В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алла Гербер: `Антисемитизм - неистребимый вирус` Назад
Алла Гербер: `Антисемитизм - неистребимый вирус`
25 и 26 апреля в рамках проекта "Холокост: память и предупреждение" по всей стране пройдут мероприятия, посвященные Дню катастрофы и героизма (Йом а-Шоа) еврейского народа - годовщине восстания в Варшавском гетто в апреле 1943 года. Одним из них станет проводимый 25 апреля в Центральном доме кино мемориальный вечер общественности, посвященный памяти евреев - жертв нацизма и героев сопротивления. Вечер проводится фондом и НПЦ "Холокост". Накануне своим мнением о причинах возрождения национализма в стране, победившей фашизм, с корреспондентом Страны.Ru поделилась президент Межрегионального фонда "Холокост" Алла Гербер.

- В наши дни греческим словом "холокост" ("жертвенное всесожжение") называют геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны. Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы - 6 миллионов человек по национальному признаку были лишены права на жизнь. Но проявления национализма, ксенофобии и нетерпимости превратились в обыденные явления в современной России: резня в синагоге, избиения и убийства людей "не основной национальности и религии", погромы на рынках, поджоги зданий религиозных организаций. Жертвами становятся даже дети. Практически каждый день появляются новости о фактах нападения на людей именно по расовому или национальному признаку. Несмотря на рост преступлений на этой почве, многие из них квалифицируются правоохранительными органами как бытовые преступления. Алла Ефремовна, считаете ли вы, что мы стоим перед реальной угрозой возрождения идеологии нацизма?

- Я хочу напомнить, что основными жертвами Холокоста были евреи - полное уничтожение именно этой нации в рамках программы "окончательного решения еврейского вопроса" было важным элементом политики Адольфа Гитлера. Это была именно политика, в результате которой было организовано уничтожение целого народа. Из 18 миллионов евреев 6 миллионов были уничтожены, при этом 3 миллиона - на территории бывшего Советского Союза. Это надо помнить и знать!

К сожалению, угроза возрождения идеологии фашизма возникла не сегодня, не вчера и не позавчера, но сейчас этот вопрос стоит особенно остро. Все началось еще в конце 1990-х годов. Когда был суд над Осташвили - первый крупный процесс, организатором которого я была. (Константин Осташвили, член общества "Память", настаивал на том, чтобы "соотношение численности евреев, не превышающей одного процента населения СССР, соблюдалось и при занятии людьми этой нации определенных должностей в управлении, науке, промышленности" - Страна.Ru). А самая первая вылазка националистов была в январе 1990 года в Центральном доме литераторов в Москве на заседании либеральной писательской организации "Апрель". Люди Осташвили ворвались в зал. Сам Осташвили попытался выступить с речью, разоблачающей "сионистов". Как свидетельствуют наблюдатели, присутствовавшие приветствовали его криками "Фашисты!", "Хайль Гитлер!". Добиться процесса над ним было очень трудно, но, тем не менее, он состоялся, и судья Андрей Муратов вынес приговор по статье за разжигание национальной ненависти. На следующий день после вынесения приговора Муратова убрали из судей, и сейчас он трудится в коллегии адвокатов. После этого долгие годы ничего подобного не было, а о Холокосте даже не говорили.

При наличии этой закрытой темы набирал свою силу национализм. И теперь мы имеем то, что имеем. Когда я была депутатом Государственной думы, то организовала чтения об опасности фашизма в стране, победившей фашизм, и говорила со всех трибун, в том числе и на встрече с президентом Борисом Ельциным, что надо заниматься просвещением, надо, чтобы работали правоохранительные органы и был слышен голос президента. Кстати, когда были разрушены памятники на еврейском кладбище в Париже, то президент Франции Франсуа Миттеран возглавил колоссальную миллионную демонстрацию протеста и шел во главе колонны.

- Как вы думаете, что же служит поводом?

- Катализатором послужили долгое многолетнее замалчивание темы и, одновременно, вседозволенность. И теперь количество перешло в качество. Кроме того, в последнее время катализатором обострения национального вопроса служит скандал с карикатурами на пророка Мухаммеда. При этом в Иране, например, в самой тиражной газете "Хамшахри" объявлен конкурс на лучшую карикатуру по теме уничтожения евреев и других народов при нацизме, а президент этой страны Махмуд Ахмадинеджад неоднократно заявлял, что Холокост либо полностью выдуман, либо его последствия значительно преувеличены.

- В наши дни делается много попыток ревизии Холокоста, несмотря на то, что Генеральная ассамблея ООН в ноябре 2005 года приняла решение о запрете любого отрицания Холокоста...

- Да, есть такое направление в умах - доказать, что Холокоста не было, что Холокост - это сильное преувеличение и ни о каких 6 миллионах погибших речи быть не может. Хотя это доказано, и есть многочисленные свидетельства и показания. Например, фонд Спилберга набрал 50 тысяч показаний.

Но антисемитизм - это страшная вещь. Он, как неизлечимая болезнь, как страшный неистребимый вирус, который передается из поколения в поколение. Когда есть проблемы, когда есть сложности, когда в кране нет воды, виноватыми оказываются жиды. Одна эта фраза очень многое объясняет. Всегда нужно на кого-то свалить проблемы - не мы виноваты, не мы плохо работаем. Сейчас даже благополучное общество по-своему заболевает всевозможными проблемами, связанными с национальным вопросом. Это и ксенофобия, и расизм. Это, пожалуй, одна из самых сложных проблем, потому что идет вытеснение коренных наций в Европе. Мы знаем, что это почти произошло во Франции и очень сильно чувствуется в Австрии и даже в такой демократической стране как Швеция. Правда, там достаточно было появления маленькой нацистской группы в одном маленьком городке, и вся Швеция всполошилась, и премьер-министр устроил конгресс в Стокгольме, посвященный Холокосту, и выпустил книгу "Передайте об этом детям нашим", доставляя ее в каждый дом, в каждую семью. Вот это реакция.

В наших же судах по-прежнему пытаются перевести происходящие на национальной почве преступления с 282-й статьи на хулиганство. Самый страшный пример того, в каком состоянии находится наше общество, - решение суда присяжных, что таджикскую девочку не убивали. Вот в этом опасность. Такие случаи сейчас - как сводки с фронта. Практически ежедневно кого-то убивают на национальной почве. У меня пачки этих сводок! И именно отрицание Холокоста к этому и ведет. Я столько ездила по стране и миру, столько видела, я столько читала разных документов и считаю, что это какое-то безумие - отрицать очевидное.

- Как вы относитесь к тому, что депутат Государственной думы от ЛДПР Николай Курьянович составил список "врагов русского народа и российской государственности"? Согласно тексту, процитированному на сайте "Организации русских националистов", в этот список вошли и Алла Гербер, и сотрудничающий с фондом "Холокост" директор Московского бюро по правам человека Александр Брод...

- В этом списке около 60 фамилий - полный набор. Что говорить, если националисты могли уничтожить в Питере 64-летнего Николая Гиренко - просто взяли и расстреляли его через дверь за то, что он был лучшим экспертом на антифашистских процессах. В частности, он принимал участие в судебном процессе по делу печально известной группировки "Шульц-88". 12 июня 2004 года активисты одной из группировок скинхедов разместили в Интернете вынесенный ученому смертный приговор, а через неделю Гиренко был убит. Ответственность за это взяла на себя какая-то фашистская организация. И это, на мой взгляд, еще цветочки...

Надо больше заниматься просвещением и больше уделять внимание исторической памяти, работать с детьми. Мы же до сих пор не можем добиться создания музея Холокоста. Хотели открыть его под девизом, что не бывает геноцида против одного народа, но ничего не получается. Видимо, такой подход непопулярен среди наших политиков, которые думают, что "народу этого не нужно, народ этого не хочет и евреев не любит".

Но получается, что не любят сегодня никого. Не любят любого непохожего - в очках, без очков. Ты на нас не похож и мы тебя сейчас поэтому и бьем. Я от многих своих знакомых армян и азербайджанцев слышала и даже сама (я ведь тоже неславянской внешности) ощущаю, что вечером стало неприятно ездить в общественном транспорте. Это просто чувствуется. Я не из тех, кто боится, но когда входит группа молодежи в коже и обшаривает пассажиров глазами - мне не страшно, но уже неприятно.


25.04.06.

Наталья Елисеева

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 256338
Опублик.: 25.04.06
Число обращений: 818

  • Гербер Алла Ефремовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``