В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аждар КУРТОВ: Оборонный комплекс России встает с колен Назад
Аждар КУРТОВ: Оборонный комплекс России встает с колен
В последний период существования СССР в средствах массовой информации весьма популярными стали рассуждения о "всепоглощающем монстре советского военно-промышленного комплекса". Гражданам Союза упорно внушали: чуть ли не все беды плановой экономики происходят от того, якобы, что ВПК поглощает ресурсы, которых и не достает на удовлетворение нужд гражданского населения. Команда либеральных реформаторов под руководством Гайдара приложила немало усилий, чтобы исправить этот "недостаток". В результате по отрасли хозяйства, которая всегда и везде в человеческой истории была пионером технического прогресса, был нанесен сокрушительный удар.

Россия потеряла массу рынков вооружений, хотя десятилетиями ее позиции в мире были более чем весомыми. Но самое трагичное состояло в том, что военно-промышленный комплекс, понеся чувствительные потери, в 90-ых годах не смог ни продуктивно перепрофилироваться на выпуск гражданской продукции, ни выполнять свою естественную функцию - быть поставщиком вооружений для собственных вооруженных сил. А последнее обстоятельство уже напрямую касалось возможности обеспечивать не только национальную безопасность страны, но и неотвратимо вело к окончательной потери статуса России на международной арене. По сравнению с последним годом существования Союза ССР численность работников в ВПК сократилась вдвое, их средний возраст увеличился на десять лет (что понятно, так как заработки здесь катастрофически сократились, и молодежь перестала сюда идти), производственные мощности сократились в три раза, объемы производства упали более чем в 6 раз. Стало заметно отставание технологической базы.

К счастью полного коллапса так и не произошло. И сегодня эта отрасль промышленности постепенно восстанавливает свои утраченные в прошлом позиции. Российская оборонка пытается вписаться в новые рыночные условия, что сделать не так просто. Кстати сегодня термин "ВПК" уже не употребляют - вместо него используют понятие "оборонно-промышленный комплекс" (ОПК). Ныне оборонка включает в себя около полутора тысяч основных предприятий, в том числе шесть сотен, отнесенных к числу стратегических. Полностью государственными (казенными) из них является меньше половины - 44 %, еще 29 % являются акционерными обществами с государственным участием, акционерными образованиями без участия государства являются остальные 27 %.

Нынешнее российское руководство отчетливо понимает, что ОПК не может быть просто брошен государством в пучину рыночной конъюнктуры, слишком многое в этом случае будет поставлено на карту. Поэтому российское государство пытается с учетом имеющихся у него возможностей найти новые формы своего участия в развитии ОПК. Так сейчас завершается комплекс мероприятий по созданию в Министерстве обороны РФ единой системы заказа, размещения, реализации и финансирования государственного оборонного заказа. Полностью она должна возникнуть к 1 января 2007 года.

Но уже действует утвержденная президентом государственная программа вооружений на 2001-2010 годы, определяющая уровень загрузки предприятий ОПК. Кроме того, глава государства утвердил также и основы государственной политики в отдельных областях, так или иначе связанных с оборонкой: авиации, ядерном комплексе, судостроении и других.

Сильной стороной этих документов является сознательный упор на увеличении перспективных разработок вооружений. Например, в упомянутой десятилетней программе только в первые пять лет доля НИОКР должна составить до 40 % от общего объема. Россия делает ставку на попытку развернуть серийное производство новейших систем вооружений. Примерно 70 % таких ведущихся разработок предполагается завершить к 2007 году. Правда с серийным производством пока не все обстоит гладко: не хватает средств. Но государственный оборонный заказ растет год от года, что позволяет предприятиям постепенно выходить на планируемые объемы выпуска. Если гособоронзаказ в 2002 году составлял 80 млрд. рублей, то в 2003 - уже 113, в 2004 - 148, в 2005 - 187, а в следующем году он составит 237 млрд. рублей.

Вооруженные силы ждет не только серьезное перевооружение. Совершенствуется и боевое мастерство: только в 2005 году российские ВС провели 50 крупномасштабных учений, ВМФ - 11 учений и совершил 28 дальних походов. Причем география этих учений была весьма обширна, она включала не только собственно российскую территорию, но и Китай, Индию, Узбекистан. Вооруженные силы России должны быть готовы обеспечить защиту России от любых попыток давления и шантажа. То, что в мире межгосударственных отношений в последние годы такой силовой шантаж имел явную тенденцию к усилению не надо особого доказывать: достаточно привести примеры Югославии и Ирака. Эти конфликты показали первостепенную важность качества вооружений.

Руководство России поставило задачу к исходу 2015 года выйти на соотношение, когда 70 % средств тратится на развитие армии и флота, а 30 % - на их текущее содержание. В 2001 году это соотношение было обратным: 30 % шло на развитие, а 70 % военного бюджета уходило на содержание. Сейчас это соотношение составляет уже 40 к 60, а уже к 2011 году оно будет равным 50 на 50.

Уже со следующего года планируется начать осуществление крупных серийных закупок вооружений и военной техники. На эти цели будет израсходовано 154 млрд. рублей из общей суммы 237 млрд. рублей гособоронзаказа. Причем для ВВС и ПВО финансирование серийных закупок увеличится вдвое. Вооруженные Силы в 2006 году должны получить 6 межконтинентальных баллистических ракет, 6 космических аппаратов и 12 ракетоносителей, 31 танк Т-90 (комплект для одного полного батальона), 125 бронетранспортеров (комплект для четырех батальонов), 9 самолетов, в том числе стратегический бомбардировщик Ту-160, 8 вертолетов. Кроме того, запланирован ремонт с модернизацией еще 139 танков, 125 артиллерийских систем, 104 самолетов, 52 вертолетов.

Может возникнуть вопрос: "А не приведет ли все это к очередной растрате ресурсов государства?" Нет, не приведет, нельзя забывать, что оборонка на самом деле способна зарабатывать немалые средства. И это уже происходит на протяжении нескольких лет. Если в 1997 году поставки российских вооружений на экспорт составляли 2 млрд. долларов, а в 2000 году - менее 3 млрд. долларов, то затем они стали быстро расти: в 2001 году - 3,3 млрд., 2002 году - 4 млрд., 2003 - 5 млрд., 2004 - 5,1 млрд. долларов.

Двумя основными покупателями российского оружия являются крупнейшие по численности населения страны мира - Китай и Индия. К числу наиболее крупных контрактов с Китаем относятся поставки для ВВС этому страны 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК (на 3,6 млрд. долларов), 24 ракетоносцев морского базирования Су-30МК2 с модифицированными радарами и противокорабельными управляемыми ракетами УЗ АS-17В (на сумму более 1 млрд. долларов), 38 военно-транспортных самолетов Ил-76, самолетов - топливозаправщиков Ил-78 (на сумму около 1 млрд. долларов), двух эсминцев проекта 956ЭМ (на 1,4 млрд. долларов), восьми подводных лодок проекта 877 или класса "Кило" по западной классификации (на 2 млрд. долларов), 12 дивизионов зенитно-ракетных систем С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 (на 1,5 млрд. долларов).

Индия же еще в 90-ых годах договорилась с Россией о поставках новейших систем вооружений - истребителей Су-30МКИ и фрегатов нового поколения проекта 11356 (класса "Талвар"). Причем с Индией в 2000 году было подписано беспрецедентное лицензионное соглашение на производство в России и Индии 140 истребителей Су-30МКИ на 3 млрд. долларов. Россия также выполнит модернизацию всего флота индийских подводных лодок класса "Кило", модернизирует находящиеся на вооружении индийских ВВС патрульные и противолодочные самолеты Ил-38. Крупным контрактом стало продажа Индии модернизированного авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" с группировкой палубных истребителей МиГ-29К. Дели закупил также 310 танков Т-90С.

Россия активно ищет и другие рынки для экспорта своих вооружений. Малайзия закупила 18 многоцелевых истребителей Су-30МКМ на 952 млн. долларов. Это государство закупает также российские вертолеты Ми-17, противотанковые ракетные комплексы и ПЗРК "Игла". Вьетнам закупил 4 истребителя Су-30МК2В на 110 млн. долларов, два дивизиона зенитных ракетных систем С-300ПМУ1 на 250 млн. долларов, 12 ракетных катеров проекта 12438 с ракетными комплексами "Уран-Э". Наши военные полноприводные грузовики-вездеходы "Урал" покупает Уругвай, Мексика и Кения. Индонезия купила четыре самолета Су-27СК и Су-30МК, но планирует копить еще несколько десятков единиц этой авиатехники. О подобном намерении заявляет Таиланд, Венесуэла и Перу.

Всего поставки российского оружия идут в 59 государств мира. А в портфеле у "Рособоронэкспорта" сегодня заказов на 12 млрд. долларов со сроками выполнения до 2007-2008 годов. Военные эксперты считают, что в мире будет расти спрос на российские системы противовоздушной обороны, системы радиоэлектронной борьбы, управляемое противотанковое оружие, системы управления огня. Сохранится спрос и на танки и бронемашины, стрелковое оружие, реактивные системы залпового огня, ПЗРК, патрульные катера, подводные лодки, фрегаты и корветы, большие и малые десантные корабли.

Растущий российский экспорт вооружений, конечно же, беспокоит тех в современном мире, кто уже списал Россию из числа своих конкурентов на этом прибыльном рынке. Поэтому-то только в 2005 году дважды Соединенные Штаты инициировали шумные кампании. В первом случае - по поводу продаж российских комплексов ПВО "Стрелец", в основе которого лежит принцип спаренного или счетверенного переностного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) "Игла-С", в Сирию. Но президент России четко обозначил позицию: этот тип оружия - оборонительный. Совсем недавно США пытались воспротивиться поставкам Ирану 30 новейших российских зенитно-ракетных комплексов "Тор-М1" (сумма контракта свыше 700 млн. долларов). Любопытно, что сами американцы в прошлом попадались на попытках продажи в Иран двойных технологий - ракетных криогенных двигателей. Поэтому к их протестам Москва осталась глуха.

Наш оборонный комплекс может стать и опорой нашей безопасности, и одним из рычагов технического прогресса, и существенным источником валютных поступлений. И поэтому мы не должны обращать внимания на попытки помешать нашему развитию. Недоброжелатели были, есть и будут у России.

22 декабря, 2005

http://www.novopol.ru/

Док. 257190
Опублик.: 04.05.06
Число обращений: 438

  • Куртов Аждар Аширович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``