В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр КОСТЕРЕВ: `Родина` в опасности Назад
Александр КОСТЕРЕВ: `Родина` в опасности
Исчезновение с политического горизонта после кампании по выборам в Мосгордуму Дмитрия Рогозина не стало ни сенсацией, ни чем-либо особенно примечательным. "Отряд не заметил потери бойца". Только в последние дни после небольшого скандала в связи с выходом из фракции "Родина" еще нескольких депутатов, о Рогозине вспомнили. Но вопрос сегодня уже стоит ребром - сможет ли "Родина" как федеральная партия полноценно участвовать в выборах в Государственную Думу в 2007 году?

Отчего же возникли подобные сомнения?

В 2003 году, в предыдущую избирательную кампанию, "Родина" возникла как сугубо кремлевский проект для раскола левых, "патриотических" сил, в первую очередь КПРФ. Последняя, впрочем, не была "непримиримой" оппозицией, но общение с ней давалось президентской администрации нелегко, коммунисты готовы были ежеминутно отступать от достигнутых соглашений, чего-то требовать, а, главное, могли чувствовать себя относительно независимыми, опираясь на устойчивые симпатии части населения.

Эту потенциально враждебную силу необходимо было сломить, раз и навсегда сделав коммунистов шелковыми. Для решения этой задачи и была создана "Родина". Ее появление давало возможность убить сразу несколько зайцев. Во-первых, раскалывалась монолитная КПРФ, чья сила, таилась именно в единстве. Во-вторых, создавалась привлекательная политическая альтернатива для тех избирателей, которые хотели чего-то более "прогрессивного" чем КПРФ. В-третьих, под контроль Кремля ставились националистические настроения, в России традиционно сильные. В-четвертых, "Родина" должна была быть управляемой, вменяемой силой, чьи вожди бегали бы "наверх" спрашивать соизволения и совета по каждому поводу.

Главными вождями "Родины" были определены Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев, причем первый выступал как основной мотор объединения, а второй - в качестве привлекательного имени-лозунга. Рогозин к тому времени, несмотря на свою относительную молодость, был довольно опытным политиком, более десяти лет выступавшим на федеральной сцене. Начав с создания Конгресса русских общин, он поучаствовал в кампании 95-го года, заманив под знамена КРО Лебедя, Глазьева и Скокова и при этом скромно удовлетворившись четвертым местом в списке. КРО проиграл, не набрав пяти процентов, но в целом дебют был удачным, поскольку шуму произведено было немало. В начале 1997-го Рогозин попал-таки в Думу по одномандатному округу от Воронежской области, а в 99-м переизбрался и стал главой комитета по иностранным делам. На этом поприще он прославился борьбой по Чечне с лордом Джаддом. Тем не менее, президент поручил Рогозину быть своим спецпредставителем по решению калининградского кризиса. Дмитрий Олегович ничего не достиг, никто России не предоставил безвизового проезда, но этот провал удалось замять.

Яркий оратор, мастер эффектных заявлений, "патриот" Рогозин высоко котировался на рынке политических предложений к 2003 году, и собирался дорого себя продать. Сперва речь шла о включении его в список "Единой России", но после поступило более заманчивое предложение - возглавить "Родину". Рогозин с жаром взялся за дело. Получив зеленый свет от кремлевской администрации на ТВ, усиленная Маратом Гельманом, который стал ее медиа-куратором, "Родина" легко преодолела пятипроцентный барьер.

Но, оттянув голоса у КПРФ и решив тем самым главную задачу, "Родина", оказавшись в Думе, попала в трудную ситуацию. Никто не знал - чем же ей теперь заняться? Как следствие сразу начались расколы и разногласия. Собранный с бору по сосенке депутатский состав фракции сразу же начал разбегаться. Например, по Тульской области "Родина" выдвинула и поддержала на выборах Дмитрия Савельева, до того - соратника Немцова и Гайдара, состоявшего во фракции СПС. Едва избравшись, он даже не стал вступать во фракцию "Родина", а сразу же переметнулся в "Единую Россию", обманув избирателей, которые поддержали его именно как "родинца", за которого агитировали Глазьев, Рогозин, Вареников. И таких безыдейных как Савельев, которым важно было просто проскочить в парламент, оказалось большинство.

Из крупных фигур "Родина" первым потеряла Сергея Глазьева, который, не поняв новых правил игры, решил поучаствовать в президентских выборах. На тот период Рогозин еще играл за Кремль, поэтому соратника сурово осудил. Но дальше начались разногласия с Бабуриным, который создал собственную фракцию, и претендовал на сам лейбл "Родины".

Начало 2005 года ознаменовалось усилением националистических настроений в "Родине". Появилось знаменитое "письмо 500", заклейменное как антисемитское. Его подписали двенадцать депутатов Думы от "Родины". Вместо того, чтобы избавиться от антисемитского ярлыка, Рогозин сделал ставку на дальнейшее усиление националистической составляющей.

Судным днем для Рогозина стали выборы в Мосгордуму. Он решил перейти Рубикон и окончательно позиционировать себя в качестве самостоятельного игрока, стоящего почти на расистских позициях. Им был сознательно запущен антикавказский ролик на грани фола. Но в ответ он получил снятие "Родины" с выборов и шельмование по полной программе. Из фракции потянулся народ - Сергей Прощин, Сергей Шишкарев, Марина Лебедева, Елена Мухина, ранее - Юрий Сентюрин. Поговаривают об Олеге Шеине и других.

Это и неудивительно. "Родина" утратила всякое влияние и не может предложить ничего интересного состоящим в ее фракции бизнесменам и лоббистам. Как только партию отлучили от кремлевской кормушки, ее влияние сразу резко снизилось. Та же КПРФ, битая и перебитая, понявшая - что можно и чего нельзя, теперь куда интересней для президентской администрации. Это недвусмысленно показали итоги московских выборов.

Рогозин вместе с "Родиной" теперь находятся в сложном положении. Налицо творческий кризис. Каких-то новых идей, привлекательных лозунгов не наблюдается. Лидер московского списка "Родины" Юрий Попов, экс-депутат Мосгордумы, ранее - лидер фракции столичного "Единства", переметнувшийся в "Родину", когда его выставили из партии власти за ненадобностью, например, предложил создать "Московскую гражданскую думу". Трудно придумать более нелепую идею. Махать кулаками после драки- занятие неблагодарное. Понятно, что затея кончится ничем, никому не будет интересна, и что, на жизнь Москвы и управление столицей никак не повлияет.

Презентация проекта "Сбережение нации" (название позаимствовано у графа Шувалова и Солженицына одновременно), который Рогозин собирается презентовать коллегам по Думе, также вызовет мало интереса хотя бы потому, что о нем никто не узнает, как в силу информационной блокады, так и в силу его банальности. Да и как Рогозин собирается реализовывать этот проект, имея маленькую, ничего не решающую фракцию? Кроме опостылевшего пиара у него ничего в запасе не осталось.

На последнем заседании политического совета "Родины" о кризисе в партии говорили во всеуслышание. Александр Бабаков, председатель ее президиума отметил "пропасть" между региональными организациями и центром. Лидер московской "Родины" Андрей Жуков прямо обвинил Рогозина в провале московской кампании.

Судя по всему, трудности и проблемы в "Родине" растут как снежный ком. Нет никаких оснований предполагать, что их количество снизится ближе к выборам-2007. Слишком высоки ставки на главном конкурсе - президентских выборах-2008. Поэтому Кремль будет стремиться зачистить поле от "неконструктивных" сил.

Рогозин забыл тех, кто его любил и кормил, почему и оказался не у дел. Впрочем, он еще молод и у него есть шанс наверстать упущенное лет через пятнадцать-двадцать.

07 февраля, 2006
http://www.novopol.ru/

Док. 257176
Опублик.: 04.05.06
Число обращений: 426

  • Костерев Александр Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``