Глава Минздрава допустила введение четырехдневной рабочей недели в России
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Анисимов П. Ф. `Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики) Назад
Анисимов П. Ф. `Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики)
Введение
Среднее профессиональное образование является исторически сложившейся в России системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы, сервисной деятельности. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.
Среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально-техническим потенциалом, основная часть которого сохранилась, несмотря на трудности последних лет. В то же время новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.
Одним из путей решения данной задачи является дальнейшее развитие регионального аспекта деятельности среднего профессионального образования, традиционно выполняющего широкий спектр функций культурно-просветительской и профессионально-образовательной направленности, имеющего характер широко развитой, открытой и доступной образовательной среды во всех регионах страны. Это предполагает наряду с другими факторами возрастающее значение деятельности системы профессионального образования в процессах развития социально-экономических региональных комплексов, формирования в них новой генерации кадрового потенциала, повышения уровня социокультурной среды, в целом создания в каждом регионе наиболее благоприятных условий для всех сторон жизни, деятельности, развития людей. Необходимость регионализации среднего профессионального образования обусловлена прежде всего тем, что в его деятельности пока еще имеют место достаточно устойчивое проявление черты централизованной экономики с преобладанием отраслевых систем организации и управления системой средних специальных учебных заведений. Это выражается в том, что в структуре подготовки специалистов около трети составляют специальности технического профиля, ранее ориентированные ранее на нужды кадрового обеспечения производственных систем отраслевых министерств сферы материального производства. Значительная часть учебных заведений долгое время входила в состав отраслей военно-промышленного комплекса и имела соответствующую специализацию своей деятельности. Это приводит к ощутимой оторванности деятельности средних специальных учебных заведений от нужд регионов, несоответствию структуры подготовки кадров спросу на них на формирующихся местных и региональных рынках труда, сложностям с включением выпускников в трудовую деятельность. Во многом продолжается недооценка социокультурной роли среднего профессионального образования в развитии местных сообществ. Финансирование его деятельности по-прежнему осуществляется по остаточному принципу.
Во многом сложность процессов регионализации деятельности средних специальных учебных заведений является следствием их двойственного правового положения. Значительная часть из них, действуя на территории региона и находясь в определенных правовых отношениях с региональными органами власти, имеет в качестве учредителей (органов управления), федеральные министерства и ведомства. В настоящее время средние специальные учебные заведения - техникумы, училища, колледжи - находятся в ведении около 30 федеральных органов управления. При этом соответствующие законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат какой-либо стройной системы мер, способствующих гармонизации отношений федеральных и региональных органов управления, развитию деятельности среднего профессионального образования в качестве активного фактора экономического и социального прогресса региональных комплексов.
Активизирующиеся процессы ослабления вертикальных связей и существенного усиления горизонтальных связей и структур управления, формирования региональных рынков труда уже в настоящее время привели к ощутимому перераспределению функций и результатов деятельности средней профессиональной школы в пользу потребностей регионов. Значительно усилилась роль региональных органов управления в использовании возможностей техникумов, училищ, колледжей в интересах развития регионов, в ресурсном обеспечении учебных заведений независимо от их ведомственной подчинённости. Тем не менее, в деятельности среднего профессионального образования, в ходе процессов его регионализации продолжает иметь место ряд противоречий.



Док. 255034
Опублик.: 12.04.06
Число обращений: 915

  • Анисимов Петр Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``