В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Гришанков, депутат Государственной Думы: `Я не стремлюсь приобрести скандальную известность!` Назад
Михаил Гришанков, депутат Государственной Думы: `Я не стремлюсь приобрести скандальную известность!`
Государственная Дума нового созыва отработала не так много времени, однако первые впечатления от ее работы депутаты уже смогли получить. Депутат Михаил Гришанков за не слишком продолжительное время стал вполне профессиональным публичным политиком. На декабрьских выборах его поддержала "Единая Россия", в Думе он вошел в ее фракцию, все его политические интересы, как он утверждает, сосредоточены в Челябинской области. Сделает ли Михаил Гришанков еще одну попытку стать губернатором? Будет ли он формировать свой пул на выборах в Законодательное собрание? Почему во время думских выборов он не прибегал к помощи политтехнологов? Об этом - в интервью Михаила Игнатьевича "Итогам 74".

- Михаил Игнатьевич, сильно ли новый состав Государственной Думы отличается от прежнего? Каковы ваши впечатления от работы в нем?

- Конфигурация Думы четвертого созыва отличается от предыдущей. По качественному составу, на мой взгляд, новая Дума стала даже сильнее. Изменился спектр политических сил, представленных в парламенте. Нет больше фракций "Яблоко" и СПС, меньше стало депутатов, представляющих КПРФ, несколько усилилась ЛДПР, а вот "Единая Россия", напротив, свои позиции существенно укрепила. Изменение общей конфигурации наложило определенный отпечаток на работу Госдумы. Хотя времени на раскачку было не так уж много, пару-тройку недель "новые старые" депутаты присматривались к тому, что происходит в Думе.

С учетом того, что никогда ранее в Думе не было такой большой фракции, потребовалось время, чтобы определить алгоритмы рассмотрения вопросов внутри фракции и процессы принятия решений. Это особенно важно для депутатов-одномандатников, которые должны иметь возможность отстаивать интересы своих избирателей, конкретных регионов, не противопоставляя при этом себя политическим задачам фракции. Мне кажется, такой механизм найден, хотя необходимо время, чтобы он заработал. Принято решение о разделе фракции на четыре группы, в рамках которых и проходит первичная "обкатка" законопроектов, согласование позиций. Если подгруппа поддерживает депутата, то вопрос выносится на президиум фракции, где идет дальнейшее обсуждение с участием руководителей комитетов. Повторюсь, работа Думы только началась, и реально эффективность деятельности фракции можно будет оценить, по крайней мере, после завершения работы весенней сессии.

- В какую подгруппу фракции входите вы?

- В подгруппу Морозова. В эту же подгруппу входят ряд моих коллег по группе "Народный депутат" из прошлой Госдумы - Геннадий Гудков, Николай Герасименко, Владимир Пекарев. Особых предпочтений при выборе подгруппы у меня не было. Естественно, хотелось продолжить работу с людьми, которые мне понятны, и потенциал которых я хорошо знаю.

- Депутаты разделились не по территориальному признаку, а по каким-то иным соображениям?

- Какого-то деления по территориальному признаку не было. В каждой подгруппе есть депутаты-одномандатники и депутаты-списочники. В подгруппе Пехтина, например, больше депутатов, избранных по спискам, в подгруппе Морозова их соотношение примерно 50 на 50. Какой-либо особой методологии при делении не было.

- Был ли для вас неожиданным провал правых партий на выборах? Продолжите ли вы контакты с правыми на местном уровне?

- Контакты с представителями правых партий я прекращать не планирую. Среди них немало динамичных, здравомыслящих людей, которые готовы вкладывать свои силы в развитие и укрепление экономики страны. То, что ни одна из правых партий не прошла в Думу, для меня было неожиданным, хотя определенные признаки потери ими контакта с избирателями отмечались достаточно давно. Причин здесь много и на эту тему высказываются самые различные соображения.

На мой взгляд, склока, которая началась между СПС и "Яблоком", совершенно однозначно привела к снижению уровня поддержки и у тех, и у других. Были и стратегические ошибки, и ошибки в тактике проведения предвыборной кампании. Как следствие - тяжелое поражение на выборах. Ситуация на правом фланге непростая, но не безнадежная. Если они сумеют консолидироваться, перестроиться и избрать отвечающую современным реалиям стратегию, то у них будут хорошие шансы вернуться в большую политику. Сейчас у меня есть много вопросов, например, к Ирине Хакамаде - в том числе и по предвыборной президентской кампании.

- Вы не являетесь членом партии "Единая Россия", но являетесь членом фракции, с чем это связано?

- Я являюсь сторонником партии "Единая Россия", она выдвигала меня по Кыштымскому избирательному округу, оказывала поддержку в ходе кампании. Я со своей стороны делал все, чтобы обеспечить партии максимальный результат на выборах, кстати, не только думских, но и президентских. Нынешний уровень взаимодействия на сегодняшний день, как представляется, устраивает обе стороны. Вступление в ряды партии - это очень ответственный шаг. Наверное, настанет момент, когда я приму решение о вступлении в партию. Пока он не наступил.

- Некоторые считают, что будущее "Единой России" туманно, эта партия не сможет существовать долго. На ваш взгляд, какова ее судьба?

- Прогнозы - дело неблагодарное. Лично я думаю, что у партии есть очень хороший потенциал и у нее есть все шансы на то, чтобы вырасти в мощную политическую силу. Не следует только почивать на лаврах и ожидать, что это произойдет автоматически. Подобные примеры из нашей недавней истории мы все хорошо знаем. Многое будет ясно через 2-3 года. Если "Единая Россия" будет проводить динамичную политику, в том числе в социальной сфере, обеспечит улучшение жизни людей, то перспективы ее будут очень и очень неплохими.

- Борис Грызлов - сильный спикер?

- Борис Вячеславович - неординарная личность. Конечно, спикерами не рождаются, спикерами становятся. Безусловно, на первом этапе были отдельные шероховатости, он, как и вся новая Дума, тоже учился работать в новой ситуации. Но он сильный руководитель и прибавляет, выражаясь спортивной терминологией, с каждым заседанием.

- Вы стали первым заместителем Председателя Комитета по безопасности. Что дает этот статус лично вам и, может быть, жителям Кыштымского округа, Челябинской области?

- Во-первых, новый статус предполагает большую ответственность. Ответственность за состояние дел в комитете, за законопроекты, которые проходят через Комитет... Я принимаю участие в оперативном руководстве законотворческим процессом, многие полномочия председателя комитета делегированы мне, потому что у председателя очень много задач. Сегодня работы у меня больше, чем раньше. Для меня новые обязанности сравнимы с дополнительными нагрузками в спорте: для того, чтобы накачать мышцы, нагрузка должна быть больше той, которую ты можешь "потянуть" в этот момент. Во-вторых, новый статус дает мне новые возможности для взаимодействия с руководителями федеральных ведомств - министерств, агентств, служб. А это новые возможности для решения конкретных проблем моих избирателей, жителей Челябинской области.

- О решении конкретных проблем. Есть ли в недрах думского комитета по безопасности рецепт прекращения терактов в стране?

- Терроризм, как, впрочем, и коррупцию, победить на все сто процентов практически невозможно. В мире есть много причин, порождающих терроризм, к сожалению, в последние годы количество горячих точек только увеличивается. Произошедшие в последние годы крупномасштабные теракты во всем мире свидетельствуют о том, что иммунитетом от терроризма не обладает ни одно государство. Террористическая угроза уже давно переросла национальные границы. Терроризм носит международный характер, и противостоять ему можно только комплексной системной работой всего мирового сообщества. Осознание того, что победить терроризм нельзя, отнюдь не означает, что не надо предпринимать дополнительных, в том числе экстраординарных, мер в борьбе с террором.

Борьба с терроризмом - это, прежде всего, эффективная работа правоохранительных органов, спецслужб. На них лежит основной груз ответственности за то, что происходит во многих российских городах. Наш комитет запросил в различных ведомствах все предложения по усилению борьбы с терроризмом, сегодня мы занимаемся их обобщением, и наша задача не только добиваться выделения дополнительных денег на борьбу с террором, но и посмотреть, как улучшить работу спецслужб и правоохранительных органов.

15 апреля у нас состоится заседание Комитета, на котором мы будем, в частности, рассматривать меры по обеспечению безопасности на метрополитене. Недавний теракт в московском метро показал, что огромная подземная инфраструктура недостаточно защищена. Будут рассматриваться и вопросы технического оснащения, и финансирования, и увеличения численности оперативного состава, который занимается обеспечением безопасности в метро. Это очень непростая задача, одномоментно решить ее сложно.

- Михаил Игнатьевич, говорят, что во время последних выборов вы не прибегали к помощи сторонних политтехнологов. Если это так, то с чем это связано?

- Ну, наверное, чему-то сами научились... Действительно, у нас не было сторонних политтехнологов. Это, видимо, результат 4 лет работы. Мы уверенно шли в кампанию, четко понимали, как нужно донести информацию до людей. Мы приняли решение не реагировать на провокационные выпады со стороны оппонентов и так называемый "черный пиар". Поэтому у нас не было необходимости создавать дополнительные креативные группы для реакции на заявления своих оппонентов. "Собака лает - караван идет" - это древняя восточная поговорка. Я был на сто процентов уверен в своей команде.

- Эта кампания далась вам легче, чем предыдущая?

- Да, в определенной степени, это так. Что искренне удивило, так это вал выплеснутой грязи. Видимо, оппоненты прекрасно понимали положение дел и отсутствие шансов победить в честной борьбе. Участвуя в выборах, они, судя по всему, ставили перед собой какие-то другие задачи.

- За годы вашего депутатства жизнь людей в Кыштымском округе как-то изменилась?

- Вопрос очень большой. Кыштымский округ неоднороден. Каждый город и территория имеют свою специфику, поэтому работа также строилась индивидуально. Один депутат не может в одночасье изменить жизнь людей, это, я думаю, все понимают. Общая ситуация в округе зависит от состояния экономики страны и региона, от того, работают ли предприятия, выплачивается ли зарплата. Определенных положительных сдвигов добиться удалось. Есть и проблемные территории, которые вызывают у меня серьезное беспокойство: Юрюзань, Миньяр, Касли.

Главная цель моей депутатской деятельности - работа с конкретным человеком. Около 7 тысяч обращений было в мой адрес, на каждое из них мы реагировали. Не всегда все получалось, и даже если мы получали отрицательный ответ от министерств и ведомств, при этом честно говорили: "Мы прошли весь путь, на сегодняшний день решить вашу проблему невозможно". Вы задали серьезный вопрос для меня, и потому я повторюсь: ситуация в округе начала меняться к лучшему, но останавливаться на достигнутом нельзя.

- Продолжаете ли вы следить за развитием следствия по делу Головлева или вам это уже не так интересно?

- Мне интересен итог по делу Головлева. Я знаю, что в конце прошлого года и начале этого в Челябинске работал следователь Генпрокуратуры по особо важным делам. Насколько мне известно, областная прокуратура дело передала в суд. Так что осталось дождаться решения суда.

- На федеральном уровне - новый виток борьбы с коррупцией, создаются советы, комиссии и так далее. По вашим оценкам, уровень коррумпированности в Челябинской области высок?

- Коррупция не является российским изобретением. Она существует во всем мире. Было бы странно, если бы Челябинскую область она обошла стороной. Факты коррупции в области есть, их немало, они становятся известны и обществу. Важно, чтобы по этим фактам возбуждались уголовные дела и они доводились до логического конца. Считаю, что активизация противодействия коррупции на федеральном уровне дойдет и до регионов. Сегодня действует совет при президенте по борьбе с коррупцией. В нем создано две комиссии, в одну из них от Государственной Думы войду и я.

- В СМИ иногда появляются рейтинги с индексами коррупции, причем наша область часто расположена в первых строках. Это имеет под собой какие-то основания?

- Индексы коррупции - дело очень условное. Здесь все зависит от того, кто из экспертов и для чего вырабатывает данный индекс. Вряд ли следует придавать им особое значение. По-моему, коррупция не имеет четко очерченных границ и территориального деления.

- Михаил Игнатьевич, сохранились ли у вас губернаторские амбиции? Многие наблюдатели отмечают сейчас, что вы сосредоточились на работе в округе, вас не видно на областном уровне.

- Меня видно на московском уровне. Удивительно, правда, что о тех событиях, которые происходят в Госдуме, мне чаще задают вопросы представители центральных и зарубежных СМИ. Местное информационное поле имеет свою специфику и очень четкую избирательность. Ну, наверное, я менее интересен, поскольку не стремлюсь приобрести скандальную известность... С другой стороны, приоритетом для меня является работа в округе и в профильном Комитете. Когда мне задают вопрос, пойду ли я в губернаторы, то я могу сказать, что на сегодня у меня нет губернаторских амбиций, все мои усилия сосредоточены на поддержке интересов нашего региона на федеральном уровне.

- А кресло челябинского мэра вас случайно не интересует?

- Нет. Меня избрали жители Кыштымского округа. Мне, например, предлагали перейти в другой округ перед выборами в Госдуму, обещали помощь, я не согласился.

- Вы достаточно плотно общаетесь с областной властью? Председатель Законодательного собрания области Виктор Давыдов в интервью "74.ru" высказал сожаление по поводу того, что депутаты первого и второго созывов Думы посещали заседания ЗСО, интересовались законодательной работой на уровне области, а нынешние - нет.

- Взаимодействие с областной властью должно быть плотным. Но это улица с двусторонним движением. Я открыт для диалога. Другое дело, что представители местной власти и в области, и в городе не всегда были способны перешагнуть через страх перед своим высоким руководством, тем более, что до определенного момента взаимодействие с депутатом Гришанковым было неким пятном на биографии чиновников.

- Сейчас этого нет?

- Нет, поэтому и взаимодействие набирает обороты. Ну, а если брать ЗСО, то мои помощники участвуют в работе всех его комитетов, я получаю всю информацию о его работе. Напрашиваться на участие в заседаниях ЗСО, я считаю, бессмысленно. Когда будет необходимость, депутаты ЗСО пригласят меня, я готов присутствовать. Здесь должен быть взаимный интерес.

- Есть ли у вас планы по формированию собственного пула в ЗСО? Будете ли вы проводить туда своих депутатов?

- Есть несколько сильных депутатов в Законодательном собрании, с которыми я готов сотрудничать и поддерживать их на выборах. С учетом того, что структура ЗСО поменяется, появятся депутаты-списочники, в какой-то степени я тоже буду участвовать в принятии решений. Мне бы хотелось, чтобы депутатами стали достойные руководители, чтобы не было таких ошибок, какая была с депутатом Дробышевым. Он победил, но не работает в интересах своих избирателей.

- Депутаты Государственной Думы от Челябинской области общаются между собой или в Москве территориальная принадлежность стирается?

- Общение идет, но если кто-то представляет какую-то идеалистическую картину, что существует некое землячество, что перед принятием решений обсуждают их возможные последствия для конкретного региона. Такого не бывает. У каждого депутата есть округ и интересы избирателей. Поэтому приоритеты могут находиться либо в плоскости деятельности профильного комитета, либо конкретных территорий... Но диалог с депутатами-челябинцами у меня имеется.

- Валерий Гартунг с какой-то гордостью повторяет, что он с вами не здоровается...

- Это его проблема.

- Вновь началось обсуждение законопроекта о финансовом мониторинге. Говорят, что будут отслеживаться крупные покупки на сумму более двух миллионов рублей. Это необходимо?

- Действительно, предложения озвучены буквально на прошлой неделе комитетом по финансовому мониторингу. Они внесены в правительство, после чего должны быть внесены в Государственную Думу. Я позитивно отношусь к идее контроля за крупными расходами. Он существует в любой стране мира. Если брать сумму, которая была первично озвучена - 80 тысяч долларов, - это большие деньги! Сумма может и измениться. Для большинства граждан этот вопрос не является актуальным. С другой стороны, у нас много долларовых миллионеров, источники доходов которых непрозрачны. Пусть они задумаются, заплатят налоги и начнут выходить из тени.

Это не последнее предложение по противодействию отмыванию незаконно нажитых средств. В ближайшее время я подготовлю и внесу еще одно предложение, которое, думаю, вызовет большой резонанс. На сегодняшний день в нашей стране контролируются банковские операции для резидентов (то есть главным образом для российских граждан, постоянно проживающих в России). Для нерезидентов - граждан иностранных государств - таких ограничений нет. Операции с наличной валютой они проводят, по существу, бесконтрольно. У меня есть информация, что ежегодно из нашей страны иностранные граждане вывозят астрономические суммы наличной валюты! Думаю, механизм контроля должен быть ужесточен.

- Ваше отношение к законопроекту о митингах и публичных шествиях, принятому недавно в первом чтении.

- Я считаю, что это серьезная ошибка. Я сделаю все, чтобы в существующем виде этот закон дальше не прошел. В него необходимо вносить серьезные коррективы. Меня не было в Думе, когда законопроект обсуждался (был на официальном мероприятии за пределами Думы), однако к его обсуждению во втором чтении готовлю поправки.

- Вы сейчас ощущаете себя больше москвичом или челябинцем?

- Есть небольшой сдвиг в представлениях, потому что 50 процентов времени я провожу в Челябинске и области, 50 процентов времени в Москве. И иногда мои дети называют московскую квартиру - московское общежитие - домом. И все же я не москвич. Корни мои и моей семьи здесь, в Челябинске, а в Москве - длительная командировка.

- Куда планирует поступать ваша старшая дочка?

- Поступать она будет в Москве, с учетом того, что депутатский срок заканчивается в 2007 году. Окончательно со своим выбором пока она не определилась. Ее интересует социология, психология. Возможно, это будет социологический факультет МГУ. Вообще, учится она очень хорошо, изучает языки, активно занимается самообразованием. Честно говоря, иногда мне ее просто жалко.

- У вас не так давно был день рождения. Какой вам сделали самый оригинальный подарок?

- Руководитель "Стратум консалтинг" Олег Пермяков подарил мне складное кресло. Сказал: "Вот устанешь, приедешь к себе на дачу (она у меня в кооперативе "Ветеран 1" на Увильдах), разложишь кресло, будешь сидеть и ничего не делать".

- Каким парфюмом вы пользуетесь?

- Мне нравится "Hugo boss". Мой выбор полностью одобрила супруга.



Ольга ВАЛЕРЬЕВА, специально для Chelyabinsk.ru

13 апреля 2004


Док. 255876
Опублик.: 20.04.06
Число обращений: 497

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``