических течений. Она возникла в Германии как идеология реванша за поражение в Первой мировой войне, как конгломерат идей радикального либерализма, нацистского социализма и идей агрессивного традиционного немецкого милитаризма. Милитаризм веками культивировался в Пруссии и почти три четверти века в Германской империи, после ее образования в начале 70-х годов ХIХ века. Исторической целью немецкого фашизма было достижение мирового господства немецкой нации под руководством фашистских бонз - претендентов на роль особых сверхчеловеков, вершителей судеб народов и мировой истории по своему произволу.
Результатом этих долгосрочных усилий стало господство духа милитаризма и национализма в немецком обществе и государстве, создание самой могучей в Европе и во всем мире армии, культивирование идей завоевания с ее помощью мирового господства. Фашизм - это полный разрыв с гуманистической идеологией и традициями христианства, замещения его неограниченным насилием. Отдельные идеи социализма использовались фашистами только для консолидации немецкой нации, для затушевывания противоречий между трудом и капиталом. Но системообразующая роль в германском фашизме принадлежит идеям радикального либерализма, неограниченного господства "свободного сверхчеловека". Идеи духовного превосходства нации или другой общности и ее права на основании этого утверждения господствовать над другими народами, вершить их судьбы составляют как бы родовой признак фашистской идеологии. Фашизм - преступная идеология. Таковой она и была признана на международном Нюрнбергском судебном процессе после Второй мировой войны.
Ничего подобного в советском варианте коммунистической идеологии не было. Ее важнейшими императивами были социальное и национальное равенство народов, достижение прочного мира между ними. Эти императивы можно сегодня объявлять утопическими, но нет оснований причислить их к преступным. Поэтому только невежеством или нечестным умыслом можно объяснить постановку на один уровень фашистской и коммунистической идеологии в годы войны. Коммунистическая идеология принципиально несовместима с фашистской идеологией, при этом не в меньшей мере с ней несовместима, чем либеральная идеология нерадикального толка.
Фашизм в годы войны поставил великую немецкую духовную культуру на службу своим захватническим военно-политическим целям. Коммунистическая идеология в Советском Союзе направила великую русскую культуру, советскую культуру в целом на отпор фашистской агрессии и разгром фашизма как агрессивной человеконенавистнической идеологии и политики. И это составляет ее несомненную историческую заслугу, чем законно гордятся ее современные последователи. Этот факт не могут отрицать и любые современные критики коммунистической идеологии, не греша против исторической правды. Исторический спор между идеологиями, в том числе между либеральной и коммунистической должен быть честным, исторически конкретным. Нечестность по отношению к истории ведет к нечестности по отношению к настоящему и будущему.
Ошибкой или умышленной фальсификацией является уравнивание коммунистической и фашистской идеологии на основе известного соглашения между Советским Союзом и фашистской Германией, заключенному в 1939 году. Компромиссы на политико-дипломатической почве между государствами с разными господствующими в них идеологиями, даже принципиально непримиримыми, как показывает историческая практика, не являются необычным явлением. В этом отношении в политико-дипломатический компромисс с фашистской Германией во второй половине 30-х годов вначале вступили Западные державы (Мюнхенский сговор), а после них на межгосударственный компромисс с ней пошел Советский Союз. Оправданность этих компромиссов яростно оспаривается, но при этом нет единого и конкретного исторического подхода.
Несомненно, во второй половине 30-х годов более оправданным был бы союз Западных держав и СССР во имя остановки агрессивных устремлений фашистской Германии, но западные демократии тогда на такой союз не пошли. Он был создан только после нападения фашистской Германии на Советский Союз, когда обе стороны осознали реальную опасность поочередного поражения и создали военную коалицию для увеличения физических и духовных сил в борьбе с фашизмом. В ходе войны против фашистской идеологии выступали совместно коммунистическая и западная либеральная идеологии. Это был необходимый и плодотворный компромисс, обе идеологии сняли радикальную критику друг к другу и совместно осудили фашистскую идеологию и решительно боролись с ней.
Конфронтационная критика между либеральной западной и коммунистической идеологиями на межгосударственном уровне была возобновлена только с началом Холодной войны. Это произошло не по инициативе Советского Союза. Позиция Советского Союза свидетельствует о другом: с его стороны компромисс между идеологиями мог быть продолжен и расширен после войны. К этому располагала и обязывала совместная борьба против фашизма. К такому ходу событий был склонен президент США Ф. Рузвельт и часть сотрудников его администрации. Если бы был избран такой путь, это принесло бы огромную пользу обеим сторонам и всему человечеству. Были бы сохранены огромные ресурсы, потраченные на гонку вооружений и конфронтацию. За счет этих ресурсов, материальных и духовных, человечество смогло бы, если не решить полностью, то существенно снизить остроту многих глобальных и национально-государственных проблем, которые так остро ощущаются в наше время. К тому же обе общественные системы смогли бы без помех выявить все свои достоинства и недостатки. Но их поместили в густой непроницаемый информационный туман Холодной войны, который полностью так и не развеян до настоящего времени. К сожалению, история не имеет сослагательного наклонения. Хотя учиться у нее никогда не поздно.
Углубление сотрудничества не произошло по той причине, что еще в ходе войны в среде наших западных союзников сформировалась мощная партия, выступавшая за конфронтацию с СССР сразу же после окончания войны. В США эту партию возглавил вице-президент Г. Трумэн, а в Великобритании премьер Уинстон Черчилль. В канун Победы над фашизмом Трумэн стал президентом США, а Черчилль сразу после войны лишился поста премьера. Поэтому ему пришлось в 1946 году ехать в США, чтобы там в американском городе Фултоне в присутствии своего единомышленника, президента этой страны объявить Советскому Союзу глобальную военно-политическою конфронтацию. Этой акцией был дан старт мировой Холодной войне. Началась яростная конфронтация между западной либеральной и коммунистической идеологиями. Шанс на возможное их послевоенное компромиссное сотрудничество во имя мира и решения других глобальных проблем был упущен.
Холодная война закончилась поражением и крушением Советского Союза. Но наши радикальные либералы все еще как бы находятся во временах этой войны, при этом держат сторону победившего их страну противника. Коммунистическая идеология уже не является господствующей в Российской Федерации, а они все с ней воюют по принципам и нормам Холодной войны. Интересы выживания страны требуют исторического компромисса между ставшей властной либеральной идеологией и оказавшейся в оппозиции коммунистической идеологиями. Этого не позволяют сделать радикальные принципы. Пора бы учесть поучительный опыт военного времени. Тогда быстро и решительно отбрасывался мешавший совместной борьбе радикализм, в том числе и в отношениях между идеологиями и культурами стран, образовавших антифашистскую коалицию. Стратегия сохранения страны, сохранение ее народов важнее абстрактных идеологических принципов. Только руководствующаяся такой стратегией идеология будет оправдана историей.
Важную роль в успешном духовном противоборстве Советского Союза с фашисткой Германией сыграл характер отношений между коммунистической идеологией и духовной культурой. Духовная культура страны, ее народов складывается веками. Отношения между духовной культурой и идеологией не всегда складываются безоблачного, особенно, когда идеология стремится подчинить культуру своему диктату. В этом плане в довоенные десятилетия между коммунистической идеологией и духовной культурой в Советском Союзе не все и не всегда было безоблачно. В 20-е и 30-е годы имели место проявления крайнего радикализма по отношению к религии, абсолютизация классового подхода к культуре, нигилизм по отношению к национальной культуре. К счастью в конце 30-х годов от таких подходов в некоторых областях культуры отказались вовсе, в других существенно ослабили радикализм. В частности был сделан серьезный поворот в сторону национальной военной культуры. Об этом ярко свидетельствует серия патриотических кинофильмов, например, посвященных Александру Невскому, А.В. Суворову. В них особое внимание было уделено духовной стороне войны. Не случайно произнесенные Александром Невским в одноименном кинофильме слова - "Не в силе Бог, а в правде", в первый день Великой Отечественной войны в измененном виде были провозглашены боевым девизом советского народа: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами"
Мы вступили в войну при изменившимся понимании политическим и военным руководством страны роли духовной силы народа, его духовной культуры в спасении страны от фашистского варварства. И это понимание ключевого значения духовных сил в войне сыграло решающую роль в том, что война закончилась Великой Победой советского народа.
Война резко продвинула дальше процесс отказа от радикализма идеологии по отношению к традиционной духовной культуре народов страны. Произошел серьезный поворот к национальной духовности. Изменилось отношение к религии как основе многовековой духовности народа. Идеология обращается к народной культуре, ее выдающимся творцам в советские и досоветские годы. В докладе Сталина 7-го ноября 1941 года содержатся слова о "нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репнина и Сурикова, Суворова и Кутузова! ..."
В войну все отрасли нашей духовной культуры заработали удивительно продуктивно. Это сделало страну духовно непобедимой. Каждая отрасль, каждый цех духовной культуры самоотверженно трудился над разгромом врага. Разившими врага стали слова прозаиков и поэтов, кисти художников и произведения композиторов, театральные постановки и эстрадные концерты, народные песни и кинофильмы. Это помогло народу и армии выдержать таран блицкрига в 1941 году и яростную маневренную войну на сокрушение в 1942 году, довести дело до безоговорочной капитуляции в начале мая 1945 года в Берлине. Нет необходимости раскрывать вклад в великое дело Победы конкретных видов нашей духовной культуры. В общих чертах он известен. Для конкретного рассмотрения деятельности каждой отрасли советской духовной культуры (литературы, театра, живописи, музыки, кино и других) требуется большой специальный разговор. Надеюсь, его поведут участники нашей конференции. Отмечу только некоторые моменты современной ситуации в нашей духовной жизни в связи с 60-летием Победы.
В наше время в Российской Федерации доминирующей в духовной культуре стала радикальная либеральная идеология, хотя Конституция страны исключает господство какой-либо идеологии. Но как свидетельствует работа большинства СМИ и учреждений культуры, там голос радикальных либералов звучит громче других идеологических голосов, в том числе по вопросам исторического значения Победы. Они не могут ее принять, но и не могут отрицать, выход находят в тенденциозной критике. Безусловно, то, что люди либеральных убеждений критикуют коммунистическую идеологию, вполне нормально, как и наоборот, когда представители коммунистической идеологии критикуют либеральную идеологию. Это естественно для демократии. Но ненормально, когда при этом искажаются очевидные исторические факты. Такое нельзя принять за проявление демократии, а скорее за умышленное корыстное или беспринципное жульничество или за проявление политико-идеологической шизофрении. То и другое присутствует, когда в интересах святости принципов своей идеологии в жертву приносится правда истории, а за нею, как правило, и правда современной жизни, будущие интересы страны, интересы ее безопасности и благополучия граждан. К сожалению, такого рода болезнью болеют почти все идеологии, особенно в период утверждения в обществе. Однако это проводит к эффекту бумеранга, накоплению общественного недоверия к идеологии.
Такого рода болезнь радикального либерализма в современной России явно затянулась и ярко проявилась именно при подготовке к 60-летию Победы, в принижении ее всемирно-исторического значения разного рода критическими переоценками. Среди них: Победа завоевана неоправданно высокими жертвами. Разве поражение привело бы к меньшим жертвам? Не принимаются в расчет реальные силы и конечные цели фашистов, выражается недоверие уточненным официальным данными, приводятся основанные на личных эмоциях значительно более высокие цифры советских потерь, называется цифра в 40 и даже 100 миллионов человек. Их источником является неприятие связи Победы с коммунистами, стремление доказать, что она одержана не благодаря, а вопреки им. Всячески опорочиваются меры советского политического и военного руководства по борьбе с паникой и укреплению воинской дисциплины, пресечению фактов трусости и измены, которые проявляются в любой войне. Война - чрезвычайно жестокое историческое событие. И не все люди морально и психологически выдерживают испытание опасностью смерти, некоторые пытаются спастись любой ценой, в том числе уклонением от выполнения своего воинского долга, сдачей в плен, изменой своей Родине. Понять эти явления можно и следует, но нельзя их оправдывать, возводить в достоинство с позиций политико-идеологических пристрастий. Генерал Власов, поступивший на службу к фашистам, не может быть оправдан с позиций любой непреступной идеологии, поскольку он является предателем с позиции общечеловеческих норм морали и права.
В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, как ни одну другую, проявилось добровольческое движение. В ряды Вооруженных Сил добровольно вступили сотни тысяч граждан Советского Союза. Но война не могла вестись на основе одного добровольчества. Со стороны государства были приняты необходимы меры не только по побуждению своих граждан вести Отечественную войну всеми средствами пропаганды и культуры, но и жесткими мерами законодательно-административного характера по принуждения исполнять свой Конституционный долг по защите Отечества. В этом отношении действия Советской власти и Коммунистической партии соответствовали природе и требованиям войны, которые выполняет любая ответственная власть.
Спору нет, что в годы Великой Отечественной войны не все действия властей, политических и военных в этом отношении были идеальными. Но критические оценки их действий не дают оснований для отрицания величия Победы как всемирно-исторического события, роли духовных сил, культуры и идеологии в их достижении. Несмотря на принципиальные перемены, переход от моноидеологической организации общественной жизни к идеологическому плюрализму, опыт военного времени представляет большую историческую ценность. Этот опыт свидетельствует о том, что единство духовных сил является одним из решающих условий успешного решения вставших перед страной судьбоносных проблем. Такой проблемой в годы войны стал разгром фашистской Германии. И она была успешно решена. Этот опыт имеет непреходящую ценность.
В ХХI веке перед современной Российской Федерацией снова встали новые судьбоносные проблемы. Их решение так же зависит от мобилизации и развития духовных сил народа. Обеспечить их единство в условиях идеологического плюрализма, несомненно, сложнее, чем в условиях государства одной идеологии. В то же время это позволяет исключить односторонность, злоупотребление идеологической монополией. Одновременно идеологический плюрализм содержит потенциальную угрозу духовному единству общества, который превращается в реальную угрозу, когда влиятельные идеологи становятся на путь радикальной борьбы, ведущей к развалу страны.
К сожалению, такого рода явления наблюдаются в современной России. Идеологи и находящаяся под их влиянием учреждения культуры демонстрируют даже разное отношение к Победе в связи с подготовкой к ее 60-летию. В канун этого события Большой театр не нашел ничего иного, как поставить новую оперу "Дети Розенталя". Протесты общественности воспринимаются как посягательство на свободу творчества. Выходит, что духовное творчество можно не связывать с насущными национально-государственными интересами страны.
И 60-летие Победы - не единственная проблема, к которой духовная культура, ее различные отрасли проявляют равнодушие. Взять проблему вымирания ряда народов страны, прежде всего русского народа. На эту проблему обратил внимание всего общества Президент России В.В. Путин еще в 2000 году. И как же откликнулись различные отрасли духовной культуры и идеологические течения? Радикальные либералы проявили равнодушие к этой острейшей национально-государственной проблеме. Находящиеся под их влиянием средства массовой информации муссируют проблемы секса, проституции, но не укрепления семьи. Хотя они хорошо знают, что только создание духовных и материальных предпосылок для рождения и воспитания в семье троих и большого числа детей (с учетом большого процента бездетных и однодетных семей) является непременным условием поддержания простого и незначительно расширенного воспроизводства населения страны. Но эта тема не стала главной ни для одной отрасли современной российской культуры. Нет, тему не обошли, но и не сделали ее острой проблемой общественного сознания и психологии.
С такой реакцией духовной культуры общество не в состоянии решить ни эту, ни любую другую острую судьбоносную общественную и государственную проблему.
Великая Отечественная война показала великую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, роли духовной культуры и идеологии в ее подъеме и мобилизации народа на борьбу за свое историческое существование. Этот опыт войны чрезвычайно важен в наше время для приобретения народом веры в себя, в свою способность решить проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Великая Победа советского народа над фашистской Германией обязывает и вдохновляет на решение таких проблем. В 1941году и в 1942 году были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и более ста миллионов работников на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами великой Победы. Это величайший пример для потомства на все времена.



Док. 257561
Опублик.: 17.05.06
Число обращений: 701


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``