В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анна ДУДАРЬ: Франция побеждает террор Назад
Анна ДУДАРЬ: Франция побеждает террор
Чему может научиться Россия

Защита национальных интересов была и будет приоритетом для каждого государства. От возможностей и умения их защитить во многом зависит статус страны на мировой арене. Одной из главных угроз современной России является терроризм. Дискуссия о том, как вести борьбу с этим злом XXI века, идет у нас уже довольно давно. Здесь может пригодиться опыт Франции - занимающей в нынешней Европе лидирующее положение в плане обеспечения внутренних мер полицейского характера. Для нее вопрос защиты национальных интересов и, следовательно, национальной обороны всегда являлся ключевым: в стране, где постоянно существует угроза со стороны алжирских террористов [1], на борьбу с этой угрозой выделяется много сил и средств.

В июле 1996 г. в Париже на совещании по борьбе с терроризмом министры стран "большой восьмерки" приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Участники форума представили на итоговой пресс-конференции согласованный ими список из 25 мер по борьбе с терроризмом, значительная часть которых касается национальной компетенции государств. Одна из рекомендаций относится к улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы.

Франция активно участвовала в подготовке документа. По сведениям французской печати, в 90-х гг. следствие по делу о террористических актах в Париже и других городах Франции буксовало именно из-за нежелания контрразведки делиться информацией с полицией, а полиции - с прокуратурой, и наоборот. Речь шла о недостаточном взаимодействии ведомств, а также об улучшении подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям.

Во Франции борьбой с терроризмом занимаются подразделения контрразведки (DST), службы внешней разведки (DGSE), национальной полиции, правовой полиции, жандармерии. В особых случаях подключаются подразделения Министерства обороны (в частности ВВС). Помимо того, что в состав спецслужб входят специальные подразделения по борьбе с терроризмом, для проведения совместных антитеррористических операций могут привлекаться эксперты других организаций.

В структурный состав национальной полиции Франции входит дивизия по борьбе с терроризмом (Division Nationale Anti-Terroriste (D.N.A.T.), задачей которой является выявление и подавление террористической деятельности. D.N.A.T. координирует деятельность правовой полиции в части, касающейся выявления, локализации и задержании лиц, готовящихся совершить теракт на территории страны.

В состав подразделения входят два специализированных исследовательских отдела по международному терроризму и сепаратизму. С 9 сентября 1986 г. их деятельность основывается на специальном антитеррористическом законодательстве, которое определяет терроризм как "индивидуальное или коллективное действие, направленное на грубое нарушение общественного порядка путем устрашения или террора". Данные подразделения имеют основной задачей выявление и пресечение деятельности структур тыловой поддержки террористических организаций на территории страны.

Правовая полиция (Police Judiciaire) представляет собой основную структуру, контролирующую соблюдение законов, выявляет авторов преступлений на территории страны. В состав правовой полиции входит Директорат по криминальному бизнесу (Sub-Directorate of Criminal Businesses). Его задачами является пресечение вывоза ценностей и антиквариата, трафик оружия, взрывчатых веществ, компонентов ядерного и химического оружия, а также наркотрафик. Борьба с терроризмом возложена на данный Директорат, в состав которого входят национальные бригады по борьбе с не перечисленными выше видами преступлений (терроризм не вынесен отдельным направлением).

В мае 2002 г. по указу Совета Министров во Франции был создан Совет внутренней безопасности. Задачей Совета является определение направления политики внутренней безопасности и приоритетов. Он обеспечивает взаимодействие и координацию действий различных министерств, устанавливает целесообразность и адекватность предпринимаемых мер в области обеспечения внутренней безопасности, осуществляет контроль за законопроектами, касающимися общественной жизни. Совет подчиняется непосредственно Президенту Республики, в состав входят премьер-министр, министры внутренних дел, юстиции, обороны, экономики и финансов, бюджета и заморским территориям. В зависимости от решаемой задачи, в состав могут войти и другие министры. Совместно с другими управлениями министерства внутренних дел и Генеральным Секретариатом Национальной обороны Совет готовит и проводит заседания, принимает решения и следит в дальнейшем за ходом их реализации.

Еще в 1978 г. в стране была разработана концепция плана Вижипират (Vigipirate). План "Вижипират" входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода кризисов. Его специфика - предупреждение террористических актов, кроме ядерных и воздушных, для которых существуют специальные планы ("Пиратэр" и "Пиратом"). "Вижипират" - это система мер, состоящая из нескольких фаз, применение которых определяется степенью реальности террористической угрозы.

Предусматривается мобилизация полиции и жандармерии, с которыми могут взаимодействовать ВВС, ВМС и пехота. План Вижипират включает две фазы: простую и усиленную (Vigipirate simple и Vigipirate renforcé). Вооруженный силы участвуют только во второй фазе плана.

План был применен в 1985 и 1986 гг., затем в январе 1991 г. (на четыре месяца), в период войны в Персидском заливе. В то время план был введен, но не переходил во вторую фазу. Он применялся также после взрыва автомобиля в Вийербане в сентябре 1995 г., после взрывов в метро (station Musée d"Orsay, Port-Royal) в 1996 г., в 1998 г. во время чемпионата мира по футболу, а также из-за войны в Косово, затем в 2000 на Корсике.

Опыт борьбы с терроризмом у Франции значительный, поэтому после трагедии 11 сентября 2001 г. Франция имела право считать себя более опытным партнером США в плане обеспечения внутренней безопасности, чем другие европейские государства.

За последние десятилетия Франция не раз сталкивалась с проблемой терроризма (серия взрывов в середине 90-x гг. на станциях метро, у Триумфальной арки, у еврейской школы под Лионом). Среди наиболее значительных террористических актов, планировавшихся за последние несколько лет можно назвать предполагаемые атаки на здание европейского суда по правам человека в Страсбурге, здания Европарламента и Совета Европы.

В ноябре 2002 г. парижская прокуратура начала официальное расследование в отношении сети организаций и группы лиц, которые подозреваются в связях с чеченскими террористами и участии в боевых действиях. Дело было открыто после того, как агенты антитеррористических подразделений национальных служб получили "определенную информацию" о молодых французах, вернувшихся из Чечни, где они были вовлечены в военные действия. Все они являются выходцами из стран Северной Африки и имеют гражданство Франции. Французские службы имеют данные об их связи с "Аль-Каидой", включая подготовку в тренировочных лагерях этой международной террористической организации в Афганистане.

Данное расследование помогло французским спецслужбам отвести угрозу террористического акта в Париже с использованием отравляющих химических веществ. Международные террористы планировали провести операцию по химическому заражению водопровода Парижа. Следствие возглавил известный французский эксперт по борьбе с терроризмом Жан-Луи Брюгьер. У арестованных в начале 2003 г. в пригороде Парижа трех исламистов было обнаружено большое количество химических веществ. Также при обыске были изъяты документы исламистского характера и крупная сумма денег наличными. Было установлено, что задержанные - выходцы из Алжира - предположительно принадлежащие к одной из подпольных ячеек сети террористических организаций "Аль-Каида", прошли специальную подготовку в Чечне и Афганистане.

Тема борьбы с терроризмом стала в настоящее время предметом обсуждения практически каждой встречи на высшем уровне. На заседании Большой российско-французской парламентской комиссии в мае 2004 г. председатель Национального собрания Франции Жан-Луи Дебре подчеркнул, что "терроризм процветает в условиях неразрешенных региональных кризисов" [2], в связи с чем необходимо разблокировать конфликты в Ираке и между Израилем и Палестиной, а также выделил проблему борьбы с финансированием терроризма. С начала конфликта в Ираке французские парламентарии не раз призывали не смешивать ислам и терроризм, поскольку это было бы лучшей службой радикальному исламизму, питающей его "апокалиптические" устремления.

По мнению французских экспертов, борьба с терроризмом должна основываться на соблюдении прав человека. Террористы не уважают ни одной из фундаментальных ценностей, на которых основываются демократические режимы, но борьба против них должна вестись в демократических рамках. Данный парадокс существует, и в числе задач руководства страны - убедить общественное мнение в том, что баланс между требованиями общественного порядка и демократией не нарушен.

Позиция России в данном вопросе аналогичная. Нормативная база, обеспечивающая антитеррористические усилия мирового сообщества, "не должна, с одной стороны, допускать превышения уровня, необходимого в борьбе с терроризмом, но, с другой стороны, она должна адекватно соответствовать уровню возникающих угроз" [3].

Парламентарии РФ и Франции выступают за развитие взаимодействия России и Евросоюза в сфере реализации европейской политики по безопасности и обороне. Внимание уделяется значительным возможностям для взаимодействия в сферах кризисного реагирования, ликвидации последствий природных и техногенных катастроф и др. Россия готова к формированию нормативной базы сотрудничества с ЕС в этой сфере.

Межпарламентская составляющая является важным фактором формирования общих подходов России и Франции на международной арене. Партнерство ЕС и России является стратегическим и имеет значение и для Евросоюза, и для РФ, и для поддержания стабильности в мире.

Сегодня существуют возможности наметить реальные перспективы дальнейшего сотрудничества двух европейских государств - России и Франции.

По мнению французского правительства международное сотрудничество в области терроризма должно осуществляться по нескольким направлениям, что может дать наиболее эффективные результаты: двустороннее, в котором выделяются ближайшие соседи Франции и США, а также названы страны-приоритеты Франции, в которых нестабильная ситуация и существует постоянная угроза терроризма (Алжир, Марокко, Тунис, Египет). Особое внимание уделено быстрому обмену информацией между министерствами внутренних дел стран G5. Было принято решение о том, что начальники антитеррористических подразделений будут на регулярной основе сравнивать имеющуюся информацию по развитию угрозы терроризма. Эффективность такого взаимодействия подтверждена предотвращением терактов в Касабланке, Стамбуле. Такое оперативное взаимодействие должно быть перспективным, что позволит совершать обмен информацией по военнослужащим, которые были на территории Азии, пакистано-иранской зоне или в Чечне. Французская сторона делает акцент на необходимости отслеживать наиболее радикально настроенных из бывших солдат после их возвращения во Францию и другие страны G5, где они могут сформировать тыловые отряды и начать действовать. Важным направлением совместной антитеррористической деятельности должно стать и становится выявление возможных мест подготовки будущих террористов, строгое наблюдение за осужденными за терроризм, отбывающими наказание в местах лишения свободы, а также более жесткие требования защиты личных документов от подделок.

Страны, представляющие стратегический интерес для Франции (Марокко, Тунис, Алжир) и ее ближайшие партнеры (Испания, Италия) проводят министерские совещания в формате 3+3 по обмену информацией и выработке совместных действий по борьбе с терроризмом. Французская сторона придает большое значение такого рода мероприятиям и считает их в настоящее время недостаточно эффективными из-за медлительности и иногда нежелания вышеназванных стран южного Средиземноморья предоставлять европейцам имеющуюся информацию.

В настоящее время координируют работу по борьбе с терроризмом во Франции более 700 человек центрального управления Службы общей информации (renseignements généraux) и около 150 сотрудников Центрального управления правовой полиции (police judiciaire - Division nationale anti-terroriste). На эти цели из бюджета выделено около 6 млн. евро. Что касается Управления по наблюдению за территорией (la direction de la surveillance du territoire-DST), 40 % персонала занимаются борьбой с терроризмом.

В качестве примеров удачного и эффективного участия в коллективной борьбе против терроризма министерство внутренних дел Франции приводит следующие факты:

проверка коммерческих рейсов, вылетающих их Парижа в США (Sky marshall): подчеркивается наличие у Франции средств и компетенции, чтобы выполнить запросы США.

усилия Франции по введению биометрических параметров (отпечатки пальцев и т.д.) на шенгенских визах и в целом применение биометрии в борьбе с терроризмом. Планируется также создание общеевропейской визовой базы. Франция не против и применения биометрических параметров и при оформлении общегражданских паспортов.

Антитеррористические мероприятия во Франции имеют значительный внутренний и международный результат. Благодаря усилиям французских спецслужб в 2004 гг. количество терактов во Франции и в соседней Испании достигло рекордно малой цифры с 1973 г., несмотря на предшествующие несколько лет, на которые пришелся пик террористической активности (anees noirs).

Опыт Франции может быть использован при выработке конкретных решений по борьбе с террористами и предотвращению терактов на территории РФ. Взаимодействие со странами Европы важно для выявления международных террористических сетей и пресечения их деятельности. И Россия готова к такого рода сотрудничеству.



В оформлении публикации использованы
фотоматериалы с сайта
"Силы специального назначения" (Франция)



[1] Политический терроризм развернулся в Алжире в полной мере после того, как были аннулированы результаты парламентских выборов 1991 года, на которых победил Исламский Фронт Спасения (ИФС) и отстранён в 1992 году от должности Президент Алжира Бенджедид.
[2] ИНФО-ТАСС, 14.05.04
[3] Б. Гызлов, заседание Большой российско-французской межпарламентской комиссии, 14 мая 2004 г.


НОВАЯ ПОЛИТИКА (novopol.ru)

21 января, 2005

Док. 254771
Опублик.: 11.04.06
Число обращений: 472

  • Дударь Анна Юльевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``