Валерий Федоров: `Родина` попала в точку, выдвинув яркие лозунги, которые на фоне французских событий казались многим актуальными.Назад
Валерий Федоров: `Родина` попала в точку, выдвинув яркие лозунги, которые на фоне французских событий казались многим актуальными.
У нас 87% населения считают себя патриотами. Это декларация. То есть, ценность патриотизма сегодня всеобщая. В обществе одобряют и поддерживают патриотическое поведение, а непатриотическое поведение не одобряют. Но когда мы говорим о национализме и предлагаем населению как-нибудь отнестись к тем или иным националистическим лозунгам и требованиям, то мы видим, что популярность этих тезисов на порядок ниже. Как правило, в той или иной степени националистические требования поддерживает 8-12-15 процентов опрошенных. В некоторых, самых радикальных случаях - 25%.
- Оправдано ли мнение, что из всех социальных групп российского населения националистические взгляды более всего распространены в молодежной среде?
Да, это так. Все объясняется очень просто: наша молодежь не прошла прививки советским интернационализмом. В советское время со школы всем вбивали в головы: "мы за мир во всем мире", и никаких расовых, национальных, религиозных предрассудков быть не может. Но порядка 12-15 лет назад это все закончилось.
- А как обстоит дело с национализмом в разных регионах страны? Есть ли какие-нибудь различия?
Мы делаем общероссийскую репрезентативную выборку. Конечно, в национальных республиках данные немного отличаются, но в общем, тенденция та же самая. Именно в национальных республиках проблема межнационального мира и согласия стоит более выпукло, так как люди прекрасно понимают, что если там начнется какая-нибудь заварушка, то хуже будет всем.
И там люди понимают, что если будет выпячиваться национальная проблематика, то недалеко уже и до оружия. И никто не хочет терять нынешнюю стабильность.
- Насколько оправдан расчет политиков из партии "Родина", которые, по-видимому, рассчитывают добиться поддержки московских избирателей, затрагивая проблемы межнациональных отношений в столице?
Здесь сошлось воедино несколько конъюнктурных моментов. Первый - это события во Франции, которые имели очень большой резонанс. Второй момент - это предвыборная компания, которая характеризуется дефицитом ярких политических тем. "Родина" попала в точку, выдвинув яркие лозунги, которые на фоне французских событий казались многим актуальными. Они предлагают, якобы, какой-то выход, какое-то решение уже назревшей проблемы. Поэтому, можно сказать, что с точки зрения избирательной компании самой "Родины" это был ход удачный.
Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
24 ноября 2005
http://www.iamik.ru/
Док. 253759 Опублик.: 30.03.06 Число обращений: 552