В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр КОСТЕРЕВ: Возвращение Третьякова Назад
Александр КОСТЕРЕВ: Возвращение Третьякова
Виталий Третьяков стал именно тем человеком, которого ждали с момента отставки Евгения Киселева. Вакансия главного редактора "Московских новостей" наконец-то заполнена. Газета, пережившая трудное время за последние полгода, работающая уже с третьим генеральным директором за этот срок, вроде бы, обретает стабильность.

Напомним вкратце предысторию "проблемы". "Московские новости" на протяжении десятилетий выходила как газета на основных иностранных языках, и рассказывала зарубежным читателям о счастливой жизни трудящихся в СССР. Был у нее и русский вариант, мало кому известный. Короче говоря, издание являлось типичным пропагандистским чтивом, которое некоммунистические иностранцы всерьез не воспринимали, но выходить которое было должно согласно идейным установкам.

Все изменилось с приходом перестройки. Главным редактором газеты назначается Егор Яковлев, который в считанные месяцы делает из мало кому известного издания самый популярный еженедельник, живое олицетворение горбачевской гласности. Вспомним как журналист - герой фильма "Криминальный квартет", становится в конце концов сотрудником именно "Московских новостей" и это воспринимается как пик карьеры, достижение самой заветной мечты.

Но ситуация изменилась в столь долгожданное постперестроечное время. Егор Яковлев ушел на телевидение. При Викторе Лошаке "Московские новости" стремительно теряли тираж и читательское предпочтение. Но дело было не в личности главного редактора, останься Яковлев - вряд ли что-то изменилось бы. Изменилось время и страна. Став независимыми от государства, газеты лишились и государственного финансирования. Одновременно люди теряли интерес к политике, разочаровывались в "демократических" взглядах. Надо было искать инвесторов, спонсоров, подстраиваться под вкусы публики, налаживать новую маркетинговую политику.

На это прежняя команда оказалась неспособной. Да и возможно, все усилия были бы тщетны, так как сама ниша, занимаемая "Московскими новостями" могла оказаться невостребованной. Кое-как газета, однако, выходила, воспринимаясь как заслуженный, но бесполезный ветеран.

Два года назад, ее попытались использовать в своих целях хозяева "ЮКОСа". Выкупив контрольный пакет акций, они назначили главным редактором Евгения Киселева, окончательно изгнанного с телевидения. Газета мыслилась как глобальный проект по сохранению в России демократии и свободы слова. Но из плана ничего не получилось. "ЮКОС" добили, Ходорковского осудили, а "Московские новости" погрязли во внутриредакционных сварах. Киселев, с жаром взявшийся за новое дело, переборщил с написанием редакторских передовиц, здорово раздражая сотрудников, недовольных нарушением графика сдачи номера. Уволив надоевшую ему Людмилу Телень, он вызвал раскол в редакции, стоивший ему, в конечном счете, должности. Вокруг Телень, первого заместителя главреда, сплотились "старички", боявшиеся новизны и перемен. Все вылилось в грязную склоку, не прибавившую авторитета изданию.

В далеком Израиле Леонид Невзлин решил, что газета в таком виде ему не нужна, и продал ее украинскому медиа-олиграху Вадиму Рабиновичу, президенту Media International Group. Зачем последний сделал эту покупку - не совсем ясно, так как через три месяца он перепродал ее нынешнему владельцу - Аркадию Гайдамаку (Арье Бар-Лев), гражданину четырех стран, бывшему нашему соотечественнику, а ныне израильскому бизнесмену.

Его первые разъяснения относительно своего приобретения звучали шокирующе. В интервью "Коммерсанту" он сказал, что купил "Московские новости" "чтобы получить публичный имидж владельца известного брэнда. Для меня было не важно, купить ли известную газету, спортивный клуб или известный торговый знак, важно было создать статус человека, мнение которого обращало бы на себя внимание. Получить своего рода трибуну. А газета - это инструмент для привлечения внимания населения. Был бы это слон из зоопарка, которого я водил бы по улицам, или дирижабль с надписью "Гайдамак - хороший человек", который висел бы постоянно над Москвой, или газета "Московские новости", это все одно и то же".

По-хорошему, после таких циничных заявлений, журналистам следовало бы уволиться дабы не чувствовать себя животными из зоопарка. Но... теперь в газету пришел Третьяков.

Пятидесятидвухлетний выпускник журфака МГУ, он уже работал два года в "Московских новостях" как раз в самую их "золотую" пору - в 1988 - 90 годах, заместителем Е.Яковлева. Затем он создал "Независимую газету", став ее первым редактором, и занимал эту должность до 2001-го года. В начале 90-х, "Независька" была, безусловно, лучшей из "серьезных" газет, под лозунгом Sine ira et studio ("Без гнева и пристрастия") отличаясь полнотой, эксклюзивностью и оперативностью информации, новизной верстки, новыми уважаемыми авторами, популярными тематическими приложениями. Но у каждого издания, как и у человека, есть свои лучшие часы, а есть и худшие, за взлетами следуют падения. Достигнув своего пика популярности к середине 90-х годов, "Независимая газета" не смогла миновать обычных конфликтов. Уже в 1995-м произошел раскол в редакции, чуть было не стоивший редакторского кресла Третьякову. Большая часть коллектива проголосовала за его отставку. Но он с помощью Березовского, ставшего инвестором, удержался. ("Раскольники" основали на деньги Гусинского "Сегодня".)

Однако в 2001 году он ссорится с Борисом Абрамовичем на почве отношения к путинскому режиму, и, уходит, не желая быть оппонентом укрепления власти в России.

Следующие четыре года опытный журналист находится в "свободном плавании", на наш взгляд, не особенно удачном и продуктивном. Он берется за множество проектов сразу, пишет для авторской колонки в "Российской газете", редактирует последовательно два журнала - "Политический класс", и "Мировая энергетическая политика", ведет телепрограмму "Что делать? Философские беседы" на телеканале "Культура", занимается интернет-сайтом Respublika.Ru. Выступает Третьяков и как медиа-бизнесмен, будучи генеральным директором - главным редактором ЗАО "Независимая издательская группа "НИГ", где ему принадлежит 100 % акций.

Мы видим его в самых разных телепередачах и на круглых столах, вроде бы он востребован, но... все понимали, что Виталий Товиевич все-таки не у дел. Того легендарного Третьякова времен "НГ" уже не было. Журналы его особого влияния на публику не оказывали, а участие в качестве почетного эксперта неизбежно порождали мысли о том, что "все - в прошлом".

Но вот теперь у него появились все шансы вернуть свои лучшие годы, и начать все заново. В своих первых комментариях Третьяков заявил, что "Московские новости" ожидают "революционные изменения". Желание, может, и похвальное, но необходимо четко сознавать те рамки, в которые поставлен Третьяков. С одной стороны собственник, четко заявивший, что газета будет "проправительственной". С другой - жесткая конкуренция на поле печатных СМИ, которых теснят электронные.

Как Третьяков хочет пройти между этими Сциллой и Харибдой - пока не очень понятно. Сегмент развлекательной и деловой прессы в России переполнен. Сегмент серьезной - не востребован по разным причинам, в том числе, из-за пожеланий инвесторов, которые более всего боятся вызвать неодобрение власти. Делать из "Московских новостей" "желтую" газету глупо, а по настоящему серьезную - не дадут, если не считать вариант превращения ее занудный пропагандистский орган умеренных "державности и патриотизма", который олигархи, безусловно, оплатят, без всякой надежды на окупаемость и современность.

Сам Третьяков придерживался последние годы "государственнических" взглядов, далеко уйдя от романтических настроений времен "Московских новостей" 1988 года. Какую линию он изберет? Вернется ли к своим истокам? Попытается ли перевербовать в свою веру коллег? Об это мы узнаем в самом ближайшем будущем.


17 января, 2006
http://www.novopol.ru/

Док. 257177
Опублик.: 04.05.06
Число обращений: 415

  • Костерев Александр Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``