В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий КАРМАНОВ: По пути в Пхеньян Назад
Дмитрий КАРМАНОВ: По пути в Пхеньян
К нам - работать, к ним - отдыхать

Во Владивостоке к прохожим часто подходят азиаты и на вполне понятном русском языке предлагают услуги по ремонту квартир. Это северные корейцы. Строя по контрактам несколько зданий в краевом центре, эти работяги в свободное время за копейки подряжаются "колымить" на частное лицо. Для жителя бедной страны, каковой является Северная Корея, возможность заработать в России представляется большой жизненной удачей.

С Дальнего Востока России люди бегут в центральную часть страны, доходит до того, что в деревнях некому убирать урожай: на поля запускают всех желающих, готовых за определенное отчисление в пользу хозяина поля вывезти с него картошку, морковку или свеклу. В этих условиях северные корейцы могли бы занять положение ответственной и дисциплинированной рабочей силы в строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, потеснив более капризных китайцев. В Хабаровском крае в поселке Чегдомын еще в советское время существовала северокорейская колония, валившая лес "на радость нашим и вашим". Сегодня, во время отсутствия иллюзии братской помощи, Россия могла бы извлечь существенную выгоду из северокорейских рабочих рук, открыв им режим наибольшего благоприятствования.

С другой стороны, до недавнего времени наглухо закрытая Северная Корея ухитрилась у нас под боком (час на самолете от Владивостока!) создать в горах Кымгансан (Алмазные горы) одну из самых красивых в мире рекреационных зон. Все, кто получил возможность побывать в этом районе, признают, что это одно из красивейших мест в мире. Российские деньги под благожелательной сенью межгосударственной договоренности могли бы здесь встретить хороший прием и массу возможностей для применения. В КНДР отношение к туристам с каждым годом становится все более приветливым. Страна с таким потенциалом и дешевой рабочей силой готова с благодарностью воспринять инвестиции в туристическую инфраструктуру.



Отдам киловатты за воны, недорого!

Аэропорт Пхеньяна встречает кромешной темнотой. По мере прохождения залов иностранными делегациями, свет в них включают, заботливо выключая вслед за последним человеком. С наступлением темноты городские улицы погружаются во мрак, рассеиваемый только подсветкой циклопических столичных достопримечательностей. Через некоторое время светятся только окна интуристовских гостиниц, обитатели которых покупают свет за полноценные доллары, так ни разу и не увидев северокорейских денег - вон...

Северные корейцы не стесняются говорить, что стране не хватает электроэнергии. Одна из причин кризиса в отношениях между США и КНДР - отказ американцев и их союзников от своих обязательств по строительству в стране АЭС на "легкой" воде. За неимением других, корейцы вынуждены запускать свои реакторы на "тяжелой" воде, способные попутно производить оружейный плутоний. В этой ситуации Россия вполне в состоянии предложить корейцам свою электроэнергию. Безусловно, все это требует глубокой проработки, возможно, международных консультаций и иностранной финансовой помощи Северной Корее. Здесь речь идет лишь о том, что наши энергетические мощности физически вполне обеспечат поставку электроэнергии через границу. В конце концов, каждый китаец в пограничном с Дальнереченском городе Хутоу знает, что лампочка у него горит благодаря России, почему бы это не узнать и северокорейским товарищам?

Посмотрим в будущее. Некое северокорейское экономическое чудо, слабые признаки которого западные дальновидные бизнесмены усматривают уже сейчас, в принципе невозможно без достаточной электроэнергии. Ее импорт из России вполне может оказаться экономически более выгодным, чем строительство собственных мощностей. Разве нам помешают "электрические" деньги?

Но электричество - это не все, что наша страна может предложить Корее. Нефть, которая будет поступать на юг Приморья по нефтепроводу Ангарск-Находка, может уходить не только направо - в Японию, но и, при относительно небольших капиталовложениях в отдельную ветку, налево - в Корею. Соединив свои железнодорожные пути, обе части страны показали, что в перспективе готовы восстановить единую транспортную сеть, в которую входят и трубы, по которым идут нефть и газ. Южная же Корея в этой части мира по своему экономическому потенциалу и росту, а значит, и потреблению энергии, стоит где-то рядом с Тайванем и уступает лишь Японии. Очевидно, что для южнокорейских корпораций-"чеболей" нефть в российской трубе, пролегающей по Корейскому полуострову, интересней, нежели арабская нефть в супертанкерах.



Корейский лед тронулся, господа!

Располагайся КНДР где-нибудь в Африке, в джунглях или саваннах, даже наличие атомного оружия у этой страны не могло бы вызвать к ней интереса у современной России. Однако, с этой страной у нас общая граница. То, что ее протяженность всего 11 км, роли не играет. Границу пересекает железнодорожная ветка.

В случае восстановления полноценного железнодорожного сообщения между двумя частями страны мы сможем предлагать южным корейцам транзит в Европу их железнодорожных составов. Звонок, кстати, уже прозвенел - обе части Страны Утренней Свежести недавно разминировали общую железнодорожную колею, пересекающую полуостров с Юга на Север. И если мы хотим предложить Южной Корее наш Транссиб, теплые отношения с Севером нам просто необходимы.

Сегодня магистраль недогружена, по ней идут около 45 тыс. контейнеров в год, что в 10-15 раз меньше ее пропускных возможностей. По некоторым оценкам, объем южнокорейского транзита по нашей территории может составить 100 тысяч контейнеров в год. Повернув на себя идущий сегодня мимо южнокорейско-европейский трафик, Россия может заработать колоссальные деньги - стоимость транспортировки контейнера с востока на запад страны превышает 1000 долларов. Пока же Южная Корея отправляет свои товары в Европу через Тихий и Индийский океаны, что в 3-4 раза дольше и в 5 раз дороже.

Существенная деталь: поезда с южнокорейским экспортом из КНДР в Европу могут пойти не через Россию, а через Китай. Пока только техническая отсталость китайских железных дорог вдоль Великого Шелкового пути мешает всерьез рассматривать такую перспективу. Но, имея в виду Китай, мы все лучше понимаем, что это действительно только пока. Если в Поднебесной не разразится какой-нибудь кризис вселенского масштаба, довольно скоро там будет и дорога, и инфраструктура, и квалифицированные кадры. А на заброшенный Транссиб начнут водить детские экскурсии. Так что политическая воля северокорейского руководства, принимающего решение, в какую сторону идут рельсы, для России, мягко говоря, актуальна.



Азиатский "дракончик"

Это только часть возможных точек соприкосновения России и Корейской Народно-Демократической Республики. К сожалению, о Северной Корее принято говорить почти исключительно в свете ее ядерной программы, торговли ракетами, возможной, в случае американской агрессии, гуманитарной катастрофе, культе личности Ким Чен Ира. Убогость такого подхода демонстрируют редкие альтернативные сообщения об отмене карточной системы в стране, открытии круглосуточных магазинов и обменных пунктов с рыночным курсом, товарно-вещевых рынков и сети сотовой связи. Западные бизнесмены-первопроходцы привели в страну первые деньги и тихонько - чтоб конкуренты не услышали - рассуждают о перспективах бизнеса... Очевидно, что Северная Корея готовится к реформам, призванным плавно, без потрясений, перевести страну на платформу рыночной экономики. Визиты в Россию и Китай руководителя страны Ким Чен Ира, по мнению специалистов, призваны были познакомить его с опытом перехода от социализма к капитализму. Трудолюбие корейцев, уважение ими закона, государства, неприхотливость, терпение, нечеловеческие азиатские упорство и целеустремленность - все это, в конце концов, приведет к тому, что на дальневосточной границе России окажется динамично развивающееся государство. Оно учтет ошибки северного соседа (Россия), обобщит позитивный опыт западного (Китай), а на юге будет иметь единокровный тыл (Республика Корея). Евроазиатской России, если ей, конечно, нужны союзники и точки опоры в Азии, стоит обратить на эту страну свое внимание. Пока не поздно, пока она готова на наше внимание ответить.


Хроника официальных визитов. Россия-КНДР.

2000 год, февраль - визит в КНДР министра иностранных дел России Игоря Иванова

2000 год, июль - визит в КНДР Президента России Владимира Путина

2001 год, июля-август - визит в Россию Ким Чен Ира

2002 год, февраль - визит в КНДР Полпреда Президента России по ДВФО Константина Пуликовского

2002 год, апрель - визит в КНДР губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева

2002 год, август - визит на Дальний Восток России Ким Чен Ира

2003 год, январь - визит в КНДР замминистра иностранных дел Александра Лосюкова

2003 год, октябрь - визит в КНДР губернатора Приморья Сергея Дарькина

2004 год, июль - визит в КНДР министра иностранных дел России Сергея Лаврова

09 июля, 2004
http://www.novopol.ru/

Док. 257138
Опублик.: 04.05.06
Число обращений: 475

  • Карманов Дмитрий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``