В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр ЖУРАВСКИЙ: Традиционные этические основания будут востребованы Назад
Александр ЖУРАВСКИЙ: Традиционные этические основания будут востребованы
Что происходит с идеологией? Или если поставить вопрос шире: с политической системой России. С одной стороны, очевидно, что Россия вышла из состояния постсоветских ожиданий и трансформаций, и в том числе идеологических трансформаций. Та парадигма, которая была характерна для первого постсоветского периода и связана с либеральными ожиданиями, с либеральной политикой как в экономике, так и во внутренней политике, сменилась тем, что можно назвать синтезом консервативной идеологии и во внутренней политике, и либеральной экономики. Надо сразу оговорить, что "либеральная экономика" - в ее современном западном смысле - с достаточно заметным компонентом государственного управления и менеджмента.

Синкретическая политическая парадигма, которая сложилась в ельцинский период политических трансформаций сменилась периодом реконструкции идеологии в первый президентский срок Путина. Когда, собственно говоря, наметились новые векторы российской политики, связанные с восстановлением традиционных ценностей, ценностей традиционного российского уклада. По социологическим опросам мы видим, что сложилась такая своеобразная триада: Президент, церковь и армия. Если вспомнить известную триаду, самодержавия, народности, православная вера, то народность по всей видимости здесь представлена армией, вера осталась верой, а монархия представлена Президентом, имеющим достаточно большие президентские полномочия, и в некотором смысле определяющим новую политическую систему. Мы в прошлый раз говорили о том, что на сегодняшнем этапе политической трансформации партии перестали играть серьезную, конструктивную роль в политических процессах, и существует единый инновационный центр, единый центр политической воли, связанный со Старой площадью и Кремлем.

Политические трансформации на современном этапе - во втором путинском периоде - связаны и ведут к укреплению новой парадигмы - к формированию авторитарной президентской власти, что для России в общем-то является традиционной формой управления государством. И здесь действительно минимизируется присутствие политических инициатив, которые возникают в партийном пространстве.

Более того, стало также очевидно, что на современном этапе, на этапе сформировавшейся современной политической системы ресурсность политических технологий достаточно минимальна. Она минимизирована до такой степени, что политтехнологи не могут успешно позиционировать бренды и формировать политический ландшафт, например, как было в эпоху Ельцина. А ведь тогда при помощи не только административных ресурсов, но и политических технологий можно было выиграть выборы, или, во всяком случае, размыть ресурсность, например, коммунистического красного электората. А сегодня политические технологи не способны даже заниматься прогнозированием ситуации. Ни одного политического действия, ни одной политической акции Президента Путина не было явно спрогнозировано.

С одной стороны, это демонстрирует, что современные политические технологи просто не способны предсказать, то есть не способны уловить ни политическую волю, ни указать на те инструменты, при помощи которых эта политическая воля будет осуществляться.

С другой стороны, очевидно, что не политические технологи сегодня принимают решения и предлагают схему принятия решений. По видимому партии в современной ситуации не только не способны быть инновационными центрами, но и не способны сформировать политический дискурс. Если на это нет санкции и легиматизации со стороны инновационного центра.

Здесь к вопросу о легитимации можно сказать о том, что существенно вырастает роль религиозного фактора. Причем, востребованность ценностного, этического начала качественно меняется по сравнению с предыдущим политическим периодом. Вспомним период перехода от ельцинской России к путинской был ознаменован присутствуем Патриарха Алексия на акте передачи власти. То есть как бы общественность в лице Патриарха легитимировала факт передачи этой власти, потому что с точки зрения общества было не понятно, что это за преемник и в чем эта преемственность. Тогда вряд ли кто-либо мог догадаться о том, что новая власть, новый Президент через один срок своего правления сменит политическую парадигму.

Сегодня реальность такова, что политические ценности смещаются в сторону этики - и в силу того, что был 2001 год, 11 сентября. Эту традицию уже невозможно игнорировать и с точки зрения формирования новой идеологии. И отсюда ощущение, что церковь, традиционная религиозность, традиционные этические основания жизни гражданина как личности, как субъекта будут востребованы и интегрированы в новую политическую идеологию. Каким образом это произойдет, сказать достаточно трудно, но, безусловно, это будет.

Более того, для нашей современной власти ярким примером интеграции религиозных оснований для принятия политических решений, являются Соединенные Штаты Америки, где Дж. Буш в общем не просто политический деятель, а еще и религиозно мотивированный деятель, который принимает решения, исходя из идеологии протестантского фундаментализма.

И еще в качестве такого замечания. Завтра, послезавтра состоятся торжества, связанные с чествованием патриарха. Посмотрите, кто будет присутствовать на этом чествовании. Можно предположить с вероятность 99,9 процентов, что там будет присутствовать вся политическая элита современной России. Конечно, Патриарх является в некотором смысле харизматической личностью. Но в то же время он представитель некоего институционального сообщества, которое называется Русская православная церковь. И уже сегодня в политической элите на уровне риторики появляется фразеология, связанная с манифестацией своей религиозной сопричастности к православным традициям. Пока это риторика. Думаю, что на каком-то следующем этапе эта риторика станет уже с содержанием и религиозной мотивации у многих из политиков.


Выступление в рамках серии круглых столов "Что происходит с публичной политикой?", июнь 2004 года, центр "Новая политика"


НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)
17 июня, 2004


Док. 254798
Опублик.: 11.04.06
Число обращений: 478

  • Журавский Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``