В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Начальник школы фигурного катания ЦСКА Елена Водорезова: Слуцкой надо поставить памятник за то, что готовилась к Олимпиаде в диких условиях Назад
Начальник школы фигурного катания ЦСКА Елена Водорезова: Слуцкой надо поставить памятник за то, что готовилась к Олимпиаде в диких условиях
Средняя лингвистическая школа-лицей при МосИн"язе
Гос. аттестат; два иностранных языка; экономика; дополнительные занятия по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам, аттестация Кембриджским Университетом; руководство Российской академией лингвистических наук АЛН РФ; в МосИняз без экзаменов.
www.cultus.ru
"Школа Сотрудничества" на Таганке
18 апреля - день открытых дверей!Лучшая школа ЦАО; Школа года 2004; Изучение 2-х ин. яз.; Профильная школа ГУ-ВШЭ; Индивидуальные программы; Эстетическое воспитание; Фундаментальное образование; Психолого-педагогическое сопровождение.
www.cooperation.ru
Реклама на Бегуне: 0.16$ за переход


ЭХО ТУРИНА. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Такое случается после каждой Олимпиады: чемпионы по фигурному катанию массово мигрируют в профессионалы, им на смену приходят те, кто стоял у трона. Это нормально: свято место не может пустовать. Правда, наши фигуристы приучили к победам, к тому, что именно они правят бал и диктуют моду. Сегодня, увы, уже нет уверенности, что радующая российского болельщика ситуация сохранится и через четыре года в олимпийском Ванкувере. Не хочется каркать, но как бы не пришлось нам с тоской вспоминать триумф в Турине, глядя на поднимающихся на пьедестал почета американцев, китайцев, японцев и уж не знаю, кого еще.

Или все же опасения напрасны и оснований для паники нет? Возможно, ответ на этот вопрос известен начальнику школы фигурного катания ЦСКА, тренеру сборной России, заслуженной спортсменке Елене Водорезовой.

СЕНСАЦИЙ У НАС ПОЧТИ НЕ БЫВАЕТ

- Кто-нибудь смог хотя бы повторить ваш рекорд, Елена?

- Я первой среди советских фигуристок-одиночниц завоевала медали на чемпионатах Европы и мира, но это достижение давно повторено и превзойдено, а иных подвигов за мной вроде бы не числится.

- А участие в 12-летнем возрасте в Олимпиаде?

- Да, есть такой факт в моей биографии. Инсбрук, 1976 год... Специально не проверяла, хотя не исключаю, что вы правы и этот рекорд до сих пор не побит. По крайней мере на зимних Играх. Вскоре после Инсбрука в фигурном катании ввели возрастные ограничения. Судьи решили, что не стоит вместе соревноваться взрослым спортсменкам и совсем юным, теперь допускают лишь тех, кому исполнилось шестнадцать. Правда, в других олимпийских дисциплинах столь жестких запретов нет, и, например, за награды по фристайлу в Турине боролись несколько 14-летних девочек. А среди фигуристок едва ли не самой молодой была Лена Гедеванишвили, которая старше на два года.

- Ваша воспитанница выступила вполне достойно.

- Прежде представительницы Грузии мечтали попасть в число 24 сильнейших участниц, а тут Лена сразу заняла десятое место. После короткой программы вообще шла шестой, чисто выполнив каскад из двух тройных прыжков. Рискнула и не прогадала. Конечно, для нее это успех.

- Будущую чемпионку растите?

- Рано пока говорить. Лена в возрасте, когда за год все может измениться. Вдруг поправится, вытянется вверх или зазвездит? Алима Гершкович вроде бы подавала надежды, а потом набрала вес - и все. Ушла от меня к Елене Чайковской, надеется, что та совершит чудо, не понимая: надо психологически перестроиться, самой начать работать. Поэтому и Гедеванишвили раздавать авансы не хочу. Сегодня все идет нормально, и Олимпиаду тоже можно записать в актив. Выше забраться было нереально, никто из судей не поставил бы дебютантке максимальные баллы, это ясно. Сами понимаете, люди четыре года к Играм готовятся, имя завоевывают, опыта набираются, опять же национальные федерации определенную работу проводят...

- Случайности исключены?

- Это спорт, где всякое может приключиться, но в нашем виде сенсаций почти не бывает. Лишь в рамках допустимого.

В РОССИИ СО СПОРТСМЕНОВ УМЕЮТ ТОЛЬКО ТРЕБОВАТЬ

- И то, что Слуцкая оказалась третьей, по-вашему, закономерно?

- Ира шла на победу, могла стать первой. Мысленно я очень болела за нее, искренне желала успеха и страшно расстроилась из-за бронзы.

- Похоже, Ирина огорчилась покруче вашего, зачем бы иначе пыталась выкинуть медаль в мусорную корзину?

- Когда человек столько лет движется к определенной цели и останавливается в шаге от намеченного, эмоции способны захлестнуть. И у великих бывают срывы. Окружающим хорошо бы в такой момент проявить понимание, а не смаковать детали, придавая случившемуся скандальную окраску. Ира - максималистка, она настраивалась на золото, любой другой результат означал для нее поражение. Конечно, и медали, полученные нашими фигуристами до Слуцкой, психологически давили. На судей, на зрителей, а главное - на спортсменку. Слишком много вокруг было пересудов: ты обязана выиграть. А она никому и ничего не должна! Только себе. Если бы Ире удалось отрешиться от всех разговоров, не смотреть, как выступают другие, итог, уверена, вышел бы иным.

- Перегорела?

- Словами этого не описать. Могу сослаться на собственный опыт. Бытует мнение, что я рано ушла из спорта из-за болезни. Да, это тоже сыграло негативную роль, но главное все же в ином. Я морально устала. Окончательно решила повесить коньки на гвоздь после Олимпиады 1980 года в Сараеве, где рассчитывала попасть в тройку, но в итоге оказалась шестой. В первый день Игр откаталась удачно, захватила лидерство, настраивалась на дальнейшую борьбу, но тут вокруг меня закружилась такая карусель... Вместо того чтобы поддержать и успокоить, стали нагнетать страсти. Уже тогда поняла: спортсменов надо любить, а в России умеют от нас лишь требовать.

- Да мы же к вам всей душою!

- Оно и видно... Особенно по комментариям в прессе и на телевидении. Стоит оступиться, как в спину летят комья грязи. Словно журналисты не знают, что даже бесчувственные машины ошибаются. Нет, лично мне грех жаловаться, я не стала олимпийской чемпионкой, не выигрывала золото на мировых чемпионатах, но болельщики до сих пор меня помнят и хорошо относятся, но сейчас речь веду не о себе. За других спортсменов обидно.

Человек не успел выйти на старт, а со всех сторон уже долбают: ты должен, должен, должен! Мол, страна на тебя смотрит, не подведи, не урони честь Родины. От такой накачки кто угодно сломается. Вот и Ира Слуцкая не выдержала прессинга. Да разве она одна? Из хоккеистов чуть ли не предателей сделали, когда они в полуфинале уступили сильному сопернику. Нельзя постоянно быть первым и не иметь права на осечку. Это страшно грузит.

У МИШИНА УЖЕ РАСТЕТ НОВЫЙ ТАЛАНТ

- Болельщики всегда ждут победы, что, согласитесь, логично. Впрочем, Турин в любом случае уже история. Вернемся в день сегодняшний. Точнее, давайте заглянем в завтрашний. На душе кошки не скребут, Елена?

- С какой стати? Не вижу оснований для тревоги.

- Тогда остальных успокойте. Навка с Костомаровым и Тотьмянина с Марининым сделали ручкой любительскому спорту, Плющенко со Слуцкой пребывают в тяжких раздумьях, но, подозреваю, тоже предпочтут коммерческие шоу с хорошими гонорарами. Их право. Заслужили. Речь о другом. Чемпионы уходят, а кто остается? Кому побеждать в Ванкувере?

- Знаете, подобное не раз случалось: мы занимали весь пьедестал почета на европейских первенствах, никому не отдавали золото на мировых чемпионатах, и казалось: все, такое больше не повторится. Но проходили год, два, три, а мы по-прежнему оставались в призерах. Думаю, и сейчас все будет нормально. Наверное, какой-то спад неизбежен, но нельзя же все время выигрывать, верно? Надо и другим дать немного пожить.

- А если им, этим другим, понравится и они нас обратно не пустят?

- Конечно, карабкаться наверх сложно. Впрочем, мы не собираемся надолго отлучаться, выпадать из обоймы. У того же Алексея Мишина, тренера Жени Плющенко, подрастает талантливый мальчик.

- Артур Гачинский?

- Ну да. Ему пока двенадцать, дайте время, начнет выступать на взрослых соревнованиях, тогда и оценим истинную силу. Потенциал у Артура большой. У девочек, согласна, ситуация похуже. Такие таланты, как Слуцкая, каждый год не появляются. Но, к примеру, и у американцев сейчас нет сильных, ярких одиночниц. Сашу Коэн от безысходности поставили, искусственно поддерживали. Спору нет, она красиво спирали делает, но ведь почти не прыгает. Японки - да, эти резко продвинулись вперед. Еще недавно наши девочки занимали весь пьедестал на юниорских чемпионатах мира, а японские фигуристки болтались в третьем десятке. Зато сегодня любую косую и кривую представительницу Страны восходящего солнца тащат наверх, настолько они приучили всех к своим победам.

- И мы руку к их успехам приложили. Вас не смущает, что сами себе соперников готовим?

- Вы про Аракаву? Да, слышала разговоры: мол, хореограф Морозов поставил подножку Слуцкой, согласившись помогать Шизуке. Но перед Олимпиадой Николай работал со спортсменкой всего два месяца, разве можно за такое время в корне изменить ее подготовку?

- Этим раньше занимались Татьяна Тарасова и Евгений Платов.

- Давайте издадим приказ, запрещающий российским специалистам работать с иностранцами. Но это же бред! Сегодня за рубежом трудится гораздо меньше наших тренеров, чем это было еще лет десять назад. Кстати, возможный провал в Ванкувере, так вас пугающий, как раз и обусловлен тем, что у нас выпало поколение ребят, которые должны были прийти в катание в начале 90-х, но не дошли, поскольку спорт тогда находился в диком загоне. Помните, наверное, как стадионы превращали в барахолки, а Дворцы спорта - в мебельные салоны?

Да, специалисты стали уезжать за рубеж, а что еще оставалось делать? Людям надо было как-то выживать, кормить себя, семью. Тренерам, которые готовили олимпийских чемпионов, платили по сто долларов и считали, что страшно их облагодетельствовали. И Олег Васильев, и Татьяна Тарасова отправлялись за океан не от хорошей жизни. Здесь они лед для тренировок за деньги получить не могли, а американцы бесплатно давали заниматься с российскими спортсменами. Поэтому Илья Кулик и Леша Ягудин к олимпийским стартам в Штатах готовились, как и Тотьмянина с Марининым к Турину-2006. Выходит, мы не только прекрасным тренерам и спортсменам должны сказать спасибо за золотые медали, но и Америке?

- А почему, кстати, вы не уехали, Елена?

- Звали. Много раз. В Германию, в Австрию, в Штаты. Будь я одна, наверное, согласилась бы. К счастью, роль кормильца в нашей семье исполняет муж. Сергей занимается бизнесом, оставляя мне любимое дело как хобби. Будем откровенны: на то, что я зарабатываю, сильно не разгуляешься. Но не у всех же есть обеспеченный супруг, верно? Многим приходится не только о творчестве думать, но и о куске хлеба. Вот и едут люди туда, где условия комфортнее. Правда, сейчас наметился обратный процесс, многие хотели бы вернуться, тренировать в России, но дома вакансий нет. Все места заняты, каждый дорожит тем, что имеет.

ЦСКА - ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

- В Москве вроде бы активно начали новые катки строить.

- Правильно. Для хоккеистов. На Таганке открыли два катка, но фигуристов туда не пускают. Выделили несколько часов платным группам - и привет. Слуцкая на Стадионе юных пионеров в диких условиях тренировалась. Иностранцы никогда не согласились бы кататься при температуре четыре градуса тепла, а Ира годами терпела. Может, и заболела из-за этого. Да ей памятник надо ставить! Лишь перед Олимпиадой дали бригаду для заливки льда. Если машина ломалась, Ира ехала в Новогорск, там пыталась перекантоваться. И такое отношение к фигуристам в порядке вещей.

- И в ЦСКА?

- У нас есть Ольга Смородская. Она поставила армейский спорт на ноги, навела порядок в запущенном хозяйстве. То, что у фигуристов сейчас есть свой каток, целиком заслуга начальника клуба. Пока не пришла Ольга Юрьевна, я числилась в ЦСКА, а тренировки с ребятами вынуждена была проводить в "Олимпийском" у Елены Чайковской. На Ленинградском проспекте фигуристам тогда льда не давали. Теперь ситуация, повторяю, принципиально иная.

- Словом, вы - исключение из правил?

- Школа АЗЛК поддерживает высокий уровень, там работают квалифицированные тренеры, есть хорошие ребята. Вот, пожалуй, и все. Стадион юных пионеров можно упомянуть скорее по привычке, из уважения к Жанне Громовой, подготовившей Иру Слуцкую. Больше назвать некого. Понимаете? Вот настоящая проблема. Россия рискует растерять традиции советской школы фигурного катания, что посерьезнее, чем завоеванная или упущенная медаль на Олимпиаде. Надо думать не только о сегодняшних результатах, но и работать на перспективу.

- Трудитесь в поте лица?

- Стараюсь. Татьяна Анатольевна Тарасова помогает, с удовольствием возится с девочками из ЦСКА. Ее опыт неоценим.

- А почему у Родниной ничего не получается, как думаете?

- Не каждый выдающийся чемпион может стать великим тренером. Ирина Константиновна в любом случае не потерялась, нашла себя в качестве руководителя, общественного деятеля. Все-таки работа со спортсменами жертвенна и требует колоссальной отдачи. При этом далеко не всегда вложенное воздается сторицей.

Сказанное относится к тренеру в любом виде спорта, а в катании и подавно. Наставнику фигуристов приходится быть для воспитанников сразу и родителем, и учителем, и нянькой. Вместе они проводят времени больше, чем с родными, с семьей, встречаясь на катке в семь утра и не расставаясь до вечера. И я когда-то, по сути, жила в ЦСКА. Шесть дней в неделю вставала в пять часов и ехала с Ленинского проспекта на Ленинградский, пропадала на катке до ночи. По сути, и сейчас здесь живу. У нас ведь даже праздников, как у простых смертных, нет. У всех красный день календаря, люди отдыхают, расслабляются, а мы продолжаем работать, поскольку тренировочный процесс не остановишь.

В нашем ледовом королевстве свои законы. Единственное послабление, которое позволяю себе как начальник школы фигурного катания, - теперь прихожу на службу не к семи часам утра, а к восьми или даже к девяти. Сказка, о которой раньше и не мечтала!

- Вы прошли школу Станислава Жука, отличавшегося, по рассказам, суровостью нрава. Ваш характер, Елена, тоже ангельским не назовешь. Тренер обязан быть жестоким?

- Жестким как минимум. Требовательным. Нельзя становиться подружкой для учеников. Сюсю-мюсю до добра не доводят. Нужно держать дистанцию со спортсменами, чего не добиться без твердости в поведении. Однажды мой муж в первый и последний раз зашел на каток, увидел меня и не поверил, что это его мягкая и тихая жена.

- Кричали?

- Очень! Иногда даже сама думаю: "Господи, зачем я так ору?".

- Матерок добавляете?

- Взрослых спортсменов могу взбодрить крепким словом. Обычно это действует эффективнее уговоров и долгих объяснений. Втолковываешь человеку, втолковываешь, а до него не доходит. Прямо убить хочется! Ну и гаркнешь... Татьяна Тарасова как-то даже пощечину Наталье Бестемьяновой залепила. Да, мера крайняя, но в тот момент это был единственный способ привести в чувство подопечную. Умные спортсмены на подобные вещи никогда не обижаются, понимают: тренер ради их блага старается. Цель ведь одна - победить.

- На победной ноте давайте, Елена, и закончим этот разговор. Ответьте без обиняков: что ждет нас через четыре года в Ванкувере? Удачи или разочарования?

- Опять вы о своем... Так далеко вперед не заглядываю. До чемпионата мира в Калгари надо сначала дожить. Кстати, уже после этого турнира расстановка сил прояснится. Наши чемпионы в Канаду не летят, обкатываться будет ближайший резерв, второй эшелон. Вот через три недели и поглядим, кто чего стоит, кому диктовать моду в начавшемся олимпийском цикле.

- А предчувствия какие, внутренний голос что вам шепчет?

- Все будет хорошо, не беспокойтесь. Рано нас хороните.


обозреватель "Советского спорта" Андрей Ванденко
09 марта 2006, No32-П (16 876)


Док. 254688
Опублик.: 11.04.06
Число обращений: 450

  • Буянова (Водорезова) Елена Германовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``