В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр КОСТЕРЕВ: Покушение на Чубайса - начало политического террора? Назад
Александр КОСТЕРЕВ: Покушение на Чубайса - начало политического террора?
Домысливать - кто и зачем покушался на главу РАО "ЕЭС" - занятие неблагодарное, вскрытие, пардон, следствие покажет. Тем более, первый обвиняемый уже задержан. Для нас взрыв, прогремевший на лесной дороге у элитного поселка Жаворонки-3, имеет значение как повод для размышлений, увы, тяжелых, но, тем не менее, актуальных.

Анатолий Чубайс - не просто топ-менеджер госкомпании-монополиста, он знаковая политическая фигура, затмившая собой и Егора Гайдара, и других "героев"-реформаторов. Поэтому любое покушение на его жизнь нельзя рассматривать в отрыве от политического прошлого и настоящего Анатолия Борисовича. (Добавим от себя, что уровень решений принимаемых главой РАО "ЕЭС" таков, что он вряд ли может стать мишенью с целью банального передела собственности. РАО "ЕЭС" слишком на виду и слишком контролируется государством, это не заводик и не нефтяная вышка).

На протяжении всех постперестроечных лет одна серьезная напасть современного общества обходила Россию стороной - политический терроризм. Мы не берем в расчет террор чеченских боевиков, который по своей природе является продолжением войны другими средствами, и направлен не против конкретных лиц в связи с их убеждениями или политической деятельностью, а служит исключительно для запугивания российских граждан и привлечения внимания со стороны мирового сообщества.

До сих пор Россия счастливо избегала индивидуального террора, который возникает на почве острых идеологических противоречий и направлен против знаковых фигур. Острейшая политическая борьба периода 1989-1993 гг., хоть и закончилась перестрелкой на улицах Москвы и канонадой по "Белому Дому", тем не менее, до событий 3-4 октября протекала мирно. Можно сказать, что расстрел парламента стал исключением, подтверждающим правило.

Почему-то все мы незаметно для себя свыклись с исключительно мирной парадигмой развития политической жизни в России, словно бы для иного развития ситуации нет места.

Разве не существует вопиющего разрыва в уровне жизни между ничтожной кучкой нуворишей, открыто кичащихся богатством, и живущего в унизительной бедности большинством населения? Разве не уязвлены и морально подавлены вчерашние сотрудники спецслужб и офицеры, на чьих глазах распалась великая держава? Разве не пользуются в народе популярностью сторонники экстремистских идей?

Будущие историки, вероятно, не раз сломают копья, выясняя - почему Россия смогла так долго прожить в сложнейший переходный период, без террора на идеологической почве? Хотелось бы, чтобы так продолжалось и далее, но... вспомним историю.

В Веймарской Германии, униженной Версальским договором, пышным цветом процветали террористические организации, объединившие в своих рядах недовольных посрамлением своей страны. Под пулями террористов из организации "Консул" пали министры Вальтер Ратенау и Маттиас Эрцбергер, "виновные" по мнению правых патриотов, в бедах их родины. Всего жертвами правых террористов стали несколько сот человек. "Подобный "успех" стал возможным при благосклонном отношении к правым веймарской юстиции - члены судов вполне сочувствовали террористам. А ведь потери Германии после Версаля были куда меньше, чем потери России после 1991-го.

Спустя полвека, уже в сытой и благополучной ФРГ идеологический террор вспыхнул вновь, но уже левый. Террористическая группа "Фракция Красной армии" Майнхофф-Баадера объявила войну буржуазному государству, уничтожая видных представителей капиталистического истеблишмента - председателя западноберлинского Верховного Суда Гюнтера фон Дренкмана, генерального прокурора ФРГ Зигфрида Бубака, председателя Дрезден-банка Юргена Понто, видного промышленника Ганса-Мартина Шлейера. На последнем стоит остановиться особо, Шлейер являлся для жителей ФРГ своего рода знаковой фигурой - бывший нацист, безжалостный менеджер, увольнявший рабочих тысячами, агрессивно защищавший систему, он, по выражению "Нью-Йорк Таймс" казался "карикатурой на злого капиталиста". По своей одиозности Шлейер был кем-то вроде Чубайса для современных россиян.

Россия, как известно, является родиной политического терроризма. "Народовольцы", казнившие Царя-освободителя, яркое тому доказательство. Сегодня, тьфу-тьфу, политический террор процветает лишь в своей фарсовой форме - метание яиц и пакетов с майонезом в министров и сервильных фигур типа Никиты Михалкова. Но, где гарантия, что, отчаявшись изменить что-либо при жизни своего поколения, "леваки" или "патриоты" не решатся на взрывы и выстрелы? Не стоит забывать, что в 1999 уже произошел обстрел американского посольства из гранатомета в знак протеста против действий НАТО в Косово.

Сегодня НБП, АКМ и тому подобные партии и организации находятся под прессом спецслужб, ряд их активистов пребывает в заключении. Не произойдет ли так, что слишком суровые меры воздействия государства на рьяно пекущуюся о социальной справедливости молодежь, приведут к обратному эффекту? Что мы знаем о планах лево и правоэкстремистских группировок?

Радикальные идеи всегда падали в нашей стране на благодатную почву - именно в России марксизм получил невиданную поддержку. Не стоит забывать и про традиционную слабость у нас институтов гражданского общества, неверие в справедливый суд, нелегитимное, по мнению большинства, накопление богатств олигархами. Все это создает питательную гремучую смесь, способную взорваться в любую минуту. Не хотелось бы верить, что покушение на Анатолия Чубайса станет детонатором чрезвычайно деструктивных действий нигилистов.

http://www.novopol.ru/

Док. 257179
Опублик.: 04.05.06
Число обращений: 436

  • Костерев Александр Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``