В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамзан Кадыров: `Нам нужна собственная промышленность` Назад
Рамзан Кадыров: `Нам нужна собственная промышленность`
Вопросы безопасности уже не являются самой актуальной проблемой Чечни. "Раньше бандиты могли нас опережать на шаг, а сейчас ситуация изменилась, и уже мы опережаем их", - заявил в интервью корреспонденту Страны.Ru Дмитрию Сергееву глава правительства Чечни Рамзан Кадыров. По его мнению, на первый план вышли другие задачи - нормализация социальной обстановки, соблюдение прав жителей республики, восстановление экономики региона. Рамзан Кадыров также высказал свое отношение к традициям чеченского общества, в частности к ношению девушками хиджабов. "Платок на головах прекрасной половины - это символ силы, красоты и женственности", - сказал премьер.

- Рамзан Ахматович, в двух словах - как вы оцениваете нынешнюю обстановку в республике: экономическую, социальную, криминогенную?

- По поводу криминальных угроз могу сказать следующее. По данным проведенных за последнее время в Чеченской Республике многочисленных соцопросов, сегодня наших граждан в первую очередь волнует уже далеко не безопасность, как это было несколько лет назад. Сейчас на первый план выходит социальная обстановка. Это означает, что люди чувствуют себя защищенными, ощущают определенную уверенность в завтрашнем дне. Первоочередные же вопросы безопасности мы решили.

Боевики уже не представляют для нас никакой опасности. А уровень преступности в республике сегодня ниже, чем в соседних регионах. Сегодня жители Чечни хотят просто работать и жить в нормальных условиях, как это было в довоенные времена. Этим и занято сегодня правительство республики. Главные наши вопросы: создание рабочих мест, восстановление экономики и социальной сферы.

- Вы уже достаточно длительное время возглавляете кабинет министров, изучили ситуацию, знаете проблемы, перспективы развития региона. По-вашему, какие направления чеченской экономики, исходя из существующих реалий, можно сегодня выбрать в качестве приоритетных? Каков вообще ваш экономический прогноз для Чечни на ближайшие годы?

- Я уверен, что Чечне сегодня необходимо восстанавливать свою промышленность, и прежде всего - строительную индустрию. Это заводы, фабрики, комбинаты. Без собственного производства мы не сдвинемся с мертвой точки. Нам крайне необходимы собственные строительные материалы. Ведь многое в республике надо уже не восстанавливать - строить заново, а для этого нужны огромные средства. И я считаю, что капитальное восстановление республики начнется на основе возрождения собственной промышленности. Для этого ее необходимо развивать уже сегодня.

- То есть акцент в чеченской экономике вы делаете на строительной индустрии?

- Да, именно так. У нас имеется собственный качественный строительный материал, но наша промышленность в этом направлении на сегодняшний день не работает. Мы могли бы даже экспортировать свои стройматериалы в соседние регионы. Например, наш Чири-юртовский цементный завод был хорошо известен на Северном Кавказе. Восстановив его, мы получали бы хороший доход. Но во всей этой ситуации прослеживается один простой ответ - в этом не заинтересованы конкуренты. За время проведения на территории республики контртеррористической операции экономика соседних регионов выросла, как на дрожжах.

В восстановлении нашего хозяйства должны быть заинтересованы только чеченцы и никто больше. Объемы стоящих перед нами задач огромные. Если брать строительство, то в ближайшем будущем, я считаю, нам стоит отказаться от восстановления разрушенных зданий. Надо строить новые, а не ремонтировать старые, это и безопаснее, и практичнее, и престижнее. А значит, строительных материалов необходимо будет еще больше.

Нуждается в финансировании и сельское хозяйство республики. Нашим госхозам нужны средства для первого шага. При уникальных географических и климатических условиях недопустимо не развивать сельское хозяйство. Требует восстановления и запуска Самашкинский консервный и Аргунский сахарный заводы. Это крупнейшие предприятия, которые дадут ощутимые вливания в республиканский бюджет. Нам необходимо постепенно переходить от спроса к предложению, у нас исключительно хорошая инструментальная база, имеются квалифицированные специалисты.

В целом, касаясь нашей экономики, хочу сказать, что сегодня, несмотря ни на что, республика находится на стадии своего стремительного развития. По сравнению с 2005 годом рост нашего внутреннего товаропроизводства составил 128%. Этому способствовал запуск новых предприятий, в частности завода "Электропульт", восстановления завода "Трансмаш" в Грозном. Развиваемся же мы не за счет каких-нибудь колоссальных капиталовложений, а за счет морального духа нашего народа, который хочет строить, восстанавливать, работать.

- Что планирует сделать правительство республики для развития медицинской сферы? В прежние годы на всю страну были известны чеченские здравницы, знаменитые минеральные воды. Будет ли развиваться это направление в наше время?

- За последние годы система здравоохранения в республике сильно пошатнулась. В медицинской сфере на данный момент первостепенной задачей является строительство и восстановление медицинских учреждений. Минздрав ЧР разработал программу мероприятий на ближайшие пять лет, теперь необходимо отстоять эту программу перед федеральной правительственной комиссией.

В настоящее время мы ведем работу по повышению квалификации медицинских кадров. По договоренности с министерством здравоохранения России наши врачи бесплатно проходят переквалификацию. Ежегодно около трехсот медиков проходят обучение в Москве и регионах, в частности в Ростове и Ставрополе. Что же касается здравниц, санаториев, то они находятся на балансе профсоюзов, и пока вопрос их восстановления не поднимался.

- Рамзан Ахматович, одной из наиболее острых и больных для республики тем остается выплата компенсаций за разрушенное жилье и утраченное имущество. Очевидно, что процесс изначально пошел не совсем так, как планировало государство: появился криминал, население недовольно, чиновники обогащаются, выплаты задерживаются. Что сейчас происходит в этом направлении?

- Говоря о компенсациях, хочу подчеркнуть, что все граждане, которым полагается компенсация, ее получат рано или поздно. Что же касается криминала... Да, он есть. Я посещал села Итум-Калинского района, где не разрушено ни одного дома. По документам же там значилось сто домов - и все разрушены! Теперь наши МВД и УФСБ занимаются расследованием подобных ложных сведений. На всех документах там стоят подписи чиновников, в том числе федеральных. Чиновников, замешанных в финансовых аферах, мы привлечем к уголовной ответственности, невзирая на былые заслуги. Как я ни боролся, все равно главы и председатели комиссий пытаются брать 50% от каждой выплаты в свой карман.

В декабре прошлого года в связи с тем, что направленные в республику средства были исчерпаны, выплаты прекратились. Сейчас они возобновлены, на счет нашего министерства финансов уже поступили дополнительные средства. Но нельзя не сказать о том, что задержка в выплатах привела к тому, что сейчас на эти деньги построить новый дом практически невозможно: так все подорожало.

- Как решаются вопросы вынужденных переселенцев?

- Разработана программа по возвращению лиц, вынужденно покинувших республику во время проведения контртеррористической операции. Мы и раньше занимались вопросами возвращения наших граждан, вынужденно покинувших свою родину. Будем содействовать этому процессу и впредь - до тех пор, пока все жители Чеченской Республики, изъявившие желание, вне зависимости от национальности, не вернутся в свои дома.

- Ситуация в Чечне сегодня, пожалуй, спокойнее, чем в соседнем Дагестане, где согласно сообщениям СМИ едва ли не ежедневно проходят спецоперации, уничтожаются боевики. Можно ли говорить о том, что благодаря четкой работе правоохранителей республики обстановка в ЧР сегодня действительно нормализовалась?

- Могу говорить об этом с полной уверенностью, и именно это подчеркнул и президент Российской Федерации Владимир Путин. У нас большой опыт в предотвращении терактов, ликвидации и задержке бандитов. И военные, и спецслужбы, и правоохранительные органы работают сегодня в десятки раз лучше, чем несколько лет назад. В горных районах постоянно проходят спецоперации. Обнаружены и ликвидированы практически все перевалочные базы боевиков. Они теперь ищут новые пути, новые места. Их становится всё меньше и меньше. Если раньше бандиты могли нас опережать на шаг, то сейчас ситуация изменилась, и уже мы опережаем их. Конечно, невозможно за один день или месяц покончить со всеми террористами на всей территории Чеченской Республики. Но с каждым днем численность бандитов уменьшается. Боевикам сейчас легче в соседних республиках, правоохранительные органы которых не знакомы с их тактикой. На мой взгляд, местным властям там надо уделять большое внимание еще и разъяснительной работе с населением, в частности, с молодежью. Молодежь не понимает разницу между чистым исламом и ваххабизмом. Борьба с террором - это не только стрельба из автоматов. Это огромная и налаженная работа всех структур государства.

- Как организовано ваше взаимодействие с недавно избранным чеченским парламентом? Вы считаете этот орган власти корректным, дипломатичным или острым, оппозиционным? Проще говоря, парламент - ваш помощник или оппонент?

- Парламент - это помощник нашего народа. Он осуществляет ту же функцию, что и правительство, и президент Чеченской Республики. Мы все одна команда. За несколько месяцев парламент Чечни принял около двухсот законов. Я доволен динамичной работой наших депутатов. На мой взгляд, парламент республики скорее дипломатичный, правда, иногда бывает очень острым. К примеру, недавнее заявление по поводу принятия бюджета республики. Безусловно, оно было правильным, я разделяю с парламентом эту точку зрения. Однако заявить об этом так громко руководство республики смогло только в этом году. Самое главное, чтобы этот государственный орган не был оппозиционным по отношению к народу. Если парламент за народ, то он мой помощник, а я - его.

- Вы начали настоящую борьбу за восстановление, за реконструкцию Грозного. Как сегодня продвигается эта работа, в чем основные проблемы? Какой вы видите столицу республики завтра?

- Я сейчас открою один секрет. Дело в том, что у меня была мечта - стать мэром Грозного. Я помню, какой красивой была столица республики. И я хочу сделать так, чтобы наш Грозный снова стал самым живописным городом на Северном Кавказе. Восстановление Грозного мы начали с его центральных артерий, в первую очередь главных улиц. Они самые напряженные в плане передвижения автотранспорта, самые густонаселенные. Уже от них начнется восстановление прилегающих второстепенных улиц.

Проблемы у нас одни - финансирование. В этом плане хочу сказать, что нас сегодня уже не устраивает Федеральная целевая программа. За несколько лет по ней не восстановлено ни одного промышленного предприятия. Да и вообще выделяемых центром средств не хватает на нормальное, динамичное восстановление. Спустя шесть лет после окончания боевых действий нормально построен разве что комплекс правительственных зданий. А людям где жить? Нормальных дорог, школ, больниц нет. Еле добились дополнительного финансирования в этом году на образование и здравоохранение. Слава Аллаху, есть еще добрые люди, настоящие чеченцы, которые вкладывают свои личные деньги в развитие собственной республики.

- Ваше отношение к призыву юношей из Чечни на военную службу в ряды российской армии? Нужно ли это сегодня республике?

- Служба в армии - это долг каждого гражданина Российской Федерации. И Чеченская Республика здесь не исключение. Только в армии становятся настоящими мужчинами. Армия учит дисциплине, порядку. Но это должна быть хорошая армия, где офицеры ценят рядовых, а рядовые уважают офицеров. Без дедовщины. Я не против того, чтобы чеченцы проходили службу в российской армии. Слишком уж сильно закрепился за чеченцами образ преступников. А тем временем сотни наших парней уничтожают настоящих бандитов в горах, преследуют их, отдают свои жизни за долгожданный мир в Чечне. За мир во всей России.

- Некоторое время назад вы обратили внимание на проблемы нравственности в чеченском обществе, особенно среди молодежи. Но не считаете ли вы некоторые вещи излишними, например, ношение девушками платков-хиджабов?

- Я считаю, что сейчас необходимо повышать нравственность молодежи, для чего проводить более активную работу среди населения. Алкоголь, наркомания, разврат, ваххабизм не имеют ничего общего с традиционным исламом и его нормами.

Раньше говорили, что чеченцы - самая красивая нация. Мы были очень почитаемыми людьми. Я хочу, чтобы подрастающая молодежь заботилась о нашем моральном и нравственном облике, чтобы везде, где появлялись чеченцы, нам говорили только слова благодарности. Я чеченец и очень болею за свою родину. Наша молодежь стремится "идти в ногу со временем", подражает непонятно кому - пьянствует, принимает наркотики. А уж чеченская девушка испокон веков отличалась своей кротостью, чистотой и неприступностью. А что сейчас? Девушки сами знакомятся с молодыми людьми, выбирают себе избранников путем сомнительных переписок по мобильным телефонам. Они совсем забыли о духовных ценностях, об этических нормах.

Женщина на Кавказе всегда была хранительницей домашнего очага, матерью, сестрой. А платок на головах прекрасной половины - это символ силы, красоты и женственности. У нас есть своя культура, и только придерживаясь ее, мы можем оставаться настоящими чеченцами. Раньше по платку на голове девушки можно было узнать: замужем она или нет. Это наша культура, наш менталитет, мы имеем право на сохранение наших традиций. Почитание стариков - это наша культура. Точно так же и платок на голове девушки. Спросите любого нашего мужчину, прав я или нет? Хотят ли они, чтобы их жены, сестры или дочери ходили без платков, забыв исконно чеченские традиции? Думаю, что большинство ответят - нет, не хотят. Я не приказывал и не вынуждал надевать платки. Я высказал своё пожелание. Настоящие чеченцы меня поняли и пошли мне навстречу. Это значит, что как нация мы все еще уникальны и будем такими.

- Вы отдали распоряжение всем своим подчиненным, всем министрам вернуть семьи в Грозный. Как выполняется ваше указание? Вы сами будущее своей семьи, своих детей видите исключительно в Чечне? Думали ли вы, к примеру, о том, где будут учиться ваши дочери, ваш сын?

- Перед руководством республики поставлена серьезная задача - восстановить республику. А постоянные разъезды только отвлекают руководителей от реальной работы. Хотел бы отметить, что не у всех министров семьи были за пределами республики. У кого-то они всегда оставались в Чечне. Все министры согласились с моим мнением, я никого к этому не принуждал. Здесь на месте мы действительно будем лучше понимать и оценивать ситуацию. Я понимаю, что вопрос с возвращением нелегкий. Для этого требуется время, и поэтому мы не устанавливали каких-нибудь жёстких сроков переезда. Все пообещали, что вернут свои семьи. Я считаю это верным решением. Мы станем ближе к народу, будем вместе преодолевать все трудности. Что касается моих детей, то если спрашивать мое мнение, я хочу, чтобы они жили и учились здесь, в республике, это их родина и земля отцов. Когда они станут взрослыми, естественно, решат сами. Но у нас на Кавказе принято прислушиваться к мнению старших.

- Рамзан Ахматович, остается ли у председателя правительства свободное время? Как вы его проводите, есть ли какие-нибудь предпочтения?

- С сожалением должен констатировать, что сейчас у меня практически нет ни минуты свободного времени. А если и бывает, то я стараюсь провести свой досуг дома, в кругу семьи, с детьми. Увлечения? Спорт! Очень люблю футбол, и сам часто играю. Недавно провели футбольный матч между сборными правительства республики и нашего Народного Собрания. Безусловно, победила дружба, но в более спортивной форме оказалось все-таки правительство. Стараюсь по возможности заниматься боксом, это мой любимый вид спорта. Спортом мы, чеченские мужчины, характер показываем.

11.05.06.

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 257338
Опублик.: 12.05.06
Число обращений: 630

  • Кадыров Рамзан Ахматович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``