В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Хомяков: `Наверное, выбирая между Януковичем и Тимошенко, Ющенко все-таки выберет Тимошенко, поскольку иначе он будет восприниматься предателем в глазах своего собственного народа` Назад
Валерий Хомяков: `Наверное, выбирая между Януковичем и Тимошенко, Ющенко все-таки выберет Тимошенко, поскольку иначе он будет восприниматься предателем в глазах своего собственного народа`
- Если оценивать результаты прошедших парламентских выборов, то, в первую очередь, следует обратить внимание на достаточно высокую явку избирателей, порядка 70%, что очень много для Украины. У нас бывает примерно такая же явка на думских выборах, но есть одно "но" - в отличие от наших голосований на парламентских выборах на Украине очень мало людей голосовало против всех - менее 2%. Это можно означать только одно - что почти все избиратели нашли в списке свою партию. И партий действительно было много, и поэтому избиратель нашел свою партию, пришел на выборы, и только очень небольшое количество людей оказались чем-то недовольными в представленном списке.

Еще надо отметить, что пять партий, которые победили на выборах, суммарно набирают около 80% голосов - это означает, что Верховная Рада будет очень легитимной. То есть, более 80% населения Украины осуществили свое представительство через ту или иную партию. И это - главный результат.

Если рассматривать конкретные результаты участников выборов, то конечно, Ющенко на них проиграл. И он будет вынужден искать нового премьера, поскольку Ехануров как претендент на пост будущего премьер-министра - уже фигура отыгранная. Поэтому президенту сегодня весьма некомфортно - он вынужден будет определяться с премьером, так как, с одной стороны, есть Янукович, который получил почти треть депутатских мандатов, но он неудобен для Ющенко по понятным причинам. А, с другой стороны, есть Юлия Тимошенко, которая тоже весьма неудобна для Ющенко. Поскольку если она станет премьером, то это, безусловно, будет политический премьер, с прицелом, в том числе, на возможное президентство, о чем она пока открыто не говорит. Но очевидно, что амбиции Юлии Владимировны простираются достаточно далеко.

Поэтому Ющенко на этих выборах проиграл. А "оранжевые" в целом, если сложить результаты "Нашей Украины", блока Юлии Тимошенко, социалистов, "Поры" и ряда других партий - получили примерно тот же процент голосов, что и на президентских выборах.

Результат Януковича - ниже, чем он получил на президентских выборах, что можно, с одной стороны, трактовать как свидетельство того, что мотивация избирателей, поддерживающих его как лидера партии, отличается от мотивации избирателей, когда они его поддерживали как кандидата в президента. Но, в целом, вполне можно сделать вывод о том, что Янукович какие-то электоральные позиции, безусловно, потерял.

Вместе с тем, Янукович, как мне кажется, за эту избирательную кампанию стал весьма серьезным политиком. Он научился лавировать между Россией и Западом, его заявление о том, что "мы стремимся к европейской интеграции" - это нечто новое. Раньше он таких слов не произносил. То есть, как политик Янукович, безусловно, вырос. И теперь главное для него, конечно, это то, как он себя поведет.

Я думаю, что создаваемая большая коалиция все-таки не сложится. И, наверное, выбирая между Януковичем и Тимошенко, Ющенко все-таки выберет Тимошенко, поскольку иначе он будет восприниматься предателем в глазах своего собственного народа. Так как Янукович, и это всем понятно, его политический противник.

Поэтому для Януковича очень важно сегодня почувствовать, что такое оппозиция, и понять, насколько будущее Украины во многом будет зависеть не только от того, кто возглавит правительство с новыми полномочиями премьер-министра, но и от того, насколько содержательной будет позиция оппозиции в лице Януковича. Это очень важный момент.

Если же подумать о коалициях, то, наверное, все же "оранжевая" коалиция - это наиболее вероятный сценарий, то есть объединение Мороза, Ющенко и Тимошенко. Вместе с тем, я думаю, что эта коалиция будет недостаточно устойчивой, и на Украине вполне возможны в будущем и правительственный, и парламентский кризисы. В силу того, что уже много кошек между членами этой коалиции пробежало, особенно в прошлом году, перед отставкой Тимошенко.

Если рассматривать будущее российско-украинских отношений, то я думаю, здесь есть несколько тенденций. Как известно, участники оранжевой коалиции уже заявили о том, что Украина должна отказаться от статуса русского языка как государственного, но я не исключаю, что под давлением оппозиции, новых обстоятельств и того голосования, которое сейчас состоялось, оранжевая коалиция несколько снизит тональность подобных заявлений. В том числе, может измениться настойчивость оранжевых относительно желания Украины по вступлению в НАТО.

Понятно, что в НАТО вступить - это не в пионеры вступить, завязали галстук и все. Этот процесс имеет достаточно сложную технологию. Но, тем не менее, я думаю, что достаточно центристская внешняя политика, которая уже просматривается, может быть выгодна для России. То есть, Украина, как и Россия, будет считать себя частью Европы, но, вместе с тем, две страны по нормальному будут относиться друг к другу.

И одна из главных интриг, конечно, заключается не только в том, кто возглавит правительство, хотя это бесспорно очень важно, а в том, насколько Тимошенко все-таки, если она станет премьером, будет настойчива в пересмотре газовых соглашений с Россией. Это, мне кажется, одна из главных интриг, которая для нас будет, возможно, не очень приятной.

Но, с другой стороны, нам надо учиться работать не только с Ехануровым, который был техническим премьером и пока остается им. И результат, который получила "Наша Украина", во многом был связан с отсутствием у него харизмы. Он не показал себя серьезным политиком не только по части руководства правительством, но и по возможности собирать голоса. И мне кажется, это была ошибка Ющенко, зря он сделал на него ставку, как на лидера списка.

Но, я повторяю, наши отношения во многом будут определяться тем, научится ли наша власть работать с Тимошенко как с политическим премьером.


- Но если до пересмотра газовых соглашений все же дойдет, как, на ваш взгляд, Кремль будет способен извлечь уроки из недавнего противостояния с Европой и Западом, которое возникло после "газовой войны" с Украиной?


Ведь этот инцидент в некоторой степени подорвал доверие Запада к России.

Сейчас этот вопрос будет стоять еще более остро, поскольку Европа и весь консолидированный Запад очень внимательно следили за украинскими выборами и, в принципе, Европа от исхода этого голосования не проиграла точно, а скорее всего, выиграла. Она получила весьма прозападно ориентированную Украину в лице ее власти. Да, есть, конечно, российский тормоз в лице Януковича, который, однако уже не такой откровенно пророссийский, каким он был раньше.

Я надеюсь, что наша российская власть все же попробует исправить те ошибки, которые она совершила в начале этого года, когда достаточно откровенно шло давление на украинскую власть. И, наверное, отчасти, именно это давление и последующая реакция Юлии Тимошенко на подписанное газовое соглашение во многом способствовало тому, что Тимошенко получила такой, достаточно неожиданный результат. Она стала для своих избирателей ярой защитницей национальных интересов Украины, в отличие от Ющенко, который был достаточно мягок, и Еханурова, естественно, и Януковича, который молчал и со всем соглашался.

Поэтому, я думаю, мы во многом сами способствовали тому, чтобы Тимошенко получила такой неожиданный результат.

Что касается нас, то я надеюсь, что теперь это будет разговор не старшего брата с младшим или средним, а разговор двух серьезных, нормальных партнеров - партнеров, которые понимают, что помимо собственных национальных интересов, есть еще и национальные интересы партнера, которые тоже надо учитывать.

Я думаю, что если этот разговор возникнет, то он будет весьма непростой, и, может быть, будет хорошо, если эти переговоры не так афишировались, как это было в прошлой раз, когда началась откровенная информационная война против Украины, что не способствовало нормализации отношений между сторонами. Я думаю, надо тихо в кулуарах сесть, договориться обо всем, и только потом об этом объявить.

Понятно, что и у Тимошенко есть собственный интерес в этом деле, она не в восторге от той конструкции, которая сложилась по газовому соглашению. Наверное, она будет настаивать на смене того посредника между Россией и Украиной, которому мы будем продавать газ. Вполне возможно изменение этой конфигурации. Может быть, будет и пересмотр цен. Но я думаю, что здесь надо учитывать и то, что Туркменбаши тоже внимательно следит за ценовой политикой в газовой сфере. И я не исключаю, что он здесь может стать весьма серьезным игроком, в том числе, на нашей стороне. И России тогда будет выгодно сказать, что мы то готовы, но Туркмения говорит, а чего мы своим дешевым газом должны разбавлять ваш российский дорогой газ, я тоже хочу поднять цену. В этом вопросе предстоят весьма интересные коллизии, и я думаю, что апрель и май пройдут в обсуждении этих проблем.

И еще один политический итог, который можно отметить - что все-таки украинская партийно-политическая система, несмотря на некую сумбурность, некую, может быть, повторяемость, так как есть много партий, которые толкутся на одном поле вместо того, чтобы попытаться создать избирательный блок - но, тем не менее, она показала, что она все-таки более совершенна, нежели наша. Там есть точки соприкосновения между политическими игроками, там есть споры, там есть живая реальная политика - в отличие от нашей, которая во многом становится виртуальной.

И все это благодаря тому, что избирательное законодательство и закон о политических партиях на Украине значительно более либерален, нежели чем мы имеем у нас.

03 апреля 2006
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальном стратегии
http://www.iamik.ru/

Док. 254653
Опублик.: 10.04.06
Число обращений: 1038

  • Хомяков Валерий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``