Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Плотинский Ю.М. `МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ` Назад
Плотинский Ю.М. `МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ`
Оглавление

Предисловие
Введение

Раздел 1. Системный и когнитивный аспекты методологии моделирования
Глава 1. Основные принципы системного анализа
1.1. Становление теории систем
1.2. Основные понятия системного анализа
1.3. Системный подход в социологии и биологии

Глава 2. Основные направления прикладного системного анализа
2.1. Классификация методологических подходов
2.2. Принципы исследования "мягких" систем
2.3. Методология "мягких" систем П. Чекленда
2.4. Методология критических систем В. Ульриха
2.5. Проблемы внедрения результатов системного анализа

Глава 3. Основные принципы когнитивного подхода
3.1. История развития когнитивного подхода
3.2. Когнитивные карты
3.3. Когнитивный стиль
3.4. Когнитивные аспекты использования метафор
3.5. Когнитивный подход в социальных исследованиях

Глава 4. Роль моделирования в социологии
4.1. Теории и модели
4.2. Типология моделей и схема их взаимосвязи
4.3. Визуализация и качественные методы моделирования
4.4. Модели и системы

Раздел 2. Содержательные модели социальной динамики

Глава 5. Основные понятия теории социальных Изменений
5.1. Типология социальных изменений
5.2. Основные формы социальных процессов
5.3. Эволюционные процессы
5.4. Объяснение социальных процессов

Глава 6. Модели жизненного цикла
6.1. Развитие циклических представлений
6.2. Примеры моделей жизненного цикла

Глава 7. Модели волновой динамики
7.1. Природа периодичности
7.2. Волны экономической динамики
7.3. Волны Кондратьева
7.4. Циклы борьбы за мировое лидерство
7.5. Волновые процессы в политической сфере

Глава 8. Волны социокультурной динамики
8.1. Основы эволюционной теории П.А.Сорокина
8.2. Полувековые циклы в социокультурной эволюции

Глава 9. Инновационные процессы
9.1. Основные понятия инноватики
9.2. Модели диффузии инноваций и логистического роста

Глава 10. Переходные процессы в социальных системах
10.1. Кризисы в социальной системе
10.2. Реформы в социальных системах
10.3. Модели революций

Глава 11. Современные теории структурной динамики
11.1. Модели теории катастроф
11.2. Синергетика и теория хаоса
11.3. Диссипативные структуры И. Пригожина

Раздел 3. Формальные модели социальных процессов
Глава 12. Анализ динамики систем
12.1. Иконологическое моделирование
12.2. Приложения теории разностных уравнений к моделям мобилизации
12.3. Основные понятия теории дифференциальных уравнений
12.4. Модель гонки вооружений Ричардсона
12.5. Модели сотрудничества и борьбы за существование
12.6. Системная динамика Форрестера

Глава 13. Модели хаоса и катастроф
13.1. Математическая модель катастрофы "сборка"
13.2. Портреты хаоса

Глава 14. Клеточное моделирование
14.1. Модели процессов самоорганизации
14.2. Реализация моделей клеточных автоматов на ЭВМ
14.3. Приложения клеточных моделей

Глава 15. Модели принятия решений
15.1. Теоретико-игровые модели конфликтных ситуаций
15.2. Модель эволюции кооперации

Виртуальное послесловие












Предисловие

Настоящее издание является переработанной и дополненной версией книги , опубликованной в 1998 г. Предыдущее издание было довольно быстро распродано, что объясняется новизной подхода к решению актуальных проблем социологической теории и практики.
За три года, прошедших после выхода книги, по данной проблематике было получено много новых результатов и опубликовано большое количество книг и статей (в основном за рубежом). Особенно заметным событием стала публикация в 1998 г. в Англии сборника работ известных зарубежных социологов "Социальные механизмы". Авторы сборника утверждают, что, учитывая кризисное состояние социологической теории, основным направлением развития социологии должно стать изучение социальных механизмов.
Социальный механизм - это причинно-следственная модель социального процесса. В предлагаемой книге читатель найдет много примеров исследования таких механизмов.
Новые результаты, с одной стороны, подтверждают актуальность и перспективность основных положений первого издания книги, а с другой стороны, требуют дополнить материал ряда глав и уточнить некоторые акценты.
В наибольшей степени переработке подверглись § 1.3, 3.3, 4.2, 4.4, 12.1, 14.3. Добавлены: § 5.4, виртуальное послесловие, список основных терминов и программа курса. В список литературы добавлено много работ последних лет.
Автор благодарит Институт "Открытое общество" и РФФИ за помощь в подготовке первого издания книги.
В заключение хотелось бы выразить признательность коллегам, прочитавшим первое издание учебного пособия, за поддержку и критические замечания, которые автор постарался учесть в новой публикации.
Повышение темпов изменений современного общества, возрастающая роль научно-технического прогресса ведут к значительному усложнению социальной реальности. Бурные социально-политические события конца XX века оказались для социологов неожиданными, многие из них до сих пор не получили удовлетворительного объяснения. Все это делает изучение проблем социальной динамики одной из наиболее актуальных задач современной социологической науки.
Цель настоящей работы - помочь студентам старших курсов социологических, а также экономических и других гуманитарно-социальных факультетов освоить методы моделирования общественных процессов. В основном в книге рассматриваются социально-политические и социокультурные процессы (более 50 моделей). В качестве примеров приводится также несколько моделей биологических и демографических процессов. В анализируемых экономических процессах исследуется, как правило, только роль социальных факторов. Часть моделей имеет четкое теоретическое обоснование, другие же базируются на выявленных эмпирических закономерностях.
С процессом построения моделей мы знакомимся еще в школе, решая задачи по физике и математике. Моделирование начинается с анализа проблемы, сформулированной в тексте задачи. Мы пытаемся вникнуть в смысл отдельных предложений, понять их взаимосвязи. Затем записываем задачу на языке математических символов, определяем множество переменных и строим систему знаковых соотношений (уравнений и неравенств).
Процесс составления уравнений полезен уже тем, что позволяет глубже вникнуть в проблему, выявляя логические взаимосвязи. Для каждой задачи, как правило, можно составить несколько различных систем уравнений, т.е. построить несколько моделей.
Выбрав простую, лаконичную модель, мы анализируем ее, используя математический инструментарий (знания, накоплен-, ные в области исследования систем линейных или нелинейных уравнений и неравенств). Получив решение задачи, можно оценить, какое влияние на моделируемый процесс оказывает то или иное изменение исходных факторов.
Построенная модель обеспечивает существенное сжатие информации, но при этом какие-то грани изучаемого процесса отбрасываются как несущественные. Укоренившееся со школьных лет представление о том, что модель может быть только математической, глубоко ошибочно. Модель может быть сформулирована и на естественном языке. В любом случае модель проще, в некотором смысле "грубее" изучаемого явления, но зато одну и ту же модель можно использовать для описания широкого класса явлений.
Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) в широком смысле в науке принято понимать аналог, "заместитель" оригинала (фрагмента действительности), который цри определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала.
К недостаткам термина "модель" следует отнести его многозначность. В словарях приводится до восьми различных значений, из которых в научной литературе наиболее распространены два:
модель как аналог объекта;
модель как образец.
В качестве примера рассмотрим следующее предложение: "Построение моделей данного типа должно стать моделью проведения исследований". В этой фразе модель упоминается сначала как аналог, заместитель реальности, а затем то же слово означает образец для подражания. Конкретный смысл термина обычно ясен из контекста, но в данной книге слово модель будет использоваться только в первом значении.
М.Вартофский рассматривает модели как "картины", соотносящиеся с чем-то. "Эта референция всегда есть соотнесение с чем-то реальным, лежащим вне изображения и репрезентации. Следовательно, исключается какое бы то ни было самоотнесение, ничто не может быть моделью самого себя. Таким образом, "картина" может "походить" на объект или "выглядеть" как объект в самых разных смыслах, начиная с простейшего случая последовательного отображения контуров карты и кончая случаем "представителя" нации, который может отображать, "репрезентировать" ее своими взглядами, предпочтениями, поведением" .
Информационный аспект подчеркивается в определении Н.Н.Моисеева. "Под моделью мы будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное знание, несущее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете (явлении), отражающее те или иные его отдельные свойства. Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. В отличие от обычного кодирования, когда известна вся исходная информация и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических жизненных нуждах. Для этих целей в рамках самих наук развиты специальные методы анализа. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания" .
Модели принято делить на содержательные и формальные. В данной работе основное внимание уделяется именно содержательным моделям. Моделирование состоит из двух взаимосвязанных этапов: формулировки модели (постановки задачи) и ее изучения. Методологической основой разработки и исследования рассматриваемых содержательных моделей является системный анализ. Однако применение успешно работающих в естественных науках методов исследования систем в социальной сфере часто оказывается неэффективным. Дело в том, что социальные системы не просто функционируют во времени - они еще принимают решения, осуществляют выбор пути дальнейшего развития. Поэтому в данной книге системный подход дополняют идеи когншпологии - нового междисциплинарного научного направления, изучающего широкий спектр проблем восприятия, понимания и принятия решений.
Методологические аспекты системного и когнитивного подходов изложены в разд. 1. Кроме теоретических вопросов в этом разделе рассматриваются конкретные примеры применения системного анализа для решения практических проблем, даны рекомендации по реальному внедрению результатов, а также представлен ряд когнитивных инструментов, обеспечивающих повышение креативности, углубление понимания сущности изучаемых процессов и облегчающих генерирование плодотворных гипотез.
В разд. 2 описываются содержательные модели социальной динамики. Отдельная глава посвящена моделям жизненного цикла социальных систем. В двух главах рассматриваются проблемы волновой динамики для различных сфер жизни общества. Значительный практический интерес представляют модели распространения нововведений (диффузии инноваций), исследуемые в девятой главе.
В заключительных главах этого раздела рассмотрены нелинейные модели социальных кризисов и революций. Изучение переходных процессов в социальных системах требует привлечения современных научных концепций теории катастроф, синергетики и теории хаоса.
Изучение модели - "прогон" во времени, оценка роли различных факторов, выявление закономерностей - наиболее эффективно осуществляется с помощью формальных методов анализа, которым посвящен разд. 3. Изложение материала основано на использовании современных компьютерных технологий и предполагает существенную корректировку многих устоявшихся стереотипов. Читатель должен научится "читать" уравнения, после чего их запись не составляет труда, а решать их вообще не нужно - за вас, точнее в содружестве с вами, с этим прекрасно справится современное программное обеспечение (в основном используются электронные таблицы). Все рассматриваемые в разделе задачи, в том числе и довольно сложные, решаются универсальным методом - нажатием одной кнопки! Интересно, что освоение данного подхода совсем не требует дополнительного времени, так как все можно считать упражнениями по освоению электронных таблиц, что важнее знания таблицы умножения.
Основной акцент в данном подходе переносится с математических рассуждений на визуализацию информации, позволяющую получать не только количественные, но и качественные оценки поведения исследуемых социальных систем, не требуя при этом освоения сложного формального аппарата.
Многоплановость изложения материала неизбежно усложняет структуру книги, а обилие перекрестных ссылок временами сближает ее с гипертекстом.
Настоящее пособие основано на курсе лекций, читающихся на социологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова, а также на материалах спецсеминаров.
Автор хотел бы выразить признательность всем коллегам, которые помогли ему советами, замечаниями и необходимыми материалами.


Док. 256322
Опублик.: 25.04.06
Число обращений: 1144


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``