В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
СТЕНОГРАММА парламентских слушаний на тему: `О проекте федерального закона `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации` Назад
СТЕНОГРАММА парламентских слушаний на тему: `О проекте федерального закона `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации`
МФИТ - Местное самоуправление - КОМИТЕТ ГД ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

СТЕНОГРАММА

парламентских слушаний на тему: "О проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Здание Государственной Думы. Малый зал.
3 апреля 2003 года. 10 часов.



Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.В. Боос

Председательствующий. Добрый день!
Ну, то, что сегодня полный зал, и, к сожалению, даже не хватает мест, это свидетельствует о том, что законопроект, внесенный в Государственную Думу, который так громко назван "О реформе местного самоуправления", он затрагивает многих и затрагивает за живое. Эта проблема волнует сегодня людей. Это хорошо. Потому что это будет способствовать развитию местного самоуправления, способствовать активизации граждан в их участии в решении целого ряда вопросов, целого ряда проблем, связанных, в первую очередь, проблем местного характера, но связанных с жизнью граждан непосредственно.
Это уровень власти, который создается самими гражданами, это уровень не государственной власти. Но при этом уровень власти и самый близкий, и самый доступный уровень власти, по крайней мере, так должно быть, непосредственно к гражданам.
О реформе местного самоуправления говорили еще в царские времена. И пакет реформ премьера Столыпина Петра Аркадьевича содержал в себе, в том числе, и ключевые моменты по реформе местного самоуправления. Хорошо, согласен, и Сперанского.
Поэтому то, что мы сегодня рассматриваем эти вопросы, это отражает актуальность жизненную. И подчеркивает, что вопрос этот ненадуманный, вопрос этот совершенно реальный.
Давайте прежде, чем мы предоставим слово нашим докладчикам, договоримся о регламенте.
Желающих выступить очень много. Поэтому я предлагаю, давайте основным докладчикам дадим, у нас их трое, основным докладчикам дадим до 20 минут. Не будет возражений?
(Шум в зале.) Сейчас, подождите.
Уважаемые коллеги, если мы хотим послушать, скажем, о финансовом обеспечении вот этой реформы местного самоуправления.
Нам интересы эти вопросы? Интересны.
Если мы хотим просто дать возможность появиться на трибуне, так можно не давать. Алексей Михайлович Лавров сидит здесь в президиуме. А если мы хотим узнать, как будет обеспечиваться местное самоуправление деньгами реальными, то тогда давайте уже 20 минут, тем более что он готовился из этого расчета. Ну, а попросим по возможности друг друга не повторять, и соответственно следующий выступающий то, что сказал предыдущий, пусть в этой части сокращает наше время.
Договорились? Договорились
Теперь по выступлениям в прениях. Пять минут достаточно? Достаточно. Хорошо, вам лично дадим 3 минуты, а всем остальным 5.
Теперь, поскольку проект рекомендаций парламентских слушаний подготовлен, но как мы понимаем, будут высказываться замечания, и в ходе слушаний в эти рекомендации какие-то коррективы потребуется внести, есть предложение создать редакционную комиссию 10 человек. Состав у вас на руках.
Если возражений нет, то я предоставляю слово первому выступающему - председателю Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Владимиру Семеновичу Мокрому.
Пожалуйста, Владимир Семенович.
Уже слово я предоставил. Пожалуйста.
Мокрый В.С. Уважаемые участники парламентских слушаний!
Позвольте мне от имени депутатов Комитета по вопросам местного самоуправления, прежде всего, поблагодарить вас за то отношение к парламентским слушаниям и неподдельный интерес к той теме, которая проходит обсуждение сейчас в нашем комитете. И позвольте выразить также надежду, что обсуждение будет конструктивным.
Основная особенность наших парламентских слушаний заключается сегодня в том, что они проходят в период между первым и вторым чтением законопроекта. В этой связи полагаю целесообразным сегодня не останавливаться на вопросах, носящих концептуальный характер.
Основная цель наших парламентских слушаний - это обсуждение конкретных положений законопроекта с целью уточнения наших позиций при его подготовке ко второму чтению.
Хочу вас всех проинформировать, что к настоящему времени в комитет поступило более 6000 поправок к законопроекту. С 20 марта приступила к работе рабочая группа по предварительному анализу поступивших поправок. Рабочая группа практически заседает ежедневно. И сегодня после парламентских слушаний в 16 часов будет продолжена работа рабочей группы.
В своем выступлении я остановлюсь лишь на наиболее характерных положениях тех законодательных инициатив субъектов права законодательной инициативы, которые поступили в наш комитет. Сразу отмечу, что, к сожалению, очень много противоречивых и очень много взаимоисключающих поправок. Но, в общем-то, это и понятно.
Например, в ряде поправок наши коллеги из регионов предлагают заменить термин "поселение" на термин "округ". В ряде других поправок предлагается расширить содержание понятия "поселение". Так, например, некоторые наши коллеги предлагают включить в это понятие не только населенный пункт, но и часть его. Наши коллеги-депутаты предлагают также в понятие "муниципальное образование" ввести дополнительный признак - обладание муниципальной собственностью и бюджетом. По существу это означает, что поселение не может претендовать на статус муниципального образования, если на его территории, например, отсутствует муниципальная собственность.
Вместе с тем, с одной, вместе с тем, одной из целей законопроекта является создание условий для формирования экономических основ местного самоуправления. В том числе и для формирования муниципальной собственности. Поэтому отсутствие необходимой муниципальной собственности, на наш взгляд, не может служить основанием для отказа жителям поселения в осуществлении местного самоуправления.
Члены рабочей группы считают, что наличие муниципальной собственности и бюджета должно быть следствием введения местного самоуправления, а не наоборот. И скажу, что эта поправка уже обсуждалась на рабочей группе и была не поддержана.
Ряд поправок относится к понятиям "выборное должностное лицо местного самоуправления и депутат". Члены рабочей группы согласились с тем, что в части терминологии необходимо навести порядок. Этот вопрос в настоящее время дискутируется, вчера и сегодня продолжится дискуссия в рабочей группе. Много споров вызывает положение законопроекта, регулирующее образование общественных объединений муниципальных образований.
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации созданы общественные объединения муниципальных образований, созданы они и на межрегиональном и общероссийском уровне. Развивает свое сотрудничество с представителями власти и специализированными ассоциациями. Вместе с тем, порядок взаимодействия этих ассоциаций с органами государственной власти урегулирован недостаточно, и это признают и лидеры ассоциации, и представители органов государственной власти. Законопроект, как вы знаете, содержит положения, которые направлены на решение этой задачи.
Группа депутатов предложила уточнить порядок создания подобных объединений. И хочу обратить внимание участников парламентских слушаний на одну из таких поправок, которая в пункте 1 статьи 8, там, где говорится, что муниципальные образования могут образовывать объединения муниципальных образований, совет, союз, ассоциацию субъекта Российской Федерации, предлагают заменить на более жесткую формулировку, что муниципальные образования образуют совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
К этой группе поправок относится также и поправка, которая относится к статье также 8, но пункту 2, которая предлагает формулировку по объединению общероссийского объединения муниципальных образований, сформулировать более точнее, и звучит это в поправке так: муниципальные образования субъектов, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.
Много поправок и в отношении тех положений законопроекта, которые направлены на развитие межхозяйственных экономических связей муниципальных образований. Особенно много поправок поступило к главе номер 2 "Принципы территориальной организации местного самоуправления". Упорядочение территориальной основы муниципальных образований является одной из основных целей законопроекта. Существенная неоднородность муниципальных образований как по численности населения, так по ресурсам, является одной из причин, сдерживающей развитие отношений между органами власти местного самоуправления, а также развитие межбюджетных отношений. Это обстоятельство, в конечном счете, не обеспечивает формирования эффективной системы публичной власти в целом.
Правоприменительная практика действующего федерального закона свидетельствует, что в большинстве субъектов Российской Федерации по нашей статистике всего в 71 субъекте в качестве территориальной основы местного самоуправления была установлена так называемая иная территория, то есть административный район или объединение административных районов. Причем в последние годы тенденция значительно усилилась. Такое положение дел в целом не отвечает основным принципам местного самоуправления, и самое главное не способствует социально-экономическому развитию поселений.
В отличие от действующего законодательства обсуждаемый нами законопроект гарантирует гражданам поселений осуществление местного самоуправления непосредственно в границах поселений. В законопроекте устанавливается исчерпывающий перечень территориальной организации местного самоуправления, это городское и сельское поселение, городские округа и муниципальные районы, как вы знаете.
Обращаю ваше внимание на то обстоятельство, что муниципальный район, хотя и относится законопроектом к муниципальным образованиям, но не является таковым в привычном для нас понимании этого термина. Муниципальный район - это некоторая надмуниципальная надстройка, призванная решать те вопросы местного значения, которые в силу отсутствия соответствующей инфраструктуры не могут быть решены отдельными муниципальными образованиями.
Законопроектом вводится даже специальное понятие "вопросы местного значения межмуниципального характера". Мне представляется, что такая трактовка муниципального района должна снять многие спорные моменты, связанные с порядком формирования органов местного самоуправления и муниципального района и его бюджета.
Как и ожидалось, к нам поступили поправки по существу, устанавливающие открытый перечень муниципальных образований. Рабочая группа несколько дней рассматривала эти предложения. И в итоге не поддержала подобные поправки. Ряд поправок связан с установлением критериев отнесения населенных пунктов к той или иной категории муниципальных образований. Часть их авторов предлагает изменение количественных показателей. Другие предлагают устанавливать этот критерий, предоставить это право устанавливать эти критерии субъектам Российской Федерации. Часть поправок направлена на укрепление муниципальных образований. Так, например, есть предложение о включении в границы городского поселения более одного города и поселка городского типа, а также сельское поселение.
В соответствии с этой поправкой современный административный район подпадает под понятие городское поселение. Таким образом понятие этой поправки возвращает нас к ныне существующей территориальной основе - административному району.
Предлагается также в качестве критерия придания населенному пункту статуса сельского поселения установить суммарную минимальную численность населения, входящих в него населенных пунктов, 8 тысяч человек для территорий с высокой плотностью населения.
К нам поступили предложения более радикального характера. Например, в ряде поправок предлагается вообще исключить критерии численности для определения границ муниципальных образований, а также ряд других критериев, например, критерии пешей и транспортной доступности. Есть также предложение вообще не учитывать численность населения при определении размеров территорий муниципальных образований.
Территориальные организации местного самоуправления в законопроекте тесно связаны с полномочиями. В отличие от действующего федерального закона каждый тип муниципального образования имеет собственный перечень вопросов местного значения. Это статьи 14, 15, 16. Кроме того, в отдельной статье 17 перечислены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Таким образом законопроект устанавливает достаточно строгое распределение предметов ведения по категориям муниципальных образований и более строго очерчивает круг полномочий органов местного самоуправления.
Тем не менее, к этому разделу законопроекта также поступило много предложений. Поправки в основном направлены на уточнение формулировок в вопросах местного значения, а также на изменение их перечня, как в направлении сокращения, так и его увеличения.




Док. 255649
Опублик.: 18.04.06
Число обращений: 1133


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``