В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Мейер: ДРУГОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (1921 - 1991: 70-летие начала великого голода) Назад
Максим Мейер: ДРУГОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ (1921 - 1991: 70-летие начала великого голода)
Осенью и зимой 1990 г., оттеснив все другие проблемы, на первое место в Советском Союзе выдвинулась продовольственная. Целенаправленное и невольное муссирование этой темы в средствах массовой информации, панические сводки с полей, кошмарные слухи и пересуды, в которых все чаще мелькает знакомое слово "голод", подталкивают к поиску исторических аналогий.

Обращение к сравнительно недавнему прошлому характерно не только для официальных лиц и журналистов, но и для самих людей, видевших на своем веку голодные 1946, 1933, 1921-22 годы.

Особенностью современного кризиса, и это сближает его с 1921 г., является широкая иностранная помощь, которой не было, да и не могло быть в 1933 и 1946 годах.

Этот фактор оказывает значительное влияние на все аспекты ситуации. Иностранная помощь не только открывает путь для быстрого решения продовольственной проблемы, но и делает ее более сложной. Советская экономическая структура не готова к тому, чтобы принимать помощь. Не хватает машин, поездов, бензина, людей. Но главное, она не готова к распределению того, что будет поступать. Основная масса продовольственной помощи, по вполне понятным законам пост-социалистической экономики, не дойдет до тех, кому была адресована, как это уже случилось в декабре 1988 г. в Армении. Перед дарителями и советской стороной встает в этой ситуации проблема - не только кого кормить, но и как накормить.

В истории Советской России был всего один пример решения этой проблемы - деятельность организации АРА на территории РСФСР в 1921-1923 года.

Однако прежде чем обратиться к нему в попытках копировать, необходимо сравнить условия и размеры голода 1921-22 гг. и продовольственных нехваток 1990 г., а также объем и характер предоставлявшейся и необходимой помощи.

МАСШТАБЫ ГОЛОДА
Пик голода приходится, по данным статистики, на зиму 1922 - лето 1923 гг. В это время число голодавших составляло соответственно 15 и 23 млн. человек. В 1923 г. среди них было 12.895 тыс. взрослых и 11 млн. детей. Особенно пострадали Калмыцкая, Татарская республики, Чувашская, Марийская области, Челябинская губерния - в них голодало до 90% населения. В Астраханской, Самарской, Царицынской, Вятской, Вотской области, Республике немцев Поволжья, Башкирии, Киргизии и Запорожской области - от 70 до 90%. В Саратовской, Уфимской и Крымской областях от 50 до 70%.

Голоду сопутствовали эпидемии, коснувшиеся 1.5 млн чел., не считая беженцев. В момент наибольшей вспышки тифа и холеры в марте 1922 г. одновременно болело 160 тыс. человек. Смертность от голода и болезней достигла 10,4%. Убыль населения в голодных районах, отчасти умершего, отчасти бежавшего, за три года (1920-1923 гг.) составила 4,3 млн человек.

Согласно решению ВЦИК, борьбу с голодом на территории страны возглавил образованный 18 июля 1921 г. Центральный комитет помощи голодающим (ЦК Помгол). Комитет был наделен чрезвычайными полномочиями в области снабжения и распределения продовольствия. С осени 1921 года помощь голодающим наряду с Помголом возглавила АРА.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ПОМОЩИ
Весной и летом 1921 г. многочисленные зарубежные фонды, благотворительные организации и частные лица начали пытаться оказать помощь голодающим. Но страна, только что окончившая войну, не решилась принять дары из рук недавних врагов.

Тем временем, в условиях надвигающегося голода и растерянности Советского правительства, произошла активизиция общественных и научных организаций, деятельность которых по идеологическим мотивам была свернута в период гражданской войны. В июне 1921 г., проходивший в Москве Всероссийский съезд по опытному сельскохозяйственному делу, постановил направить делегацию в Кремль с требованием обеспечить участие ученых в составлении планов борьбы с голодом. Посредником между интеллигенцией и большевистским правительством выступил М.Горький. Ленин принял предложение интеллигенции и 21 июля был опубликован Декрет о создании Всероссийского комитета помощи голодающим под председательством В.Г. Короленко. Пленум ЦК предоставил ВПКГ право приобретения продовольствия за рубежом, денежные сборы среди населения и распределения средств среди голодающих. Начался активный процесс создания филиалов ВПКЕ за границей среди эмиграции. В США, например, в состав такого филиала вошли С.В.Рахманинов, Н.К.Рерих, проф. Корф.

Деятельность комитета претендовавшего на значительное политическое влияние и ставшего в какой-то мере оплотом оппозиции, явно принимала невыгодное властям направление. Инициатива борьбы с голодом переходила в руки общественности.

Одновременно активизировалась позиция церкви. В июле патриарх Тихон обратился к партиархам Кентерберийскому и Нью-Йоркскому с просьбой о помощи. Священослужители-эмигранты агитировали за направление продовольственной помощи и пожертвований непосредственно на имя Тихона, доверяя только ему их распределение.

В конце июля в центрах белой эмиграции также началась разработка плана создания Комитета помощи голодающим России.

Под давлением обстоятельств, боясь выпустить из рук инициативу помощи голодающим, а стало быть и власть на территории 18 губерний, правительство РСФСР начало зондаж позиции американцев по вопросу организации продовольственной помощи. Условием ее получения с советской стороны было признание американцами единственной возможности распределения продовольствия через органы Советской власти. На вопрос М.Горького 26 июля был получен ответ и предложения руководителя АРА Г.Гувера. За этим последовала Нота правительства РСФСР правительствам всех стран с уведомлением о том, что "Российское правительство не будет чинить трудностей и препятствий желаниям иностранных организаций и частных лиц оказать любую помощь России". 16 августа Женевская конференция Лиги Наций приняла решение об оказании помощи России и избрала Верховными комиссарами (по координации помощи) известного полярного исследователя и общественного деятеля Ф.Нансена и министра торговли США, руководителя АРА Г.Гувера.

18 августа между Гувером и советской делегацией, возглавляемой министром иностранных дел РСФСР М.Литвиновым начались переговоры в Риге. 20 августа они завершились подписанием Соглашения, определяющего принципы функционирования представителей АРА на территории РСФСР. 27 августа, заручившись поддержкой американцев, ВЦИК распустил ненужный ему более Всероссийский комитет помощи голодающим. Местные комиссии Комитета, однако, продолжали действовать, сотрудничая как с Помголом, так и с уполномоченными АРА.

Несмотря на Рижское соглашение, обеспечивающее паритет для советских и американских служащих в наборе кадров местных организаций, между ними постоянно возникали трения. Советские представители обвиняли американскую администрацию в пристрастном отношении к набираемым кадрам. Советских чиновников раздражало, что американцы в основном берут на работу интеллигентов, бывших служащих царских учреждений и сотрудников распущенных большевиками общественных организаций. Соответственно возникали обвинения американцев в контрреволюционной деятельности. Несмотря на многочисленные Декреты ВЦИК и личные распоряжения Ленина, деятельность АРА на местах часто блокировалась советскими чиновниками. Нежелание помогать и настороженное отношение к американцам было характерно для всего периода деятельности АРА на территории РСФСР. Еще во время проведения предварительных переговоров с американской стороной 11 августа Ленин писал в записке Политбюро: "Условия поставить архистрогие. За малейшее вмешательство во внутренние дела - высылка и арест".

Деятельность АРА в России закончилась в 1923 г., когда угроза голода стала постепенно сходить на нет.

ФОРМЫ ПОМОЩИ
Основной формой помощи АРА голодающим, в первоначальном варианте - детям, было открытие столовых. Столовые, согласно Рижскому соглашению, принадлежали АРА и питание происходило только в них и только продуктами, завезенными АРА. Отпуск продуктов на дом был запрещен.

Организация столовых и зачисление на довольствие голодающих детей производила особая комиссия, состоящая из сотрудников АРА и представителей Советской власти на местах. Первоначально, всеми организационными вопросами занимались созданные осенью 1921 г. советско-американские комитеты помощи детям. Для зачисления ребенка в столовую необходимо было решение медицинской комиссии.

Состав рациона, который получали голодающие дети во всех районах, где действовали столовые АРА был почти одинаков и может быть представлен следующим меню:


Понедельник Первое блюдо
Сладкое какао
какао - 13.7 г
сахар - 39.3 г
молоко - 65 г
мука - 9.8 г Второе блюдо
хлеб
мука - 98.5 г
Вторник Рисовый пудинг
сахар - 15.75 г
рис - 68.8 г
молоко - 39.9 г хлеб
мука - 88.7 г
Среда Рис с лапшой
молоко - 19.2 г
мука - 49.2 г
рис - 49.2 г
жиры - 19.6 г хлеб - 88.7
Суббота Бобы
мука - 19.6 г
бобы - 137.9 г
жиры - 19.6 г

Четверг как в понедельник, пятница как во вторник, воскресенье как в среду. По калорийности это составляло 770 кал. в сутки, что не могло быть достаточным. Однако подобные условия кормления оговаривались Соглашением: паек, получаемый в столовых АРА мог быть только дополнительным.

РАЗМЕРЫ ПОМОЩИ
Договор Советского правительства с АРА предусматривал создание американцами системы помощи только голодающим детям. Первоначально АРА обязалась безвозмездно накормить 1 млн детей. Однако уже к зиме 1921 г. стало очевидно, что эта цифра не соответствует реальным масштабам голода. К тому времени голодало уже около 10 млн. человек, из них половина - детей. АРА пересмотрела свои обязательства. В 1922 г. на довольствии АРА состояло 3.9 млн. детей и 5.5 млн. взрослых, т.е. 9,4 млн. человек. Для взрослых, кормление которых АРА начала с зимы 1922 г. паек достигал 1236 кал. в сутки и выдавался на руки в сухом виде.В порядке непродовольственной помощи АРА поставила в РСФСР 230.4 тыс. пар обуви, 79.3 пар белья, 327.8 тыс. пар чулок, 80.2 тыс. платьев, 53 тыс. пальто.

В ходе борьбы с эпидемиями АРА создала 1724 больницы и 815 амбулаторий. С 1921 по 1923 г. в той или иной форме помощь АРА получили около 20 млн человек, в т.ч. продовольственную - около 10 млн.

ВЫВОДЫ
Не нужно быть историком или экономистом, чтобы заметить несводимость ситуации 1921 и 1990 годов. В первую очередь это объясняется не столько размерами, сколько различными причинами голода начала 20-х и продовольственных нехваток начала 90-х гг. Голод 1920-1923 годов был вызван, в первую очередь, резким сокращением рабочей силы на селе за счет миллионов мужчин, убитых на войне с 1914 по 1920 гг., эмигрировавших, сражавшихся в 5-ти миллионной Красной Армии и исчисляемых десятками тысяч в партизанских отрядах. Именно нехватка рабочих рук вызвала резкое падение урожайности и площади посевов. А это, в свою очередь, повлекло за собой голод, усиленный 2-х летней засухой, продовольственными реквизициями и полным развалом транспорта.

Продовольственные нехватки 1990 года, имеют совершенно другой механизм. Они нарастают в условиях сохранения стабильных посевных площадей и даже немного повышающейся урожайности. Железные дороги еще не разрушены, в наличии даже бензин. Конечно, и голода похожего на 1921 год тоже нет. Продовольственные карточки так или иначе отовариваются. Отсутствие продовольствия как такового не ощущается. Продукты, отсутствующие в магазинах, почти всегда можно приобрести на рынке, в коммерческом или кооперативном магазине. Это определяет принципиальное отличие от 1921 г.

Тогда вопрос был в наличии продовольствия как такового, сейчас разговор идет в основном о ценах. Голод 1991 г. не грозит всем. Он касается только тех, кто не может покупать продукты на рынке, по коммерческим ценам или обедать в ресторанах. Ощущение паники создает не столько исчезновение товаров, сколько рост цен, делающих значительное количество продуктов недоступными для более чем 1/4 населения. Основной причиной продовольственных нехваток 1990 года является латентная забастовка в народном хозяйстве и введение "де-факто" рыночных отношений и рыночных цен.

Определенные аналогии с 1921 годом возможны лишь в вопросе о международной помощи. Сейчас, как и тогда, правительство использует советские и зарубежные средства массовой информации для получения наибольшего количества помощи, при этом желая сохранить свою монополию на ее распределение. Однако Запад, наученный горьким примером исчезновения в недрах советской системы помощи Армении уже не так наивен. Использовать государственную торговлю СССР для распределения продовольствия - это же все равно, что передать его на Рижский рынок. Эта ситуация все еще не получила своего решения, но не исключено, что опыт организации продовольственной помощи АРА на территории РСФСР в начале 20-х годов может стать достаточно актуален. И вполне вероятно, что в очередях за продуктовым пайком в "перестроечной" Москве 1991 года мы встретим стариков и старух, в 1921 году выживших благодаря восьмиста калориям в день от АРА - ранней, и давно забытой, формы западной солидарности с неудачливыми экспериментаторами Востока.


Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1991, #2. (c) Электронная публикация - Русский Журнал, 1998


Док. 253622
Опублик.: 29.03.06
Число обращений: 561

  • Мейер Максим Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``