В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ю. Лебедев: Почему США отказались от Договора ОСВ-2 Назад
Ю. Лебедев: Почему США отказались от Договора ОСВ-2
КАК сообщила газета "Нью-Йорк тайме" со ссылкой на официальные круги США, решение американского президента от 27 мая отказаться от договоренностей об ОСВ "было окончательным и бесповоротным". Это еще раз продемонстрировало пренебрежительное отношение Ва-шингтона к взятым на себя международным обязательствам.

Несмотря на то, что срок действия Временного соглашения фор-мально истек в 1977 году, а Договор ОСВ-2, подписанный обеими сторо-нами на высшем уровне в 1979 году, не был ратифицирован конгрессом США, оба эти документа соблюдались сторонами на основе взаимности. Они воплощали в себе результаты многолетнего сотрудничества СССР и США в 70-х годах в деле прекращения гонки вооружений, укрепления стратегической стабильности.

Отбросив соглашения об ОСВ, американская администрация де-лает подкоп под устои всего процесса ограничения стратегических во-оружений, на установление которого были потрачены десятилетия. Глав-ные вехи этого процесса, хотя они и разнятся по своему характеру, со-ставляют одно целое. Это Договор об ограничении систем ПРО, Вре-менное соглашение и Договор ОСВ-2. Каждый из них - очередной по-следовательный шаг по пресечению гонки ядерных вооружений и одно-временно условие прогресса на следующем этапе. Отказ от любого из соглашений наносит ущерб делу ограничения вооружений, и ответствен-ность за это ложится на США.

Пропагандистские заявления Вашингтона о стремлении к "безъядер-ному миру", его обещания создать какую-то оборону, якобы "способ-ную покончить с ядерными ракетами", не могут оправдать безответ-ственных действий нынешней администрации США. Советская сторона работала над Договором ОСВ-2 совместно с тремя американскими пре-зидентами, по кирпичику собирая фундамент обеспечения взаимных ин-тересов. И эти интересы в Договоре ОСВ-2 были учтены. Их баланс спо-собствовал тому, чтобы не допустить ядерную войну. А это относится к жизненным интересам обеих стран и всех народов мира. В 1980 году Г. Браун, бывший тогда министром обороны США, говорил: "Договор ОСВ-2 укрепляет нашу безопасность в нескольких отношениях. Самое важное - это то, что этот договор ограничивает уровень советских во-оруженных сил по сравнению с тем, которым он был бы без него... Его различные положения, если их рассматривать в комплексе, ограничива-ют рост численности трех стандартных показателей стратегической ядер-ной мощи - пусковых установок, боеголовок и выводимого на цель ве-са". Договор ОСВ-2 не наносил ущерба национальной безопасности США, а, Наоборот, укреплял ее, сохраняя равновесие стратегических сил между СССР и США.

С момента подписания Договора ОСВ-2 Советский Союз строил свою политику в области стратегических вооружений таким образом, чтобы не только сохранялся, но укреплялся тот примерный паритет сил, который был установлен данным документом. Об этом говорят и конкретные советские предложений о взаимном существенном сокращении стратегических наступательных вооружений, о ликвидации ядерных ра-кет СССР и США в Европе, о полном запрещении испытаний ядерного оружия.

Не выдерживают никакой критики высосанные из пальца так назы-ваемые "нарушения" Советским Союзом договоренностей. Таких нару-шений не было и нет. По возникавшим у США отдельным неясностям на этот счет советская сторона давала исчерпывающие разъяснения. Будь у американской стороны желание считаться с фактами, все неяс-ности были бы давно устранены. Однако такого желания не оказалось.

В чем причина предпринятой США акции? Она кроется в существе нынешнего курса США, ориентированного на достижение военного пре-восходства над СССР, на выполнение многочисленных стратегических программ Пентагона, на прикрытие собственных нарушений соглашений об ограничении вооружений. Она кроется в стремлении снять с себя все обязательства по договорам и соглашениям, развязать себе руки для накапливания смертоносного оружия.

Отказ США от ОСВ - результат давно вынашиваемых амери-канской администрацией планов. Едва подписав Договор ОСВ-2, США отказались его ратифицировать. Затем они отбросили протокол к договору и, вопреки его положениям, начали работы по созданию крылатых ракет большой дальности наземного и морского базирова-ния. Сделано это было для того, чтобы в массовом количестве развер-нуть новый опасный вид вооружений. Приступив в 1983 году к разме-щению в Западной Европе новых ядерных баллистических ракет "Пер-шинг-2" и крылатых ракет наземного базирования, американская сторо-на вновь пошла на нарушение Договора ОСВ-2, тех его положений, ко-торые запрещают обход договоренностей. Ведь в силу своей близости к границам СССР ракеты "Першинг-2" и крылатые ракеты большой даль-ности являются в отношении нашей страны оружием стратегическим.

Заранее взяв курс на подрыв процесса ограничения стратегических наступательных вооружений, Вашингтон пришел к отказу от договорен-ностей в этой области. И не потому, что договоренности якобы нарушал Советский Союз или будто бы он угрожает Соединенным Штатам. Во-все нет. К таким действиям американскую администрацию привела по-литика, нацеленная на приобретение, военного превосходства, политика опоры на силу в решении международных вопросов.

Директивой президента США от 24 апреля 1986 года предусматри-вается дальнейшее развитие стратегических наступательных сил. В част-ности, предписывается провести исследования по созданию новой мо-бильной МБР с многозарядной головной частью, полностью развернуть все 100 МБР "MX", приступить к выполнению программы создания МБР "Миджитмэн" и перспективных крылатых ракет.

Все это не укладывается в лимиты ОСВ-2. Начинают выходить за рамки договоренностей другие стратегические программы США. При-ходится демонтировать подводные лодки с ракетами "Поларис" и "По-сейдон", вот-вот за пределами установленных уровней окажутся тяже-лые бомбардировщики с крылатыми ракетами. Поэтому и заявляет те-перь президент, что США будут принимать решения, касающиеся их стратегических сил, на основе своих потребностей, а не на критериях, со-держащихся в соглашениях ОСВ.

Вашингтон не хочет отказываться от программы "звездных войн". Ее реализация ставит под удар фундамент процесса ограничения стра-тегических вооружений - Договор по ПРО, что приведет к безудерж-ной гонке вооружений по всем направлениям и сделает реальное про-движение на переговорах труднодостижимым.

Стремясь снять с себя ответственность за опасные для дела мира действия и за их последствия в будущем, администрация США сейчас пропагандирует концепцию так называемой "взаимной сдержанности", которая, по мнению ее авторов, могла бы стать альтернативой перечер-киваемым Вашингтоном соглашениям.

Настойчиво подсовывая ее Советскому Союзу, американская адми-нистрация, преследует две цели. Если советская сторона откажется от такой "сдержанности" - обвинить ее в дестабилизации обстановки; ес-ли примет ее - попытаться получить для себя преимущества в условиях ничем не ограничиваемой гонки вооружений. Одним словом, "сдержан-ность" по-американски тем хороша для США, что она ничего не сдержи-вает. Такая "сдержанность" не имеет ничего общего с той, за которую выступает СССР. И не просто выступает, а делает практические шаги по многим направлениям. Это и отказ от применения первым ядерного оружия, и введение одностороннего моратория на ядерные взрывы. Это верность договорам, которые неукоснительно выполняет Советский Союз. Так что США есть чему последовать, чтобы на деле доказать свою приверженность делу мира.

Но пока незаметно, что американская сторона готова перейти от слов к делу. Не хотят в Вашингтоне понять истину ядерно-космического века: оружием, сколь бы мощным и совершенным оно ни было, нельзя укрепить свою безопасность в ущерб безопасности других. Вот и пред-лагаемый США "режим сдержанности" рассчитан на то, чтобы при-крыть гонку вооружений, расчистить путь для наращивания американ-ских ядерных наступательных средств. Более того, Вашингтон делает ставку на те направления, которые он считает выгодными для себя,-это наращивание парка стратегических бомбардировщиков с крылатыми ра-кетами и ядерными бомбами, крылатых ракет большой дальности мор-ского базирования. Такой подход не только не ограничивал бы количе-ство боезарядов на стороне США, но и вел бы к его значительному уве-личению. В то же время Вашингтон хотел бы существенно ограничить основной компонент советских стратегических сил - межконтиненталь-ные баллистические ракеты, чтобы не дать нашей стране компенсиро-вать американские преимущества.

Становится очевидным, что, стремясь заменить существующие договоренности между СССР и США фальшивым "режимом сдержанности", США проявляют свою неготовность к взаимоприемлемым соглашениям в области ограничения и, тем более, сокращения вооружений.

Все это противоречит совместному заявлению сторон относительно выработки соглашений по предотвращению гонки вооружений в космосе и прекращению ее на Земле, которое было согласовано между СССР и США на высшем уровне в ноябре прошлого года в Женеве. Такие действия США, как отказ от соглашений об ограничении стратегических наступательных вооружений, не совмещаются с заявлением американского руководства о стремлении покончить с ядерным оружием, о готовности к налаживанию конструктивных отношений"с СССР, к достижению справедливых договоренностей по ограничению и сокращению вооружений."


Ю. Лебедев
генерал-майор




Док. 254245
Опублик.: 07.04.06
Число обращений: 524

  • Лебедев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``