В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Энергетическая политика КНР в Каспийском регионе Назад
Энергетическая политика КНР в Каспийском регионе
Происходит углубление и регионализация мировой энергетики, формирование "новых" региональных энергетических пространств, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского Пространства (АТП) и Евразийского Энергетического Пространства (ЕЭП).

Можно говорить об определенной структуризации АТП и ЕЭП и выделении 5 базовых (страновых и субрегиональных) компонентов: 1)Китай (регион СВА), 2)Индия (регион Южной Азии), 3)Россия (Евразия); 4)Казахстан, Туркменистан, Азербайджан (Каспийская зона Центральной Азии и Закавказья); 5)Индокитай (регион ЮВА). Мощный экспортно-ориентированный нефтегазовый потенциал стран СНГ дополняет в основном угольную энергетику Китая и стран Индостана, создавая объективные предпосылки для дальнейшего энергетического сотрудничества.

Своеобразным компромиссом коллективных энергетических интересов является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), созданный в 1992 г Россией, Казахстан и Султанатом Оман. КТК за 12 лет пережил много потрясений и реструктуризаций. Сегодня акционерами КТК являются крупнейшие мировые энергетические компании ("Шеврон" - 15%, "Лукойл" - 12%, "Мобилл"-7%, "Роснефть" - 7,5%, "Шелл" - 7%, и другие). Учитывая январские 2005 г. договоренности В.Путина и Н.Назарбаева, можно говорить о возможном увеличении экспорта казахстанской нефти через систему КТК с 24 до 62 млн. тонн в год.

Одна ключевых проблем - роль и влияние энергетики на внутреннюю и внешнюю стратегию Китая, ее превращение из чисто экономического фактора, в фактор политический - борьбы за жизненно национальные интересы КНР. Фактически, проблема обладания необходимыми энергоресурсами для Китая сегодня одно из главных условий успешной реализации стратегии реформ и выживания. Причем, в условиях, когда природные залежи нефти в Китае не являются стратегическими и долговременными в плане их перспективной разведки и эксплуатации , данная проблема с каждым годом обостряется.

В отличие от США и Японии у Китая сегодня нет и сколько-нибудь значительных стратегических запасов, которые могли бы быть мобилизованы в случае разрыва внешних потоков снабжения или в целях стабилизации при экстремальных колебаниях цен. Несмотря на то, что страна приступила к созданию стратегического нефтяного резерва в 16 млн. т., этот запас, учитывая объемы и потребности китайской экономики, очень мал и пока не играет важной роли в нефтяной безопасности Китая. По подсчетам экспертов стратегический запас Китая необходимо увеличить до объемов 60-дневного потребления (свыше 40 млн. тонн), при годовом потреблении в 240 млн. т. нефти (1).

В настоящее время структура китайского импорта нефти следующая: 56% дает Ближний Восток; 14% - АТР; 23,5% - Африка; 6,5% - Латинская Америка. Предполагается, что объемы нефтеперевозок с Ближнего Востока должны возрасти до 70%. Однако известные проблемы политический нестабильности в регионе и террористических угроз сдерживают данное направление. В 2002 г. закупки Китаем нефти только в трех ближневосточных странах - Саудовской Аравии (11,5 млн. т.), Иране (10,7 млн. т.), Омане (8,3 млн. т.) - составили 43,3% от всего китайского импорта.
В 2003 г. Китай вышел на второе место в мире (после США) по объемам потребления нефти, взяв на себя около поливы мирового прироста. В 2004 г., при увеличении ВВП на 9%, спрос на нефть в самом Китае превысила 14%. Однако и при таких объемах импорта и внутреннего производства и потребления спрос и нехватка нефти растет с каждым годом. Уже сегодня эксперты говорят об острой нехватке энергоресурсов (нефти и газа) для 1/3 китайских предприятий, которые именно по данной причине работают на 50% своей мощности (2).

Очевидно, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе, разрыв между внутренним спросом на энергоносители и импортными возможностями Китая будет катастрофически увеличиваться . Причем растущий спрос на энергоносители в Китае уже сегодня является вторым после Ирака фактором влияния, определяющим мировые цены на нефть. По подсчетам консалтинговой компании "Energy Security Analysis Inc." (ESAI) в 2005 году цена на нефть будет составлять 41,28 долл. за баррель, исходя, прежде всего, из китайской конъюктуры спроса на нефть, который в этом году увеличится на 500 000 баррелей в сутки (3).

В этих условиях Китай вынужден осваивать "рискованные" рынки - в Папуа Новой Гвинее, Анголе, Судане, Таиланде, Венесуэле. В Судане, Ираке и Перу приобретены права на разведку месторождений. Сегодня Китай проводит разведку и осваивает нефть и газ в 24 странах мира.

С другой стороны в Китае внутри страны сложилась жесткая система защиты энергетической безопасности. Так, в ближайшее время вряд ли будет допущено строительство нефтеперерабатывающих предприятий с чисто иностранным капиталом. Что же касается предприятий со смешанным капиталом, то оно станет возможным при сохранении контрольного пакета за китайской стороной. Мощность каждого из вновь строящихся предприятий должна быть не менее 8 млн. т. Не будет поощряться созданных иностранным капиталом систем сбыта нефтепродуктов, включая автозаправочные станции. Строительство предприятий со смешанным капиталом в этой области также допускается при контроле китайской стороны (4)..

У Китая есть контракты с зарубежными странами на раздел продукции, долевое участие в строительстве объектов и инвестиции. Зарубежная добыча нефти Китайской нефтегазовой корпорацией достигает 19 млн. т, в т. ч. по соглашениям о разделе продукции - 9 млн.т. (5). Эта корпорация заключила более двух десятков контрактов в 12 странах на четырех континентах на разведку и освоение месторождений, строительство трубопроводов, нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Китайская морская нефтяная корпорация в 2002 г. вложила 1,2 млрд. долл. в покупку трех нефтегазовых месторождений в Австралии и Индонезии. Аналогичную деятельность ведет и Китайская нефтехимическая корпорация (6).

Между китайскими нефтяными корпорациями существует определенное территориальное размежевание интересов. Китайская нефтегазовая корпорация действует на трех главных стратегических направлениях: в Северной Африке с опорой на Судан, в Центральной Азии и России с опорой на Казахстан и в Южной Америке с опорой на Венесуэлу. Ближний Восток, по-видимому, до сих пор не привлекал существенные инвестиционные вливания этой корпорации. Этот регион значительно больше привлекает инвестиции Китайской нефтехимической корпорации, которая одновременно является и главным китайским импортером нефти (до 80% всего объема импорта нефти). В 2003 г. ей удалость осуществить прорыв на иранский рынок, а в начале 2004 г. получить контракт на разработку крупнейших газовых месторождений в южной части Саудовской Аравии, что вызвало серьезное недовольство в США и попытки вытеснить китайскую компанию из этого региона.

В 1997 году Китай начал участвовать в освоении нефти в бассейне Каспийского моря. Китай вкладывает капитал в нефтяные промыслы в Актюбинской области, ведёт разведку и добычу нефти. Несмотря на большую разницу, которая существует в подсчётах общих запасов в данном регионе, оценки его перспектив похожи: считается, что бассейн Каспийского моря будет новым мировым источником энергии. Китайские ученые и политики признают, что пока КНР недостаточно участвует в освоении этого нефтяного района. Суммируя китайские подходы на данном направлении можно резюмировать следующие:

1. Правовой статус Каспийского моря остается нерешенным вопросом. Между прибрежными странами существует спор, весьма понятный, но он не должен стать препятствием для освоения богатств моря. По мнению китайских экспертов, "не следует уповать на разногласия, нужно вместе осваивать богатства Каспийского моря" .
2. Добиться самых удачных результатов в развитии этого бассейна можно в том случае, когда все страны данного региона будут активно участвовать в освоении. Посредством регионального сотрудничества каждая страна добьётся реализации своих интересов - это эффективный путь, доказанный мировым опытом. Если страны в бассейне Каспийского моря создадут региональную организацию и проложат нефтепровод вокруг Каспийского моря, то они смогут наладить своё производство нефти, и выбрать самую лучший маршрут для ее вывоза. Нефть Каспийского моря пойдёт на мировой рынок - таким образом, нетрудно добиться огромной экономической выгоды.

3. Китай ограниченно участвует в освоении нефти и газа в бассейне Каспийского моря, он не угрожает никакой стране, имеющей источники энергии в этом регионе. Китай, как и другие страны, принимает политику различных межгосударственных энергетических организаций и придерживается курса на импорт энергоносителей разными путями. Это соответствует потребностям и безопасности китайской энергетики и соответствует интересам стран-экспортеров. Для стран-экспортеров Китай - это огромный рынок .

4. Все страны в бассейне Каспийского моря - дружественные Китаю, начинает осуществлять стратегию по освоению западной части. Расширять и укреплять сотрудничество со странами Центральной Азии - означает содействовать освоению западной части Китая. Проводить в жизнь политику открытых дверей - будет полезно не только западной части, но и всему Китаю. Как сказано выше, объект "Западный газ на восток по трубопроводу" - это важный объект для стратегического освоения западной части. Если Китай и Казахстан смогут ускорить темпы и осуществить сотрудничество по прокладке китайско-казахстанского пограничного нефтепровода от Каспийского моря и соединить этот нефтепровод с объектом "Западный газ на восток по трубопроводу", то нефть и газ от Каспийского моря попадут прямо на обширный китайский восточный рынок. Если будет осуществлен проект нефтепровода вокруг Каспийского моря, то нефть и газ из Ирана, Туркменистана, Азербайджана, России, и даже Узбекистана смогут попасть в Южную Корею и Японию. Экономический центр Казахстана находится на востоке, а нефтяные промыслы на западе. Между Китаем и странами Центральной Азии существует традиционная дружба. Древний Шёлковый путь соединял страны воедино. Второй большой евроазиатский мост сегодня проходит по Шёлковому пути и приобретает новое значение. Китай хотел бы сделать нефтепровод третьим "шёлковым путём" .

Резюмируя данную концепцию, можно сказать, что на каспийском направлении КНР будет опираться на а) многостороннюю энергетическую дипломатию каспийских государств; б) на принцип евразийского подхода формирования новых энергетических "коридоров" из каспийского региона через Центральную Азию в Китай. Россия в каспийской стратегии не занимает центрального места. Главными партнерами выступят Казахстан, Азербайджан, Иран и другие сопредельные каспийскому региону страны.

Надо сказать, что сведения о запасах нефти в КНР до недавнего времени относились к категории государственной тайны. К тому же доказанные запасы существенно отличаются от разведанных и потенциальных. Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ляохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800 - 1000 млн. тонн. Это месторождение, дававшее в течение последних 27 лет ежегодно около 50 миллионов тонн нефти, покрывало примерно треть внутренних потребностей страны. Ранее было принято решение о том, чтобы в течение 7 лет ежегодно сокращать добычу нефти на нем на 7 процентов, однако теперь поставлена задача добывать здесь как можно больше нефти и газа.
Другие месторождения не столь крупные. Поэтому в последнее время огромное внимание уделено поиску новых внутренних нефтяных запасов. Так, многочисленные геологоразведочные партии пытаются открыть новые нефтяные месторождения в пустынях китайского дальнего востока, в Синьцзян-Уйгурском Автономном Районе и других. Эти поиски пока остаются безрезультатными. Идут изыскательские работы и в Южно-Китайском море. Эксперты предполагают, что территориальные претензии Пекина в Южно-Китайском море, где на многих островах подозревают наличие ископаемых, тоже связана с поиском новых источников нефти. К началу 1998 года было подписано более 130 контрактов с 67 иностранными компаниями из 18 стран на разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений на шельфе Южно-Китайского моря. Все вместе они вложили около 3 млрд. долларов. Однако пока и здесь не сопутствует удача: хотя на шельфе уже были найдены достаточно большие запасы газа, там пока не удается разыскать сколько-нибудь существенных месторождений "черного золота".//СМ.: В.Свиридов. Нефтяная жажда Китая //КраснаяЗвезда,23.10.2004



* С 1993 года, когда Китай впервые в истории стал страной - импортером нефти, зависимость от ввоза нефти увеличилась с 7,6 процента в 1995 году до 34,5 процента в 2003 году. Мировое энергетическое агентство прогнозирует, что в 2005 году эта цифра возрастет до 47 процентов, а в 2030-м - до 80 процентов. В 2003 году импорт нефти в Китай превысил 91 млн. тонн, то есть около 40 процентов ее внутреннего потребления. В 2004 году Китай ввез 100 млн. тонн нефти. По прогнозу, потребности в нефти в Китае в 2010 году составят 350 млн. тонн, в 2020-м - 500 млн. тонн. При этом сам он произведет только 100 млн. и 200 млн. тонн нефти соответственно. А к 2020 году Китай будет нуждаться в 600 миллионах тонн нефти в год, что более чем втрое превысит прогнозируемую добычу в стране. К 2030 году Китай сравняется с США по объемам импортируемой нефти.

* Янь Шу (Китай) НЕФТЬ В БАССЕЙНЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ И КНР // www.KISI.KZ/Parts/Confs/cnfi/shu.ru

Monday, September 19 2005
С.Г.Лузянин (Prudent Solutions), 19 сентября 2005 года


Док. 257410
Опублик.: 15.05.06
Число обращений: 95


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``