В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КАРАНДАЕВ Г. Н. `МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА` Назад
КАРАНДАЕВ Г. Н. `МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА`
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
1.1. Концепция развития регионального маркетинга как науки
1.2. Теория, методология и социально-этические проблемы
регионального маркетинга
1.3. Зарубежный опыт маркетингового управления регионом
ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2.1. Европейский опыт и российская специфика "федерализма"
2.2. Возможности и ограничения парадигм экономического развития регионов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется реформированием всех сфер хозяйственной деятельности и теми кардинальными изменениями, которые вызваны этим процессом. Неопределенность путей решения экономических и социальных проблем, охватывающих всю сферу отношений субъектов Российской Федерации местного самоуправления, выступает одной из главных причин неудовлетворительного хода экономической реформы. С начала 90-х годов различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации существенно возросли. Если в 1998 году среднедушевое производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в десяти наименее развитых регионах отставало от соответствующего показателя в десяти наиболее развитых в 2-3 раза, то в 1996 г. уже в 4-5 раза. Эта неблагоприятная тенденция продолжает набирать силу.
В условиях информационной и управленческой революции эффективность маркетингового управления - одна из наиболее актуальных проблем управленческой науки, возможно, даже ее суть, особенно на региональном уровне. Появилась острая потребность в новой региональной модели управления, социально-экономической парадигме осмысления, кто мы и куда мы идем, какие цели преследуем.
В этом русле региональная модификация модели маркетингового управления представляется все в большей мере наукой о законах и закономерностях развития регионального социума, возможностей его институтов для создания благоприятных условий жизни, сбалансированности социального и экономического пространства, нахождения адекватных методов получения конечного социально-экономического результата.
Достижение поставленных целей невозможно без инновирования региональных структур управления, наполнения их современными информационно-аналитическими системами, работниками нового типа. Решение этих вопросов во многом зависит от активной позиции каждого региона, его стратегических лидеров, уровня управленческой культуры, инновационности сознания.
Назрела потребность в разработке региональной управленческой концепции, правовой теории этого уровня. Такой процесс идет во всех цивилизованных странах, где ускоренно развивается региональная наука.
Сегодня очевидно, что, получив право самостоятельной хозяйственной деятельности, право ведения собственной региональной политики, все субъекты федерации оказались в тисках неразрешимых ими самостоятельно проблем. Это касается формирования регионального бюджета, разделения государственной собственности на региональную и местную, приватизации жилья, развития торговли, транспорта и быта, проведения земельной реформы, налогообложения отраслевой экономики, низкого сбора налогов, резкого снижения доходной части бюджета, и др. Стержневой задачей, как и в прежние годы, остается насыщение регионального рынка товарами, разработка механизмов регулирования кооперативного, арендаторского, фермерского движения, поиск источников субсидирования предприятий местной промышленности, поддержание жизненного уровня малообеспеченного населения и т.д. Если же учесть тенденции разбухания региональных аппаратов управления, коррупцию, как естественное следствие скоропалительности и радикализма в проведении реформ, то политика региональных органов власти относительно социализации реформ сталкивается с величайшими трудностями.
Эти трудности усугубляются еще и тем, что многие регионы России на протяжении длительного периода развивались во взаимодействии с объектами военно-промышленного комплекса, зачастую за их счет, и угасание этого комплекса ложится тяжелым социальным бременем не только на каждого работающего, но и на городские органы власти, обеспечивавшие население за счет инфраструктуры ВПК.
В некоторых регионах негативные изменения выразились в поляризации общества, экстремизме и национализме. Такие регионы или практически выключились из межрегиональных связей, или резко ограничили свое участие в них.
С другой стороны, там, где экономические интересы общества были поставлены выше узко национальных интересов и политического суверенитета, успешно, хотя и не без трудностей, идут процессы глубокой экономической интеграции и транснационализации хозяйственных связей с более эффективным использованием наличных факторов производства.
Известно, что чем глубже включается регион во внешние связи, тем более открытой становится его экономика, тем больше благ с меньшими затратами факторов производства получает его население. Интеграционные процессы в экономике порождают синэргетический эффект на макроуровне. Носителями экономической интеграции являются такие хозяйствующие субъекты, которые усматривают возможности своего выживания и развития на конкурентном рынке в максимально широком проведении внешнеэкономических операций, включая и прямые иностранные инвестиции.
Методологической и практической основой для эффективной деятельности предприятий на региональных и межрегиональных рынках на микроуровне является региональный маркетинг.
Комплексное исследование региональных товарных рынков, результаты анализа прогнозируемых показателей дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций в экономике региона. Разработанный в диссертации подход к сегментированию регионального рынка может служить руководством для предпринимателей, изучающих рынок.
Авторская маркетинговая концепция управления экономикой региона позволит не только оценить состояние и перспективы развития хозяйства региона, но и решить многие организационно-экономические проблемы расширения рынков сбыта, повысить эффективность функционирования региональных экономических систем.
Особую важность изучение регионального рынка представляет для проведения государственной политики в сфере антимонопольной деятельности и поддержки предпринимательства. Анализ товарного рынка является сложной и трудоемкой работой исследовательского характера. Эта сложность усугубляется тем, что подобные исследования в нашей стране стали проводиться недавно, а, следовательно, отсутствует совершенная методика соответствующих исследований.
Привлечение отечественных и зарубежных источников информации, использование ресурсов зарубежных информационных систем, а также создание и развитие отечественной системы информации являются важнейшими предпосылками и составляющими, которые определяют достоверность состояния любого рынка и эффективность любой экономической деятельности в регионе.
Для полноценного исследования регионального товарного рынка необходим набор показателей как количественного, так и качественного типа. Отметим, что из всего набора показателей, предлагаемого в экономической литературе, не все можно реализовать в действительности, не все дают правильную картину, а некоторые являются лишь дополнительными. Информация для вычисления многих показателей является недоступной, что иногда приводит к неточным выводам. На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов по исследованию товарных рынков, а также проведенных исследовании в регионе, были выявлены следующие барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов: экономические, организационные, административные ограничения; неразвитость рыночной инфраструктуры; влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке; ограничения по спросу; барьеры капитальных затрат и объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок и т. п.
Результаты исследований, проведенных автором, могут быть использованы при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, при подготовке Государственной программы демонополизации, отраслевых и региональных программ демонополизации; при разработке программных мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции; в процессе анализа социально-экономических последствий принятия нормативных актов, для определения состояния конкуренции на товарных рынках; при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства; при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитных, финансовых налоговых льгот и т. д.
В конце 20 века уже накоплен достаточно обширный опыт успешного включения компаний многих регионов во внешние связи на основе системного использования положений, принципов и методов регионального маркетинга. Этот опыт полезен и актуален для российских предприятий и их объединений - финансово-промышленных групп. Мера этой полезности становится тем более очевидной, что, конечно, о прямом переносе зарубежного опыта на экономическую практику российских предприятий без необходимой адаптации к условиям России не может идти речи. С другой стороны, адаптированные к российской действительности универсальные положения регионального маркетинга могут стать эффективным инструментом развития взаимовыгодного сотрудничества российских предприятий с зарубежными партнерами и серьезной поддержкой экономических, политических и социальных преобразований в России.
В сегодняшней российской экономике возникла настоятельная необходимость исследования не только количественного насыщения рынка и роста продаж, но и качественно-инновационной основы развития взаимодействия предприятий с рыночной средой. Этот процесс, как показывает мировая практика, выступает одним из факторов экономического роста и условием успешного вхождения регионов в рыночную экономику. Существенно важным является интеграция региональных маркетинговых стратегий в систему перспектив планирования социально-экономического развития региона.
В многочисленных научных трудах и литературных источниках освещаются, в основном, общие вопросы маркетинга без должного учета специфических особенностей, характерных для различных регионов, отраслей и предприятий. В частности, конкретно не проработаны многие вопросы маркетингового управления применительно к предприятиям подетальной и технологической специализации, в том числе с учетом специфических особенностей регионов.
Это свидетельствует об актуальности и масштабности темы научного исследования, направленного на решение проблемы стратегического развития экономики регионов в современной России.


Док. 256326
Перв. публик.: 25.04.08
Последн. ред.: 04.07.08
Число обращений: 2221

  • Карандаев Геннадий Никифорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``