В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил ГРИШАНКОВ: Не нужно пугать профессионалов Назад
Михаил ГРИШАНКОВ: Не нужно пугать профессионалов
Комитет по безопасности - один из ключевых в Государственной думе. Через него проходят проекты законов, на основании которых действуют все правоохранительные органы. О его работе "Известиям" рассказал заместитель председателя комитета, бывший сотрудник ФСБ Михаил Гришанков ("Народный депутат").

- Михаил Игнатьевич, вы возглавляете подкомитет по экономической безопасности и бюджету правоохранительных органов и спецслужб. Недавно Госдума приняла в первом чтении бюджет на следующий год. Какова ситуация с финансированием этих структур?

- Бюджет правоохранительных органов - закрытая часть, поэтому скажу только, что денег всегда не хватает. Каждая из структур просит увеличить финансирование хотя бы на четверть. Здесь нужно учитывать несколько аспектов. К примеру, нельзя закрывать глаза на острейшую проблему социальной защиты военнослужащих. А ведь после принятия закона о повышении минимальной заработной платы они оказались отброшены далеко назад. Цель нашего комитета - компенсировать этот разрыв. Если Дума не исправит ошибку, которую она допустила во время принятия закона о минимальной заработной плате, то мы потеряем еще больше профессионалов. У нас и так провал в кадрах - уйдут ветераны, которым остались считанные дни до отставки, останется неопытная "зеленая" молодежь. Выбросить на улицу еще 350 тысяч человек, не подумав, куда они пойдут, значит толкнуть многих из них в криминал. Простой пример: в Челябинской области, депутатом от которой я являюсь, в городе Магнитогорске недокомплект личного оперативного состава ФСБ составляет 50%. Подчеркну, речь идет не о центральном аппарате, а о тех, кто работает "в поле". Это очень серьезная проблема.

- Сразу после взрыва на Пушкинской площади появилась информация, что вот-вот будут внесены поправки к законам "Об оперативно-разыскной деятельности" и "О борьбе с терроризмом", расширяющие полномочия ФСБ?

- Законопроекта на этот счет пока нет, но сама идея широко обсуждается в среде профессионалов и в комитете. Сегодня компетенция ФСБ сильно ограничена.

- Честно говоря, в это плохо верится...

- А зря. Нужно взять и посмотреть перечень полномочий органов ФСБ, чтобы понять - нужны поправки к законам, которые позволили бы более смело действовать, скажем, на месте преступления сразу после теракта.

- Недавно Госдума отклонила поправки к закону "Об оружии" и утвердила вас председателем согласительной комиссии по этому законопроекту...

- В последнее время этот документ притягивает внимание многих людей с прямо противоположными позициями. Кто-то хочет провести полную либерализацию торговли оружием и приводит в пример США (хотя, поверьте, в Америке действуют очень жесткие процедуры контроля за личным оружием). Кто-то, наоборот, вообще предлагает изъять оружие, в том числе у охотников и охранников. Моя позиция: создана рабочая группа по рассмотрению всех предложений и поправок, она-то и должна найти золотую середину. Возможно, к концу года появится новый вариант закона "Об оружии". Кардинальных изменений в нем будет не много. Есть предложения по художественному и коллекционному оружию. Те, кто производит это оружие, сегодня находятся вне правового поля.

- Насколько серьезны планы власти создать некое следственное суперведомство типа Следственного комитета. По слухам, даже готовится законопроект на этот счет?

- Такие варианты действительно обсуждаются, но я считаю, что такое ведомство создавать нецелесообразно. У каждой структуры есть своя специфика. Есть специфика у налоговых преступлений, специфика расследования дел по шпионажу. Кроме того, нужно посмотреть на опыт республик бывшего СССР. В Казахстане был создан Государственный следственный комитет, однако это не привело ни к снижению преступности, ни к повышению раскрываемости преступлений. Думаю, что мы не придем к созданию такого ведомства с полным объединением всех полномочий правоохранительных органов. Не нужно пугать профессионалов. Чем чаще ведутся подобные разговоры, тем больше тревога у сотрудников правоохранительных органов. Ведь с очередной массовой реструктуризацией могут измениться статус, льготы, выслуга. В последнее время среди военных активно обсуждается тема увеличения пенсионного возраста. Уходить на пенсию после 20 или после 25 лет выслуги - серьезный вопрос. Если человек проработал 19 лет, он лучше сейчас уйдет на пенсию, чем станет работать еще пять лет в полной неизвестности. Хочу успокоить коллег:

законопроектов об увеличении пенсионного возраста, а также о создании Следственного комитета пока нет.

- Какая из спецслужб сегодня находится в привилегированном положении? Часто говорят о том, что поскольку наш президент из ФСБ, именно чекистам у нас везде "зеленый свет"?

- Нет такого ведомства. Если кто-то из чекистов двигается во власть - это частный случай. Кроме того, эти люди отличаются одним очень важным качеством: они могут брать на себя ответственность и отвечать за свои действия. Сегодня ФСБ - одна из структур, которая реально борется с коррупцией. Дела, которые начинала ФСБ, не открывал никто.

- Насколько сильно чекистское лобби в Госдуме?

- На момент выборов из действующих сотрудников ФСБ только я один прошел в Госдуму. Если говорить о тех, кто ранее работал в ФСБ, то это бывшие руководители службы Николай Ковалев и Сергей Степашин (он ушел из Думы в Счетную палату); есть еще депутат Василий Волковский, также бывший сотрудник ФСБ. Вот и все лобби. Военных гораздо больше.

Александр САДЧИКОВ. "Известия",12.10.00
http://www.OXPAHA.ru/

Док. 255875
Опублик.: 20.04.06
Число обращений: 688

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``