В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Т.А.Латышева: О проблемах точечной застройки в Москве. Назад
Т.А.Латышева: О проблемах точечной застройки в Москве.
информационные материалы из публикаций в СМИ.

Давно прошли времена, когда Москва строилась целыми районами и микрорайонами. Застройка приобрела точечный характер и приобрела настолько масштабные размеры, что уже можно говорить о массовой застройке. Как правило, точечная застройка проводится в наиболее выгодных в коммерческом отношении местах в обжитых районах и преимущественно в центральной части столицы. Центральный административный округ Москвы - своеобразный полигон, где проводятся испытания на его жителях- проверяют их жизнестойкость, терпимость, правовую грамотность и гражданскую ответственность.
Точечная застройка выгодна только строителям и чиновникам. Например, в старой застройке квартала имеются два "пятна". По отдельности на каждом из них можно построить по 5000 квадратных метров. А если снести пару сараев и объединить их в единое целое, то можно поставить уже целых 25000 "квадратов". При этом все необходимые коммуникации подходят вплотную к новостройке, налажена социальная инфраструктура. И если в этом большом доме будут еще и подземные гаражи, то тогда и стоимость квадратного метра будет намного выше и сдача в аренду нежилых помещений принесет гораздо больший доход.
Если бы не было спроса на квартиры в таком доме в районе точечной застройки, не было бы и самого строительства. Кому же хочется жить в таких стесненных условиях придомового пространства, когда в окна твоей квартиры смотрят жильцы дома напротив, когда двор смыкается с задворками ресторана, а от шумной автомагистрали пару шагов? Несмотря на огромное количество нового коммерческого жилья, возводимого в районах массовой застройки, многие богатые покупатели предпочитают приобретать квартиры в обжитых районах, даже если цена на них выше. Преимуществ у такого варианта хватает: это и близость к Центру, и развитая инфраструктура, и отсутствие сомнительной радости первые два года жить среди стройплощадок. И, пожалуй, самое главное - не поддающийся измерению, но мощнейший фактор престижности. Возможность ввернуть в разговоре, что квартиру вы купили не где-нибудь, а в одном из лакомых московских районов - это многого стоит. Как правило, такие квартиры покупают люди, постоянно живущие в загородных коттеджах, где возможности наслаждаться видами природы не ограничены . В городскую квартиру такие покупатели наведываются лишь время от времени (переночевать, если очень задержался на работе, провести переговоры). Есть еще одна категория новоселов в элитных домах - это богатые приезжие из ближнего зарубежья. Для остальных старожилов - новостройки это беда. И не временная на период строительства, когда под окном и днем и ночью шумит строительная техника, забивают сваи, возят бетон и строительные конструкции, сияют прожектора, а вокруг грязь непролазная и криминогенная обстановка. Точечная застройка разрушает привычную среду обитания: вырубаются скверы, сносятся торговые точки, закрываются службы быта и много другое. А вдобавок увеличивается количество автомобилей и ухудшается экология. Рыночная цена квартиры в таком "старом" доме падает в несколько раз в виду нарушений норм инсоляции из-за "точечного" строительства "небоскребов", которые, легко перекрывают попадание солнечных лучей в окна квартир рядом стоящих зданий. Инсоляция - это продолжительность действия именно прямых солнечных лучей, а не дневное освещение, как полагают многие. От попадания солнечного света в наши квартиры зависит не только наше настроение, но и наше здоровье. Ультрафиолетовые лучи убивают многие бактерии и вирусы, способствуют выработке в организме человека витамина D, столь необходимого для повышения иммунитета. Солнце улучшает процесс заживления ран, обмен веществ и уменьшает сроки реабилитации при сердечно-сосудистой патологии и нервных заболеваниях.
При строительстве любого объекта, если его возведение может повлиять на инсоляционный режим, в проектной документации специализированными организациями выполняются расчеты по инсоляции и освещенности. При принятии решения о возможности размещения объекта дается оценка соответствия этого показателя санитарным нормам и правилам. И если есть угроза снижения продолжительности инсоляции, то тогда в действие должен вступать механизм компенсации ущерба жителям: предоставление другого жилья, материальные выплаты. Эти обязательства берет на себя инвестор. Если такое случается в Москве, то при гарантийной поддержке Правительства Москвы в лице префектов административных округов. Тем не менее, наши "доблестные" суды нередко рассматривают иски жителей о несогласии с районом переселения, типом квартиры, результатами расчетов, новыми санитарными правилами. Но жителям не нужно, чтобы их квартира была признана не пригодной для жилья или износ их дома достиг критической отметки, после которой зданию придается статус аварийного, и начинается процесс переселения - неизвестно куда. Москвичи не хотят, чтобы на месте уютных и красивых московских кварталов вырастали огромные и безвкусные строения, своим внешним видом портящие облик нашего города.
С проблемой точечной застройки связано большое количество объектов полузаконного строительства: когда застройщик получает разрешение на проектирование, ставит забор и начинает строить. Он понимает, что могут найтись люди, которые на стадии проектирования скажут, что по закону объект здесь не умещается. Но дом уже стоит, и он правдами и неправдами получает разрешение.
И это тоже беда, поскольку администрация города считает, что большая часть незаконных построек должна быть узаконена, то есть нарушитель получит необходимый документ. А это говорит о том, что нарушитель будет снова нарушать. Картина проста: ты нарушил закон - безобразие, теперь иди и получи документ.
Все беды москвичей, проживающих вблизи точечной застройки, из-за позиции городской власти, из-за системного решения, которое проводится управлением архитектуры. За наличие у застройщика разрешения на ведение строительно-монтажных работ высокую долю ответственности несет Инспекция государственного архитектурно-строительного надзора (ИГАСН).
Стремление власти заработать денег на инвесторах приводит к тому, что в любой свободной точке, которую инвестор выберет, дается добро на застройку. Реально политику города делают те, у кого есть деньги. Они выбирают участок и продавливают разрешение на строительство. И практически вся крупная точечная застройка в СНиПы не вписывается. Согласно прежним нормам строительства жилого фонда, расстояние между разными объектами не должно быть меньше высоты близ лежащих зданий. Предположим, если возникла какая-либо чрезвычайная ситуация: скажем, землетрясение, ураган или что-нибудь в этом роде, то вероятность обрушения домов очень велика. Однако она разная у стоящих рядом зданий: одно в результате разгула стихии обрушится, а другое - нет. Достаточно большое расстояние между ними, в случае обрушения одного из домов, станет залогом того, что второе строение от этого не пострадает. Есть требования, на каком расстоянии должна находиться, например, площадка для хозяйственных целей от детской площадки, а между ними должны быть зеленые насаждения.
По СНиПам на одного жителя дома положено иметь: 6 кв. метров зеленых насаждений, 0,1 кв. метра - для отдыха взрослого населения, 0,7 кв. метра - для детских площадок, 2 кв. метра - для занятий физкультурой, 0,3 кв. метра - для хозяйственных целей, 0,8 кв. метра - для стоянки автомашин. Сложив это, можно понять, какова должна быть площадь около дома. Так, если в доме 100 человек, то предполагаемая территория вокруг дома 1000 кв. метров. Такие расчеты должны закладываться при каждом новом строительстве. Однако, типичная беда точечной застройки центра города, что строящийся дом не обеспечивается подобными нормами. Экспертизы проводятся частными компаниями, различными ООО, нанятыми застройщиками, соответственно, они на сто процентов отвечают желанию заказчика и не содержат объективную оценку ситуации. Заключения экспертизы и прочие документы, которые представляются перед подписанием постановления правительства Москвы (ППМ) о начале строительства, не соответствуют истинному положению дел, часто необходимые экспертизы проходят не в том порядке, что определено законом, но ППМ выходит и начинается точечная застройка. В итоге наносится ощутимый удар по экологии и среде обитания москвичей. А в отдельных случаях из-за неквалифицированной экспертизы их дома и вовсе начинают разрушаться.
У точечной застройки в Центральном округе, где экология и без того оставляет желать лучшего, а запечатываемость почвы и так достигла угрожающих размеров, вследствие нового строительства этого самого свободного от асфальта пространства остается все меньше и меньше. К 2020 году градостроительным планом предполагается увеличить "уровень озеленения" с нынешних 20 до 25% с учетом дворовых участков. Но дышать надо сейчас. Кроме того, не везде возможно строить парковки и гаражи. И если наличие для ЦАО только дорогих магазинов стало уже почти привычным, то остальным это еще предстоит пережить. Появление двух-трех домов повышенной комфортности в районах старой застройки тут же "заставляет" местную торговлю переориентироваться на более высокоплатежный контингент, что не может не раздражать старожилов, как, впрочем, и сам более высокий уровень жизни новых соседей. При почти гамлетовском вопросе "строить или не строить" социальный аспект строительства вряд ли когда принимается всерьез.    
Сегодня в городе острая нехватка детских садов, в очереди в дошкольные учреждения стоят 11,5 тыс детей, а при вводе объектов точечной застройки нет никакой возможности построить новый детсад из-за отсутствия свободных земельных участков. Школы также испытывают давление в связи с массовой и точечной застройкой территорий. Инвесторов заботит строительство только жилых домов, но они не выполняют своих обязательств по возведению новых школ и пристроек к школам, детских садов, поликлиник, больниц, учреждений культуры и спорта, дорог и других социальных объектов.
От точечного строительства сильно достается и так называемым районам исторической застройки в центре и на западе города. Бывает и так, что новое строительство буквально разрушает старое.
От точечного строительства страдают малые, невыделенные в самостоятельную единицу, площади, о которых подчас просто забывают, хотя для города они очень нужны. В старом центре они играют роль отдушин в глухих лабиринтах улиц и переулков.
С годами исторических площадок в Москве становится все меньше и меньше. Пространство Хитровской площади занято унылым школьным зданием, все менее уютной становится площадка возле Донского монастыря, а останется ли таковая после реконструкции перед Зачатьевским монастырем - маловероятно.
Для строительство филиала Большого театра потребовалось расчистить территорию между театром и Большой Дмитровкой. Только цена вопроса в этом точечном строительстве оказалось совершенно иной. Из-за маленьких размеров сцены филиал оказался непригодным для показа "Спартака" и "Бориса Годунова", показы которых возобновятся только после завершения реконструкции основного здания. А там все не так просто. Окончательного проекта реконструкции главного театра страны по-прежнему нет, да еще совершенно случайно выяснилось, что с начала строительства филиала основное здание просело на 3 см с одной стороны и на 7 см с другой, а серьезного укрепления фундамента не предусматривалось. Кроме того, больше половины Большого (в том числе и исторический портик Бове) планировалось снести. В недрах Министерства культуры было подготовлено постановление правительства РФ "О разрешении внесения изменений в архитектурно-планировочные и конструктивные решения памятников истории и культуры - здания Большого театра и дома 3/5 по ул.Петровка". Такой документ развяжет руки строителям и узаконит снос исторических кусков основного здания театра, относящегося к памятникам мировой архитектуры.
Кроме престижного центра столицы, точечная застройка поразила каждый более-менее привлекательный с коммерческой точки зрения инвесторов-застройщиков район. Вот только некоторые примеры незаконной точечной застройки в различных районах Москвы.
Щукино. "Уплотнительную" застройку ведёт генеральный застройщик района - компания "Дон-строй" без учёта интересов и потребностей жителей, в отсутствие государственной экологической экспертизы строящихся объектов, с самовольными отступлениями от проектной документации, с превышением этажности и конфигурации зданий, самозахватом земельных участков. Власть юридически закрепила чудовищные планы застройщика - втиснуть в каждый двор коммерческие высотки с подземными гаражами, выпустив постановление правительства. (Говоря о "Дон-строе", следует отметить, что в Москве действуют 5 разных строек с таким названием, поэтому изымание лицензии одной из них ничем не грозит для другой.) Стройка давно бы уже началась, если бы не жители микрорайона. И префектура, и управа советует жалобщикам добиваться правды в суде. Московский арбитражный суд им отказывает. Апелляционная инстанция, тоже московская, проштамповывает решение своих коллег. Но Федеральный арбитражный суд московского округа в порядке надзора отменяет решение московского городского суда и отправляет дело на новое судебное рассмотрение. При этом указывает конкретно, что следует проверить и исследовать в судебном заседании. Однако суды первой, а затем и апелляционной инстанции полностью игнорируют все указания и вновь копируют свои предыдущие решения. Видимо надеются взять Федеральный суд измором.
Практикуется изменение границ природно-ландшафтных территорий, что позволяет возводить новые сооружения прямо в парках, как это было в Чапаевском парке (застройщик "Дон-строй"). Обычно аппетиты в процессе строительства растут, и вместо двух корпусов в Чапаевском парке появляются пять. В незаконном строительстве кроется еще одна очень важная проблема - защита прав людей, которые работают на стройках, как правило, это гастарбайтеры. В Чапаевском парке при пожаре погибли несколько человек, но у них не было документов, а нет документов - нет проблем для строительной компании, и этот случай замолчали.
Бывает и так, что незаконная застройка на самом деле законна. Например, парк Покровское-Стрешнево - территория природного ландшафта, где запрещено строительство. Тем не менее, правительство нашло возможность законно вывести 4,5 га из особо охранной территории. Теперь там два застройщика: коммерческая фирма и правительство Москвы. Оно и инвестор, и застройщик, и законодатель. Масштабы застройки составляют 5 млн. кв. м жилья каждый год. Все, кто занимается незаконным строительством, фактически занимается подлогом многочисленных актов.
Создана инициативная группа жителей по спасению парка "Дубки" в связи со строительством жилого комплекса вблизи особо охраняемой природной территории этого парка. По мнению специалистов прокладка коммуникаций к новым строительным объектам с учетом наличия многочисленных подземных малых рек приведет к гибели части зеленого массива. Кроме того, в "Дубках" нарушаются и градостроительные нормы.
Ничего хорошего не ждут москвичи и от строительства многофункционального торгового комплекса на пересечении проспекта Вернадского и Ломоносовского проспекта, у станции метро "Университет". По мнению жителей , появление этого комплекса усугубит и без того острую ситуацию с транспортными потоками и автостоянками в этом районе.
Строительство в одном из дворов на Кировоградской улице не было даже согласовано с управой и ДЕЗом, а проведенная Моспроектом экспертиза предупреждала, что уже при рытье котлована соседние дома будут повреждены. Но, несмотря на это, придомовая территория четырех домов, за которую ЖСК исправно платит деньги, была отдана застройщику. В домах сразу появились трещины. Жители пытались протестовать и не пускать рабочих и технику в свой двор, но против них были вызваны бандиты. Людей избивали, и ни власти, ни милиция даже не попытались это остановить. Восемь человек жителей попали в больницу.
Точечная застройка угрожает не только жителям в отдельно взятых микрорайонах, но и жителям всего города.
    ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА В МОСКВЕ УГРОЖАЕТ РАЗРУШЕНИЕМ КУРЧАТОВСКОМУ ИНСТИТУТУ, В КОТОРОМ РАБОТАЮТ 9 ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ

Энергокризис в Московском регионе заставил по-новому расценивать предостережения специалистов о возможных глобальных катастрофах в России.
Так, группа москвичей, проживающих на ул. Максимова, за счет собственных средств провели экспертизу состояния геологической среды в собственном районе с помощью специалистов ГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт геофизических методов развития",
В центре внимания оказалось предполагаемое строительство многоэтажного здания по адресу ул. Максимова, владение 4, объявления о продаже квартир в котором публиковались в СМИ. Ссылаясь на экспертизу, жители окрестных домов утверждают, что строительство высотного здания может привести не только к разрушению их домов, но и к тому, что разрушению подвергнется Курчатовский институт - то есть к экологической катастрофе, поскольку на территории института находится 9 ядерных реакторов, в том числе и самый первый в нашей стране реактор, построенный еще в начале 50-х годов прошлого столетия. Ядерные объекты являются действующими.
В тексте экспертизы говорится: "В районах наличия геодинамически нестабильных (сейсмически опасных) зон перед проектированием и началом строительства, особенно высотных зданий (>20-40 этажей) и сооружений, необходимо проведение специальных сейсмологических, геофизических и геологических исследований всего осадочного чехла и верхней части кристаллической толщи земной коры".
С другой стороны отмечается, что "территория Курчатовского института с действующими реакторами располагается почти полностью во II-ой геодинамически нестабильной зоне, выделенной в Хорошевском районе". Опасение жителей района вызывает то, что никаких специальных исследований о влиянии высотного строительства в районе на возможные обрушения не проводилось и не проводится.
В заключении экспертизы значится, "что проектируемый район строительства расположен над зоной глубинного разлома ... Над разломами, ограничивающими геодинамически неустойчивые зоны, в рельефе поверхности Земли расположены овраги. На склонах одного из таких оврагов, по-видимому, засыпанных техногенными отходами, проектируется новое строительство. Совокупность описанных неблагоприятных факторов и не учитывавшихся ранее даже при 5 этажном строительстве приводит к быстрому разрушению домов".
Напомним, что овраги, засыпанные техногенными отходами, сами по себе являются зонами повышенной опасности. Дело в том, что в 50-е и даже 60-е годы нормы радиационной безопасности были совсем не такими жесткими, как сейчас, и отходы с первых ядерных объектов просто свозились на загородные свалки, впоследствии засыпались мусором и грунтом, и о них навсегда забывали. В результате МЧС регулярно обнаруживает на территории Москвы "сюрпризы" - объекты, обладающие серьезным радиоактивным излучением, причем неизвестно откуда взявшиеся.
Одним из самых скандальных случаев стало строительство 1-го микрорайона в Братеево в конце 90-х годов, когда, уже заложив нулевой цикл ряда домов, МЧС-овцы обнаружили, превышение допустимого радиоактивного фона в сотни раз.
Выяснилось, что строительство велось на месте огромного оврага, засыпанного техногенными отходами неизвестного происхождения в 50-60-е годы. Было вывезено более 800 тонн (!) радиоактивного грунта, однако экологическая обстановка в микрорайоне до сих пор остается под контролем соответствующих служб. Так, купание в Борисовских прудах, выходящих к микрорайону, запрещено все эти годы.
Впрочем, благодаря низким ценам, жилье в микрорайоне давно распродано. Теперь остается только надеяться на авось и ждать возможных отдаленных последствий.
Естественно, строительство вблизи такого объекта, как Курчатовский институт, является еще более рискованным делом. Но сделанного не вернешь, и остается только внимательно прислушиваться к мнению специалистов.
В разгар разборок по энергетической аварии в Москве встал вопрос о том, кто и когда спровоцировал подобные бедствия. Еще в январе 2005 года было обращено внимание на то, что Правительство Москвы снизило на 30% отчисления для строителей на социальную и инженерную инфраструктуру города с целью увеличить объемы строительства. Тогда же руководство Мосэнерго красноречиво описало будущие веерные отключения в городе, связанные с тем, что точечная застройка уже привела энергосистему Москвы к критическим перегрузкам. Был объявлен список районов, в которых проблемы энергообеспечения стали критическими. Начальник управления Мосэнерго по работе с потребителями Анатолий Либет 24 января в эфире радио "Маяк" заявлял: "Центры питания работают с перегрузкой и основные линии передач работают также с перегрузкой, доходит до того, что провода начинают светиться. Чревато это тем, что любое повышение нагрузки на действующие центры питания, на действующие линии электропередач может привести к автоматическому отключению подстанции и переводу нагрузки на соседнюю подстанцию, которая также работает без резервов. Я не люблю какие-то эмоциональные выражения, но положение, на самом деле, критическое. Из районов, которые не испытывают таких серьезных перегрузок, можно назвать только отдаленные".
Пресс-секретарь "Мосэнерго" Михаил Коротков заявил 25 мая: "Строительство в Москве ведется активно, но при этом не обеспечивается мощностями. Точечная застройка стала одной из причин кризиса. Сейчас необходимо перевести дух и провести тщательное расследование".
    Ухудшение среды обитания в городе происходит при прямом попустительстве, скрытом и открытом содействии местных чиновников, Вместо того, чтобы выступать в защиту интересов большинства граждан, помогать жителям правильно и своевременно оформлять документы на аренду и владение придомовыми территориями, чиновники скрывают до последнего момента факт принятия решения об уплотненной застройке, препятствуют получению объективной и своевременной информации, закрывают глаза на нарушения застройщиками порядка оформления разрешений, а порой и сами небескорыстно участвуют в таких нарушениях. И Куда бы потом ни обращались жители - от префекта до мэра - суть ответов одна: ничего изменено не будет - вышло постановление правительства Москвы, по документам все нормально. И любое обращение в суд будет бездоказательно.
В Москве имеется ряд законов, регулирующих строительство.Закон, регулирующий отношения между строителями и жителями, был принят еще в 1997 году: это Закон города Москвы от 25.06.1997 года "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве". Разработчиками закона были депутаты Московской городской Думы Ирина Рукина и Михаил Москвин-Тарханов. В этом документе подробно прописаны права и обязанности физических и юридических лиц, должностных лиц и органов власти, согласование интересов сторон, порядок информирования граждан о реализации градостроительных проектов, а также устанавливается процедура проведения опросов граждан по поводу проектирования и строительства объектов недвижимости. 9 июня 2003 года принят Закон города Москвы "О порядке подготовки и получении разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", ужесточающий существующие нормы. Следом за ним, 11 июня 2003 года был принят Закон "Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного ремонта градостроительных объектов в городе Москве", который защищает права жителей в процессе самого строительства объектов. А весной 2005 года вышел Закон о Генеральном плане Москвы.
Хотя действующее законодательство подразумевает согласования строительства с жителями, соблюдается оно редко, а застройщик часто не может объяснить, что строится на его территории. Есть факты, когда согласование с жителями домов вообще не проводится, а в официальные органы направляются фальшивые документы.. Жильцам близлежащих домов ни застройщики, ни местные власти не дают никакой информации о стройке. А закон это четко предписывает. Более того, чиновники префектуры накладывают запрет на получение такой информации: все запросы жильцов остаются без ответа. В результате, предусмотренный объект строительства не утвержден, как положено, ни одним градостроительным планом. При всем при этом, власть города занимает умиротворяющую население позицию, декларирует благие намерения. При "точечной" застройке учитывались и обязательно будут учитываться мнения и интересы москвичей- заявил первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин 1 февраля этого года на пресс-конференции в Информационном центре Правительства Москвы Отвечая на вопрос о проблемах "точечной" застройки в городе, В. Ресин отметил, что данные проблемы следует разделить на две категории: справедливые жалобы и меркантильные."Например, зачем ей (протестующей жительнице ), чтобы рядом с домом появился детский садик, это портит вид из окна и уменьшает простор. Поэтому те вопросы, где это носит характер меркантильный и противоречит Генплану, там принимаем сторону непротестующих. А там, где действительно нарушаются интересы жителей, принимается решение в их пользу", - разъяснил позицию властей глава столичного стройкомплекса.
Но реальная ситуация в Москве говорит о другом. Гнев вокруг точечной застройки столицы накапливается молниеносными темпами. Недовольна общественность. Эту тему многие москвичи обсуждают на своих семейных советах. Посещают разнообразные встречи разнообразных обществ и комитетов, где данный вопрос является основным. Акциями протеста и забастовками встречают подрядчиков, приехавших выполнять строительный заказ. Наш город похож на зону боевых действий. В нем "действует" порядка 50 инициативных групп жителей. Зарегистрированных. А сколько еще неофициальных
Митинги протеста против точечной застройки становятся оружием политических сил. Один из "кураторов" точечной застройки, руководитель столичного стройкомплекса. В. Ресин выразил свою позицию по этому поводу в одном из интервью: "А некоторые политики на этом играют. Особенно перед всякими предвыборными кампаниями. В зависимости от того, какое направление представляет этот политик. Каждый в свою сторону."На самом деле ничего порочного в выступлениях тех или иных политических партий в защиту населения от незаконных точечных застроек нет, а даже напротив- вызывает уважение, т.к. это не пустые декларации обещаний, а реальная возможность еще раз обратить внимание общественности и властей на конкретную проблему жителей. Митинги политических партий неслучайно проходят именно в том месте, где производится точечная застройка, возмущающая москвичей, жителей микрорайона. Но изменить сложившуюся в столице порочную практику незаконного точечного строительства не могут даже законные избранники народа- депутаты всех уровней от Государственной, Московской Думы и до местного самоуправления. Исполнительная власть не считает нужным не только отчитываться перед городскими депутатами о своей градостроительной деятельности, но даже предоставлять им запрашиваемую информацию о строительстве. На общественных слушаниях по вопросам градостроительства еще в прежнем созыве МГД депутаты все как один заявляли о своем бессилии повлиять на московскую власть с позиции закона. По словам депутата Евгения Бунимовича, стойким нежеланием давать ответы на его официальные запросы отличается ГУП "НииПИ Генплана Москвы", а также первый заместитель мэра Владимир Ресин. Впрочем, даже в случае, если чиновники отвечают на запросы, легче от этого никому не становится. В качестве примера депутат Дмитрий Катаев продемонстрировал ответ и. о. префекта Юго-Западного округа Алексея Челышева на запрос о строительстве на улице Косыгина. Говорится в нем, в частности, следующее: "Из запроса не усматривается, что послужило основанием для данного обращения, а также не содержится информация о том, что вопрос указанного строительства относится к компетенции депутата".
Примечательно, что все это происходит на фоне громких заявлений мэра об "особом внимании к вопросам точечной застройки" и необходимости депутатского надзора за строительством и его согласования с общественностью. По мнению же депутатов, масштабы проблемы огромны. Как говорила депутат прошлого созыва Ирина Рукина, " все наши запросы абсолютно бессмысленны, куда бы мы ни обращались - от префекта до мэра - суть ответов одна: ничего изменено не будет - вышло постановление правительства Москвы, по документам все нормально. И любое наше обращение в суд будет бездоказательно".
Депутаты признают, что в обществе зреет серьезный массовый протест. Он принимает организованные формы: создаются координационные советы, планируются совместные массовые акции.
Вопрос о внесении в городское законодательство нормативов, регулирующих т.н. точечную застройку ставится достаточно давно и пока безрезультатно. Итогом прошлогодних слушаний в Мосгордуме стало решение депутатов составить список всех проблемных адресов и подготовить по нему общий запрос к первым лицам города с требованием взять эту проблему под свой личный контроль.
Депутаты намерены обобщить все предложения инициативных групп о мерах защиты прав москвичей в связи с массовой застройкой, разработать и внести в Госдуму необходимые изменения в законодательство - Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, Уголовный кодекс, внести предложения в Мосгордуму о повышении статуса органов муниципальных образований по вопросам строительства. Кроме того, запланировано создать группу консультантов по вопросам массовой застройки, "справочное бюро", которое в режиме реального времени будет давать ответы на вопросы москвичей.
Депутаты собирались предложить руководству фракции "Единая Россия" обсудить данную проблему на президиуме и направят аналогичное обращения во все политические партии, активно работающие в Москве. Организаторы пообещали, что на сайте будет вывешена вся информация с прошедшего совещания, а также поступившая от инициативных групп.
Если в Московской Думе не будет принят закон о точечном строительстве в Москве, группа межфракционного объединения депутатов Госдумы "Наша столица" заявила о намерении выступить с законодательной инициативой запретить точечную застройку в Москве.
Но пока(22 марта) стало известно, что в новом составе МГД Фракция "Яблоко - объединенные демократы" выступила с заявлением о необходимосити в ближайшее время внести на рассмотрение Московской городской Думы закон "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве". В завлении говориться: "В Москве начало строительных работ без разрешения - обычная практика, и не только мелких фирм, но и гигантов. Отсутствие разрешений выявляется в основном в тех случаях, когда строительство вызывает возмущение жителей, и возникают инициативные группы. Зачастую при этом пойманная за руку фирма ставит чиновников перед свершившимся фактом и задним числом оформляет разрешение, каким бы ущербом ни сопровождалась эта стройка для людей и города.Мы предлагаем в обязательном порядке лишать лицензии организацию, начавшую строительные работы без разрешения, а также освобождать от занимаемой должности лиц, выдавших разрешение на строительство при отсутствии всех предусмотренных Законом документов и согласований, либо допустивших в этих документах заведомо ложные сведения, либо не выполнивших свою обязанность приостановить строительство при отклонении объекта от утвержденного проекта".
Важную роль в защите прав москвичей от точечной застройки могли бы играть муниципальные собрания, так как они избираются населением непосредственно для решения своих местных проблем. Но муниципальные депутаты чаще всего ангажированы исполнительной властью, которая держит под контролем местные выборы. Депутатами муниципальных собраний становятся директора школ и главврачи поликлиник, которые напрямую зависят от органов государственной власти. А еще в настоящее время готовится поправка в закон Москвы о местном самоуправлении, которая исключит пункт об обязательном согласовании строительства с жителями. Возможно, что помимо данной поправки, будут ликвидированы и территориальные органы самоуправления.
Очевидно, что только широкая общественность может повлиять на сложившуюся порочную практику со строительством в столице.


Началом выхода из градостроительного тупика должны быть публичные слушания по вопросу градостроительного регулирования, которые необходимо проводить в соответствии с правилами землепользования и застройки. Это позволит найти компромисс по занятым, например, исторической застройкой земельным участкам, которые юридически не могут находиться на землях общего пользования. Это досудебная процедура.
Органы прокуратуры редко пресекают выявленные нарушения градостроительного законодательства, и чаще покрывают нарушителей. Судебные органы также не занимают активной позиции в защите интересов и прав граждан, нарушаемых уплотненной застройкой.
Государственные экологические и санитарно-эпидемиологические службы, призванные стоять на страже интересов граждан, зачастую не проявляют принципиальности при проведении соответствующих экологических и других экспертиз, закрывают глаза на нарушения уплотненным строительством норм и правил (в том числе по инсоляции, по расположению внутриквартальных проездов, по размещению автостоянок, по компенсационному озеленению и многих других).
А ведь на стадии проекта изменения внести легко: и не придется ложиться под экскаватор, чтобы остановить стройку. Опыт, например, ЦАО, в котором самый большой процент спорной точечной застройки, показывает: когда жители начинают заблаговременно беспокоиться о стройке по соседству, в 90% случаев удается изменить проекты.
В этой ситуации может быть использован и опыт социологов, работа которых заключается, во-первых, в социальной диагностике, когда путем опроса выявляются "соотношение сил" в том или ином конфликте и главные причины протеста или недоверия горожан. Большую роль играет информирование граждан о проектах точечной застройки и о законодательно закрепленных правах и обязанностях сторон - это снимает подозрения жителей в нарушении законов организаторами строительства. Процесс согласования не сводится к правовому просвещению - за ним следуют конкретные шаги по устранению конфликта. Так, благодаря грамотному участию социологов в разрешении конфликтной ситуации вокруг строительства на улице Крупской (по первоначальному плану там должен был быть возведен 22-этажный дом, в котором в качестве компенсационных мер предусматривалось помещение для кружковой работы), был построен дом в 8 этажей (как и все вокруг) и муниципальный бассейн-"лягушатник".
И конечно, базовым фактором в защите своих прав, в противодействии незаконному строительству является активная гражданская позиция самих жителей, составляющих костяк инициативных групп.
Например, в экологический центр "Дронт" постоянно обращаются люди за помощью в защите своих интересов. В разной стадии разбирательства у них на контроле находится не менее трех десятков объектов. Причем помогают они только тем, кто сам готов возникшую проблему решать. Результаты появляются чаще всего тогда, когда жители выступают в защиту своих интересов еще на стадии выделения участка застройщику. Тогда проблему решить проще.
Но, чтобы окончательно избавиться от конфликтов жителей с застройщиками по вопросам точечной застройки надо просто ее запретить.
Во многих зарубежных странах действует закон, ограничивающий точечную застройку и обязывающий инвесторов и строителей заниматься только комплексной застройкой и реконструкцией целых кварталов. Разумеется, при сохранении архитектурного облика территории. Согласование проектов длится годами, специально для того, чтобы жители успели привыкнуть к идее строительства, высказать свои пожелания и, если что не так, подать в суд. На каждый проект в среднем требуется 5-6 лет: 80% времени занимает проектно-сметная документация и 20% - собственно строительство
Наконец, частично, к подобному цивилизованному опыту кажется прислушались и власти Москвы. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин недавно признал,что "конфликты москвичей и строителей сойдут на нет, когда столичные власти откажутся от точечной застройки. Жители, как правило, не протестуют, когда территория их района застраивается комплексно". Кажется ждать осталось недолго. Комплексная застройка почти вытеснила точечную из Генплана. И если раньше комплексно возводили только новые микрорайоны, теперь такой подход применяется и в реализации "пятиэтажной" программы, и в реформировании территорий предприятий.
СТОЛИЧНЫЕ власти любят повторять, что город развивается по Генплану. Но этот документ определяет лишь стратегию, в рамках которой принимаются градостроительные программы и выделяются площадки. По мере необходимости в Генплан вносятся изменения: серьезные - раз в 4 года, ситуационные - ежегодно. И это означает, что за процессом надо следить, чтобы не пропустить что-то важное, касающееся архитектурного облика, благоустройства территорий, пересмотра планов реконструкции кварталов.
Кстати, последние изменения в Генплан были внесены совсем недавно. В обновленном варианте упор сделан на децентрализацию. Известно, что исторический центр перегружен учреждениями и предприятиями. Поэтому необходимо создать субцентры, которые возьмут на себя часть нагрузки. Один из способов реализации этой идеи - высотное строительство (программа "Новое кольцо Москвы"), но не в обособленном месте, а в рамках сложившейся застройки. Высотки станут центрами притяжения обширных, но однообразных районов. Выставка "Реализация Генплана Москвы" (2-я Брестская, д. 6) предлагает заранее познакомиться с перспективами застройки города буквально по районам. Такие планы разработаны и доступны не только чиновникам, но и всем москвичам. Зачем их нужно знать? Чтобы потом воспользоваться информацией и, объединившись одним или несколькими домами, предотвратить какое-либо "неправильное" строительство
Главный Архитектор Москвы А. Кузьмин в конце прошлого года подтвердил, что Москва отказалась от точечной застройки, теперь город предъявляет к застройщикам гораздо более жесткие требования. Кроме квадратных метров он должен обеспечить покупателей объектами инфраструктуры - магазинами, школами, детскими садами и гаражами. А это проблематично при точечной застройке. По словам Кузьмина , в городе уже не осталось свободных мест, куда бы можно было втиснуть новостройки без ущерба для жителей соседних домов. 2006 год объявлен годом развития городских программ, и в первую очередь, программ жилищного строительства в условиях нового жилищного и градостроительного кодексов.
"Существуют проекты планировок жилых районов. В них отражено, какие дома будут снесены, какие пройдут капитальный ремонт или будут надстроены. Здесь необходимо по максимуму снять возможные конфликты с москвичами", - сказал А. Кузьмин на одной из прессконференций
Хотелось бы верить! А пока москвичам не следует терять бдительность.

Подготовила сопредседатель МРО ПСС Т.А.Латышева

Док. 253535
Перв. публик.: 28.03.06
Последн. ред.: 14.01.11
Число обращений: 346

  • Месяцева Наталия Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``