В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир ВОЛОДИН: Вот тебе, бабушка, и монетизация льгот Назад
Владимир ВОЛОДИН: Вот тебе, бабушка, и монетизация льгот
Часть первая. Недомыслие

О том, что монетизация льгот пройдет достаточно болезненно, всем было ясно еще до принятия закона: объяснения чиновников по поводу райских прелестей для льготников были не слишком убедительны, а оппозиционные партии уже готовились не упустить свой шанс в случае открытого выражения всеобщего недовольства. Тем не менее, перспективы будущих народных выступлений были достаточно размыты. Они начали приобретать определенные очертания, когда профильный министр Зурабов стеснительно сознался, что в списки льготников не попали несколько миллионов человек: может, 2 миллиона, может - 15.

В этот момент, хотя закон был уже принят Думой и подписан президентом, надо было нажимать на тормоза: в том, что и остальные расчеты господина Зурабова и его подчиненных не имеют никакого отношения к реальности, сомневаться не приходилось. Однако это сделано не было. Премьер Фрадков выразил министру свое неудовольствие, тот обещал все исправить. Как исправить, никто так и не выяснил (честно говоря, не выяснили и до сих пор - меры, срочно принимаемые сегодня, могут, конечно, на короткое время снять общественное напряжение, но затем, скорее всего, приведут к еще большим сложностям).

Настал январь, и люди, получавшие до сих пор от государства натуральные льготы, обнаружили, что они отныне не могут, например, бесплатно ездить в общественном транспорте. А билет, как известно, нынче дорог, с первого января, кстати, стал еще дороже. Итог известен.

А теперь небольшие выкладки. Как известно, в среднем по стране проезд в городском транспорте (метро, автобус, троллейбус, трамвай) стоит 6 рублей. За месяц набегает сумма рублей в триста. "Региональные" льготники получают по 100-150 рублей на транспортные расходы. Это, в понимании чиновников, и есть "неухудшение условий", прямо прописанное в законе? А если вспомнить об отмененных льготах на оплату ЖКХ (а оплата эта с того же 1 января выросла, сами знаете, как)? А бывшие бесплатные лекарства во сколько теперь обойдутся?

Эксперты уверяют, что в связи с монетизацией положение льготников ухудшится в 3-17 раз. Кто должен был об этом думать?

Когда чиновники Московской области объявили, что не против возвращения льгот хотя бы части граждан (пенсионерам Подмосковья оставят бесплатный проезд в городском общественном и пригородном транспорте; гражданам, доход которых не превышает 2 тыс. рублей, разрешат платить за услуги ЖКХ всего 50 рублей, останутся скидки в 50 % на оплату телефона, а студентам и школьникам разрешат ездить в транспорте за половину стоимости), эксперты сразу подсчитали, что на это должно уйти 70 % областного бюджета.

А ведь на сегодняшний день уже восстановили на ближайший месяц бесплатный проезд для пенсионеров в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Пензенской, Ульяновской и Самарской областях. Власти Свердловской области пообещали, что ветераны и труженики тыла будут пользоваться транспортом бесплатно до 1 апреля. На полгода сохранены натуральные льготы и в Волгоградской области. Пенсионерам Екатеринбурга, Кемерова и Камчатки местные власти разрешили не платить за проезд до конца года. Льготники Читинской области будут ближайшие два с половиной месяца платить за пользование трамваями и автобусами лишь половину тарифа. А на Чукотке, в Хабаровском крае, в Тюменской, Калининградской и Пензенской областях сохранены льготы на оплату лекарств и услуг ЖКХ.

Так что можно честно признать: пока что монетизация льгот доблестно провалена. При этом волнения бывших льготников обойдутся федеральному бюджету как минимум в 115 миллиардов рублей, которые правительство обещает раздать пенсионерам и другим пострадавшим от реформы.

А теперь о том, как это бывает в других странах. Старинный приятель автора этих строк совсем недавно получил статус постоянного жителя Новой Зеландии. К этому статусу (а это еще не гражданство) прилагаются оплата 30 % стоимости найма жилья, 80 долларов в неделю на бензин (приятель уверяет, что больше 40 у него не уходит). Жене его, решившей получить бизнес-образование, положены деньги на проезд в автобусе от дома до колледжа (возит ее муж на машине). Это по-новозеландски и называется монетизацией льгот. Нам, конечно, до этого далеко, но есть и другие примеры: в США значительное распространение имеют натуральные льготы. Причем они исключительно адресны, и ни у кого в Белом доме (вашингтонском, разумеется, а не московском) не возникает желание заменить их деньгами.

Но при необходимости можно и заменить. По словам директора по исследованиям и специальным проектам агентства "Имиджлэнд" Евгения Кузнецова, "реформы старой социальной системы действительно назрели, однако любые шаги в этом направлении требуют глубокой проработки, а такой проработки не было".

Увы, у нас все решалось в тиши министерских кабинетов и, судя по всему, просчитывалось на коленке. До простейшей мысли о постепенной монетизации льгот, с хорошо рассчитанным шагом и возможностью исправления обнаруженных ошибок, разумеется, не дошли. А после недельных протестов пенсионеров начали в пожарном порядке приниматься меры по исправлению ситуации. Причем, по мнению специалистов, меры не самые лучшие. Вот что говорит об идее пустить на срочное повышение пенсий средства Стабилизационного фонда (а откуда еще взять деньги) научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич:

"Во-первых, вырастет инфляция, от чего сами же пенсионеры и пострадают. Во-вторых, немного укрепится рубль, что замедлит рост экономики. И главное - тратя часть стабфонда на социальные выплаты, мы не решаем проблему, а лишь берем тайм-аут до момента, когда цены на нефть упадут. И тогда проблему придется решать по-настоящему".

А господин Зурабов продолжает радужно рапортовать. Меня лично просто пугает его сообщение о полном порядке с "лекарственной" составляющей реформы: все регионы России якобы обеспечены важнейшими лекарствами на два месяца вперед. Акцент был сделан на инсулине, бронхолитиках, антидепрессанты и лекарствах для лечения онкологических заболеваний.

Так вот, автор этих строк, в семье которого есть диабетик, должен с еще большей уверенностью, чем министр Зурабов, заявить: с инсулином, который оставлен в качестве "натуральной" льготы, плохо: его выделяют поликлиникам меньше, чем необходимо. Боюсь, что тоже самое и с остальными лекарствами.

И не стоит министру успокаивать народ сообщениями о невиданных доселе успехах в санаторно-курортном лечении льготников - все равно не поверим. В Петербурге, откуда, по словам Зурабова, пенсионеры в больших количествах льготно едут на курорты, губернатор Валентина Матвиенко вынуждена была публично пообещать просить федеральную власть отменить закон No 122, предусматривающий замену натуральных льгот деньгами. А требовали от нее реальные протестующие пенсионеры, помимо отмены закона No 122, сократить зарплаты чиновников в пользу обездоленных и увеличить базовую часть пенсии с 650 до 3000 рублей. И вот тут необходимо сказать, что монетизация льгот из проблемы социально-экономической превратилась, к сожалению, в проблему политическую. Но об этом во второй части статьи.

Продолжение здесь



В оформлении публикации использованы фотоматериалы
с сайта ФОТОАРХИВ СССР. ПЛАКАТЫ

20 января, 2005
http://www.novopol.ru/

Док. 254008
Опублик.: 04.04.06
Число обращений: 428

  • Володин Владимир Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``