В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр ЖУРАВСКИЙ: США: выборы 2004 и религиозный фактор Часть 7. Назад
Александр ЖУРАВСКИЙ: США: выборы 2004 и религиозный фактор Часть 7.
Битва за голоса. Партийные стратегии

Если Америка выберет Керри, то он станет вторым президентом-католиком за всю историю американской демократии. На сайте Демократической партии - слоган, который должен войти в историю вместе с победой демократа-католика или уйти в небытие, как очередной провал демократов: "Джон Керри и Джон Эдвардс - команда победы для новой Америки". Новая Америка - это Америка без фундаменталиста-Буша.

Удастся ли J.K. повторить электоральный успех J.F.K.? Во многом это зависит не от него, а от общей работы демократов по активизации привлечения симпатий электората. Согласно июльскому опросу 2004 г. если бы выборы состоялись сегодня 44 % проголосовали бы за Буша, 46 % - за Керри. Причем, если поддержка Керри растет и у демократов (что вполне естественно), и независимых, и у республиканцев, то Буш постепенно теряет электоральную поддержку у всех партийных групп, даже у республиканцев. Впрочем, точно мы все узнаем 2 ноября. А пока...

Пока "слоны" и "ослы" идут на всевозможные акции, дабы добиться симпатий различных групп выборщиков. Поскольку выборы - уравнение со многими неизвестными, то понравиться необходимо как можно большему числу клиентов.

Это только кажется, что Керри завоевал все голоса сексуальных меньшинств и феминисток. Да, он защищал их права в Конгрессе США, но ведь на прошлых выборах немалое количество сексуальных меньшинств голосовали за Буша-младшего. Почему? Да потому, что дочь экс-главы Пентагона, а ныне - вице-президента США Ричарда Чейни, не скрывала своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Если кто-то это забыл, то ему обязательно напомнят специалисты по предвыборным технологиям республиканцев.

У Буша - мощная поддержка нефтяных кампаний? Это хорошо и удобно, в предвыборной кампании всегда нужна наличность. Но из штаба демократов обязательно напомнят избирателю, что вице-президент Чейни был руководителем крупной корпорации Hulliburton, выпускающей оборудование для добычи и переработки нефти, и что именно эта кампания, вместе с другими крупнейшими нефтяными донорами республиканцев - Bechtel, Fluor, Parsons и Washington Group, участвовала в закрытом для других тендере на восстановление Ирака. Общая стоимость контракта составляла 600 миллионов долларов. Партийный бизнес на крови - такое обвинение может прозвучать из лагеря демократов.

Керри слишком мало говорит о вере? Вы опоздали! И вот уже демократы организуют партийные форумы "Верующие за Керри", где выступают священники, партийные делегаты, политики и общественные деятели. Демократы все более открыто начинают говорить о своей вере. Они отказываются считать религиозность элементом консерватизма, и тем самым, проигрывать республиканцам на благодатном поле американской веры. Теперь демократы утверждают, что частота богослужений и чтения Библии - не единственный способ свидетельства о вере. И в подтверждение их слов сторонники либеральных религиозных деноминаций выражают собственную веру через общественные служения - конечно, не без финансирования демократического фонда. На июльском собрании в Бостоне демократ Рон Спаркс патетически обращается к теперь уже верующей партийной аудитории: "Позвольте мне сказать одну вещь. Меня действительно всегда унижает, когда какой-нибудь республиканец говорит мне, что я ничего не знаю об Иисусе Христе!" Овации вызывает и праведный гнев Пауля Р. Хабберта, исполнительного секретаря Алабамской Ассоциации Образования, воскликнувшего: "Мы позволили другой стороне измываться над нами в разговоре о ценностях! Тех ценностях, которыми мы дорожим!" Вся Бостонская конференция прошла под девизом: "Демократы тоже могут быть верующими!"

Если республиканцы ориентируются на христианских фундаменталистов, демократы нашли им оппонирующую группу, и работают среди либеральных христиан. Сориентироваться демократам помог опрос, проведенный в 2003 году исследовательским центром Pew Center for People and Religion. Опрос выявил, что 63 % тех, кто посещает богослужения более двух раз в неделю, будут голосовать за республиканца, и только 37 % - за демократа. И наоборот, 62 % избирателей, посещающих богослужение раз в год или реже, отдадут свои голоса демократу и только 38 % проголосуют за республиканца.

Демократы существенно изменили свой религиозный имидж. Они пересмотрели свои подходы к религиозному вопросу. Секуляристское понимание религии, как явления исключительно персонального, имеющего отношение к сугубо внутренней жизни гражданина, уступило место легитимации общественного статуса религии, признанию за ней важной социально-политической функции. Демократы убеждают электорат, что им это было присуще всегда.

Проверить это сложно, но факт остается фактом: некоторые важные кадровые решения демократы принимают исходя из "религиозной" динамики ситуации. Так, едва ли можно назвать случайным назначение Джона Эдвардса кандидатом в вице-президенты США от Демократической партии. Несмотря на то, что Говард Дин имел большую поддержку среди демократических выборщиков, чем Эвардс, политическое руководство решило выдвинуть Эдвардса, который будучи методистом, к тому же представителем южного штата, призван размыть методистскую поддержку нынешнего президента-методиста Дж.Буша-младшего. Определенную роль, видимо, сыграло и то, что семьи Бушей и Дин имеют давние теплые отношения, что могло бы помешать в жестком предвыборном противостоянии.

И все же абсолютизировать религиозный фактор нельзя. Пока ангажируемая демократами религиозность Джона Керри оказывает незначительное воздействие на выборы-2004. Но не потому, что религиозность Керри никого не интересует, а потому, что немногие люди о ней знают. О том, что Керри - католик, знает только четверть американцев (26 %), в то время как в сознании 38 % избирателей зафиксирована идентификация Буша как протестанта. Между тем, на выборах-2000, по исcледованию Gallup, 64 % американцев знали, что кандидат в вице-президенты Джо Либерман - иудей. В 1960 году, когда религиозный фактор сыграл весьма важную роль в избирательной кампании, 84 % американцев знали, что Джон Кеннеди - католик, и 56 %, что Никсона - протестант.

Но предвыборная гонка еще не окончена. Деньги активно пополняют партийные кассы. Партийные издания публикуют аналитические материалы. Партийные интернет-магазины распространяют майки, флаги, значки с партийной символикой. Агитационный маховик будет работать еще три месяца. В ближайшее же время нас ждет партийный съезд республиканцев. И их ответ на "религиозный вызов" демократов.


13 августа, 2004
НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)

Док. 254789
Опублик.: 11.04.06
Число обращений: 463

  • Журавский Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``