В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор КОРГУН: Иран готов ответить на удар Назад
Виктор КОРГУН: Иран готов ответить на удар
В условиях нарастающего давления на Иран, обвиняемый Западом в том, что он стоит на пороге создания ядерного оружия, вполне следует ожидать адекватную реакцию Тегерана. И чем большая лавина угроз накатывается на эту страну, тем все более решительно задумываются иранские власти об оружии устрашения, исключая, как они утверждают, его ядерный вариант.

В конце декабря 2004 г. завершились длившиеся неделю маневры военно-воздушных и сухопутных сил Ирана в пяти южных и западных провинциях страны. Они привлекли немало иностранных журналистов, которые расценили их как массированную демонстрацию высоких технологий и оперативной мобильности, включая силы быстрого реагирования, эскадрильи вертолетов, транспортировку грузов по воздуху, ракеты, а также сотни танков и десятки тысяч солдат и офицеров с боевым снаряжением. Одновременно специально созданные призывные пункты зарегистрировали 25 тысяч добровольцев, готовых стать шахидами в случае вероятного нападения на страну, открыв фронт "ассиметричной войны".

В планах прямого американского вторжения, о возможности которого немало говорят в последнее время в мировых СМИ, Иран, похоже, видит прямое повторение сценария военной кампании в Ираке с применением превосходящих сил, в первую очередь американских ВВС, кампании, направленной на достижение быстрой победы над явно более слабой страной. Изучив опыт войны 2003 г. в Ираке, ирано-иракской войны 1980-1988 гг. и конфронтации с США в Персидском заливе в 1987-1988 гг., иранцы разрабатывают формулу вязкой, комплексной оборонной стратегии, позволяющей получить преимущество над военной машиной сверхдержавы, максимально используя такие факторы как численное превосходство наземных войск, партизанскую тактику, сложный рельеф и т.д., т.е. те сферы, где США явно проигрывают.

По данным широко разрекламированной статьи "Иран играет в войну" ("Iran war game"), опубликованной в американском журнале "Atlantic Monthly", стоимость военной операции против Ирана составит ничтожные несколько десятков миллионов долларов. Эта цифра базируется на расчете одноразового "хирургического удара", который будет сочетать ракетные удары, воздушные бомбардировки и скрытые операции. Однако такая акция не учитывает важную составляющую иранской оборонной стратегии, которая предусматривает "расширение театра военных действий" с целью нанесения возрастающего ущерба вторгшемуся врагу, включая удары по структуре военного командования США в Персидском заливе.

Согласно иранской контрстратегии "непрерывного действия", намерения США провести ограниченную военную операцию с целью уничтожения иранской системы военного командования как прелюдии к систематическим уларам по важнейшим военным целям будут сорваны "переносом войны на их плечи", как выразился один из иранских стратегов, обращая внимание на уязвимость структуры военного командования США, базирующегося в южной части Персидского залива. По данным иранских военных кругов, в течение последних нескольких месяцев истребители США неоднократно нарушали воздушное пространство Ирана в провинции Хузистан, проверяя на прочность иранскую систему противовоздушной обороны.

В настоящее время создание мобильных баллистических ракет играет решающую роль в военной стратегии страны, опять же исходя из опыта войн 1990-1991 гг. и 2003 г. в Ираке: во время операции 1990 г. иракские ракеты достигли границ Израиля, и американские зенитные комплексы "Пэтриот" показали свою неэффективность в их перехвате. По признанию тогдашнего командующего американскими войсками в Заливе генерала Норманна Шварцкопфа, охота за иракскими "Скадами" потребовала значительных усилий со стороны ВВС международной коалиции и была подобна поиску "иголки в стоге сена".

По утверждению министра иностранных дел Ирана Камаля Харрази, в настоящее время, согласно современной военной доктрине Ирана, страна полагается на высокоточные ракеты большого радиуса действия "Шахаб-3" и "Фатех-110", которые могут "поразить цели в Тель-Авиве".

Если говорить об истории создания этих ракет, то факты таковы: в 1985 г. Иран разработал артиллерийскую ракету "Огаб" с радиусом действия 50 км, затем два типа ракеты "Мушак" с дальностью 120 км и 160 км в 1986-1987 г. и 1988 г. соответственно. В 1988 г. иранцы начали сборку ракет "Скад-Б", а в 1991 г. технические специалисты из Северной Кореи усовершенствовали процесс сборки ракет, доведя его до уровня производства. Иран, однако, не перешел на производство "Скадов". Скорее всего, в последующем на их базе он начал производить "Шахаб-3" и "Шахаб-4" дальностью 1300 км и боеголовкой весом в 1600 фунтов и 2000 км и 220 фунтов соответственно. В июле 1998 г. "Шахаб-3" прошла испытания и вскоре предполагается увеличить ее дальность более чем до 2000 км, т.е. она может достигать Центральной Европы.

Благодаря высокому росту доходов вследствие повышения цен на нефть, которые составляют более 80 % годового бюджета, военные расходы Ирана в 10 раз превысили аналогичные показатели его арабских соседей-членов Совета сотрудничества стран Персидского залива. Ныне почти все арабские государства обладают тем или иным типом усовершенствованных ракетных систем: Саудовская Аравия - CSS-2/DF, Йемен - SS-21, "Скад-Б", Ирак - "Frog-7".

Что касается Ирана, то наличие у него арсенала баллистических ракет дает ему ряд преимуществ: первое, они относительно дешевы и производятся на отечественных предприятиях, что предполагает незначительную внешнюю зависимость и, соответственно, отсутствие давления со стороны американского "контроля за экспортом ракет". Второе, ракеты мобильны и могут быть легко укрыты от противника. Третье, они имеют преимущество перед истребителями-бомбардировщиками, дислоцирующихся на фиксируемых средствами слежения авиабазах. Четвертое, ракеты могут быть запущены задолго до того как противник обнаружит их запуск. Особенно это касается ракеты "Фатех-10" с большим боезарядом, для развертывания и запуска которой требуется лишь несколько минут. Пятое, ракеты могут привести к замешательству, обладают уникальной ударной силой, которая может затруднить реализацию самых совершенных планов военных действий. Так случилось в марте 2003 г., когда Ирак нанес ракетный удар по американским боевым частям, дислоцированным на иракско-кувейтской границе, и вынудил США изменить первоначальный план нанесения воздушных ударов до ввода в действие наземных сил.

Поэтому любое нападение США на Иран, скорее всего, будет встречено в первую очередь ответными ракетными ударами, которые, вероятно, захватят и страны южной части Персидского залива, где будут размещены американские войска, а также любую другую страну, к примеру Азербайджан, Ирак или Турцию, если они разрешат американцам использовать свою территорию или воздушное пространство. Разумеется, эти страны будут предупреждены Ираном о тяжелых последствиях, которые ожидают их экономику, если они окажут содействие иностранному агрессору.

Еще одним элементом иранской военной стратегии является "расширение дуги кризиса" до Ирака и Афганистана, где Иран пользуется большим влиянием. Цель - подорвать опору США в регионе в надежде создать эффект "домино", когда вместо вторжения в Иран США будут фактически терять территории вследствие, в частности, "утоньшения" и растягивания их воинских контингентов. К этому можно добавить психологическую войну. Пример опять же показывает ситуация в Ираке, где психологическая война США, развернутая накануне вторжения, привела к расколу между верхушкой иракской армии и баасистским режимом с народом. Эта война имела и выраженный международный характер: США удалось мобилизовать членов Совета Безопасности ООН и другие страны для обсуждения мер против режима Саддама Хусейна под предлогом нахождения и ликвидации оружия массового уничтожения (ОМУ).

Иранская же контрпсихологическая война, полагает бывший замминистра иностранных дел Ирана Аббас Малеки, предусматривает использование страха смерти у американских солдат, у которых, как правило, нет серьезной мотивации воевать. Война против Ирана непременно вызовет необходимость введения всеобщей или частичной мобилизации в США. Введение мобилизации означало бы призыв многих недовольных молодых солдат, подверженных влиянию иранской контрпропаганды, которая рассчитана на отсутствие мотивации по защите своей родины, не говоря уже о войне за интересы Израиля.

Уже сегодня Иран считает себя объектом американской психологической войны, когда США пытаются спекулировать на недовольстве безработной части иранской молодежи. Большую роль в психологической войне Вашингтона играет систематическая дезинформация: США в три раза увеличили объем радиовещания на Иран и, по данным недавних докладов в Конгрессе, серьезно усилили финансовую поддержку различных иранских оппозиционных ТВ и Интернет-программ. Уже сейчас сжимается "пояс безопасности" вокруг Ирана, создаваемый США, которые используют для этого военные базы в Ираке, Турции, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, а также в Кувейте, Саудовской Аравии, Катаре, Бахрейне, Омане и на острове Диего Гарсия.

Что же касается иранской стратегии устрашения, якобы включающую ядерное оружие, то среди большей части иранской элиты существует консенсус о том, что Ирану не следует создавать ядерное оружие. Она исходит из убеждения, что у Ирана все равно не будет ядерного средства устрашения, достаточного для того, чтобы противостоять превосходящей мощи США с их тысячами "тактических ядерных ракет".

Тем не менее, после того, как Иран предоставил свою ядерную программу для международной инспекции и приостановил программу обогащения урана в соответствии с подписанным в Париже в ноябре 2004 г. соглашением между ним и Европейским союзом, за океаном не прекращается беспокойство по поводу наличия у Ирана скрытой стратегии устрашения Америки, которая не подписала парижское соглашение, оставив за собой право передать вопрос о ядерной программе Ирана на рассмотрение Совета Безопасности, и размахивает оружием с явной угрозой в адрес Ирана.

Время от времени, однако, посредством публикаций в прессе, особенно в "Нью-Йорк Таймс", информационных сообщений, которые содержат провокационные названия типа "США против ядерного Ирана", США наращивают антииранскую кампанию, разжигая беспокойство по поводу национальной безопасности у тех групп иранского населения, которые считают, что "ядерные средства устрашения" могут стать основой национальной стратегии выживания.

Что касается этих групп населения, то в Иране растет понимание того, что не важно, насколько Иран соглашается с требованиями Международного агентства ООН по атомной энергии, так же как Ирак в 2002-2003 гг., США, включившие Иран в придуманную ими "ось зла", целенаправленно сеют семена своей следующей войны в регионе. Все это совершается в рамках старого обвинения Ирана в поддержке терроризма и его причастности к взрывам в Саудовской Аравии в 1996 г., несмотря на то, что саудовские власти официально опровергли эти обвинения.

Отсюда информация об иранском "протоядерном устрашении", в соответствии с которой способность Ирана обогащать уран приравнивается к "способности создать ядерное оружие" в относительно короткие сроки, что должны принять во внимание противники Ирана, помышляющие нанести удар по его ядерным установкам. И чем дольше США и Израиль будут угрожать Ирану, тем больше будет у него аргументов в пользу конверсии процесса обогащения в нечто реально ядерное.

Военная угроза Ирану наносит ущерб его экономике, препятствуя вливанию в нее иностранных инвестиций и вызывая утечку национального капитала. Это вынуждает иранских экономистов предлагать национальным предпринимателям адресовать свои жалобы на США международному трибуналу. Это вполне реально, и иранцы могут создать новый правовой прецедент. Иран не может долго мириться с ухудшающимся инвестиционным климатом, который возник как следствие военной угрозы, и, асимметрично отвечая на нее, способен изменить ситуацию с инвестициями.

Пороки военной машины США состоят в том, что она часто не замечает встречного движения, которая сама генерирует, как это было с Кубой, народ которой в течение полувека находился в экономической блокаде, алжирскими националистами, которые боролись с французским колониализмом в 50-60-е годы, а сейчас с иранским народом, который находится в незавидной ситуации, направив все свои помыслы на то, как выжить в условиях приближения лавины военной мощи США, руководимых ястребами, твердящих о своей объективности в вопросе иранской ядерной программы. Однако многие в Иране реально верят, что это не более чем псевдообъективность, используемая для того, чтобы удовлетворить агрессивный милитаризм политики США. Остается надеяться, что эта машина не скоро придет в движение в сторону Ирана, а Иран, "страна третьего мира", на всякий случай будет делать то, что он может, чтобы приготовиться к кошмарному сценарию.

Напряженная ситуация вокруг Ирана требует формирования благоразумного кризисного управления для разрешении кризиса и достижения доверия в вопросах безопасности с обеих сторон, поскольку страшный опыт повторяющихся войн в богатом нефтью регионе сам по себе послужит средством устрашения.



В оформлении пуликации использованы
фотоматериалы с сайта
love-iran.com


22 февраля, 2005
http://www.novopol.ru/

Док. 257165
Опублик.: 04.05.06
Число обращений: 508

  • Коргун Виктор Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``