В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Васильев: Пар не должен уйти в свисток Назад
Валерий Васильев: Пар не должен уйти в свисток
Инициатива Президента РФ по созданию Общественной палаты в прошлом году вызвала большой резонанс в обществе. Более того, многие считали, что до реального воплощения этой идеи дело так и не дойдет. Но в январе этого года, спустя месяц после того, как был окончательно сформирован состав палаты из 126 человек, состоялось первое пленарное заседание, получившее также неоднозначную оценку. Своими впечатлениями мы попросили поделиться непосредственного участника заседания, члена Общественной палаты от Сибирского Федерального округа Валерия Ивановича Васильева, избранного от Ассоциации ветеранов боевых действий.

- С инициативой о создании Общественной палаты выступил в прошлом году президент. С чем, на Ваш взгляд, связан этот шаг? Почему главе государства, имеющему такие каналы взаимодействия с обществом как Государственная дума, политические партии, в том числе и президентская "Единая Россия", потребовался еще один инструмент? Что за этим стоит - дань моде? Потребность в еще одном уровне поддержки? Желание поставить под контроль тех, кто может составить конкуренцию?

- Полагаю, все гораздо проще и в то же время глубже. Помнится, когда-то давно Жванецкий очень иронично и точно охарактеризовал взаимоотношения государства (имея в виду под государством органы власти) и общества: они живут в параллельных реальностях, отдельно друг от друга. Для динамичного развития страны, если мы хотим стать цивилизованным, современным эффективным гражданским обществом, такие взаимоотношения непродуктивны. И, к сожалению, даже такие выборные органы власти, как Государственная дума, не решают в полном объеме задачи формирования гражданского общества. У Государственной думы властные полномочия и она -элемент государственного управления. Именно так ее и надо оценивать. И значительный срез населения не считает этот выборный орган представителем именно своих интересов. Это объективная реальность. Как глава государства может услышать общество, как он может оценить реальное состояние общественного здоровья? Люди не во всем доверяют власти, но сказать это напрямую самой власти они не могли - не было такого канала связи. На мой взгляд, именно потребностью в таком канале связи и обусловлена инициатива президента по созданию Общественной палаты. Палате предстоит проводить экспертизу законопроектов, осуществлять общественный контроль за деятельностью исполнительной власти всех уровней и соблюдением свободы слова в СМИ.

- Многие скептики утверждают, что это мертворожденный орган, который не так, как надо сформирован, не там, где надо размещен, не туда, куда надо смотрит... Правда, никто не говорит как, где, куда, но, в целом, иронизируют. Дают ли основания первое пленарное заседание и начало практической работы палаты справиться с этим скепсисом?

- Да пусть иронизируют, это ведь еще из тех времен, когда про Пастернака кое-кто говорил: "Книгу не читал, но она мне не нравится". Так что те, кто сегодня "смело" критикует каждый шаг государственной власти и видит в этом свою гражданскую позицию, не далеко ушли от тех времен. Эйфории от создания Общественной палаты, конечно, тоже не должно быть, но трезвой, прагматичной оценки этот шаг президента заслуживает. Нужно понимать, что. с одной стороны, у общества есть большие ожидания, которые оно не может реализовать существовавшими до сих пор институтами. С другой стороны, общественную активность наших граждан определенно надо повышать. Этого невозможно сделать, если эффективность деятельности общественных организаций будет малоэффективной. Вот такая взаимозависимость.

- Первое пленарное заседание, в котором Вы принимали участие, какие оставило ощущения? Это не спектакль?

-Для меня было очень важно, что первое заседание имело не помпезный, но деловой характер: проходило в центре Кремля, где проходят наиболее важные в жизни государства официальные события. - в Георгиевском зале. Это тоже подчеркнуло то положение Общественной палаты, которое хотелось бы видеть и обществу, и президенту. Участие в работе пленарного заседания президента также подчеркивало и важность этого органа, и большие надежды, которые на него возлагаются, в том числе и самим президентом. Поэтому впечатления, конечно, очень глубокие. Если в дальнейшем работа палаты будет на таком же высоком уровне, то ей удастся стать эффективным элементом жизни государства. При этом я под государством подразумеваю не только органы власти, но и общество, людей, его населяющих, поскольку меня всегда настораживает установившийся штамп "государство и общество". Эти понятия как будто постоянно противопоставляются друг другу. На мой взгляд, корректнее развести понятия "власть" и "общество", опять же не вкладывая в это противопоставление антагонистического смысла.

О способности Общественной палаты работать можно судить хотя бы по оперативности, с которой ее органы реагируют на обстановку. Сергей Брилев, "лицо" телеканала РТР, считающегося наравне с ОРТ, проводником государственной точки зрения, в итоговой информационной программе в минувшее воскресенье заметил, что даже его скептицизм относительно этого нового института заметно убавился за последнюю неделю. Причиной стала активность членов Общественной палаты по расследованию ЧП, происшедшего в Челябинском училище бронетанковых войск. Именно члены Общественной палаты оперативно создали комиссию во главе с адвокатом Кучереной, председателем одной из комиссий, привлекли к расследованию происшествия и депутатов Госдумы, четко ограничили двумя неделями временные рамки для работы. Это классический пример контроля общества над деятельностью государственных институтов. Важно, что для членов Общественной палаты нет "закрытых" тем, мы можем и обязаны называть вещи своими именами, без экивоков и завуалированных оценок происходящего. Наверное, поэтому на первой же пресс-конференции Кучерена назвал случившееся в Челябинском училище не "неуставными отношениями", что было бы безопаснее и привычнее для армейских чиновников, а жестким словом "дедовщина". Первый результат уже есть: в Минобороны готовятся документы, усиливающие ответственность командиров всех звеньев не только за состояние дел во вверенных им подразделениях, но и за сокрытие криминальных ситуаций. Не думаю, что до этого случая в министерстве не знали о том, что такое случается не так уж и редко, что командиры всеми силами стараются не выносить сор из избы. Почему тогда до Челябинского ЧП старались этого не замечать, что сейчас изменилось? А то, что сегодня появился орган с высоким статусом, который не только имеет право вмешиваться, но и готов это делать на любом уровне, орган, который от имени всего российского общества не позволит замолчать или, наоборот, заболтать проблему. Думаю, что комиссия Кучерены, в которой собраны очень авторитетные российские адвокаты, после проведенной в Челябинске проверки, выступите серьезными предложениями, которые не просто позволят купировать ситуацию, но и в целом повлияют на обстановку в нашей армии.

Другим ярким примером проявления общественной позиции можно назвать поездку членов Общественной палаты на Украину, где усиливаются, с одной стороны, русофобские настроения, с другой - сопротивление им значительной части общества. Официальные государственные органы власти России не могут вмешиваться в эти процессы, но представители общественных организаций нашей страны имеют право публично поддержать ту часть украинского общества, которая сопротивляется разжиганию межнациональной розни. Ведь члены Общественной палаты представляют в первую очередь интересы нашего общества, населения, а не государственных институтов, это мы - граждане России - не хотим, чтобы унижали честь и достоинство нашей страны где бы то ни было, и тем более в государстве, с которым мы связаны кровными узами.

Но не только на публичной сцене Общественная палата уже работает интенсивно, хотя с момента ее окончательного "оформления", т.е. с первого пленарного заседания, прошло всего две недели. И внутри палаты идет серьезная работа. В первую очередь - с документами, определяющими порядок функционирования. Как вы понимаете, общественная инициатива, активность останутся пустым звуком, если не будут подкреплены документами, обеспечивающими их практическую реализацию. Документальное обеспечение необходимо, чтобы пар не ушел в свисток. Опасения, что такое возможно, были и у меня, когда после утверждения полного списка членов палаты мы получили регламент работы. Замечаний сразу возникла масса. Первоначальный вариант этого документа, не предусматривал ответов на целый ряд вопросов организационного и содержательного характера. Отдельные положения шли в разрез с демократическим духом построения и работы Общественной палаты.

Например, наряду с секретарем совета, предусматривалось введение не совсем легитимной должности председателя совета. Свои замечания и предложения по содержанию регламента я, как и многие другие члены палаты, направил в аппарат. Должен признать, что всего за месяц этот документ претерпел радикальные изменения, и на пленарном заседании мы получили регламент, который уже вполне можно воспринимать как рабочий документ. Конечно, он требует и дальнейшей доработки - этот процесс может быть бесконечным, особенно, если к такого рода документам относиться не как к догме, а как к руководству к действию, но у меня сейчас замечаний к нему на порядок меньше. Это говорит о том, что, во-первых, мнение рядовых членов общественной палаты не остается без внимания. Значит, у нас, представителей регионов, есть реальный шанс донести проблемы, с которыми сталкиваются жители российской глубинки до самых верхних уровней власти.

И, во-вторых, работа с регламентом показала, что с организационной точки зрения аппарат палаты состоит из высококвалифицированных специалистов, значит, работать будет легче, продуктивнее.

Психологически важным следует считать, наверное, и еще один момент. У палаты нет председателя: академик Велихов - секретарь. На это как-то мало обращают внимания, но этим якобы формальным элементом подчеркивается, что все члены палаты равны, они представляют общество, и никакой из групп этого общества не отдается предпочтения. А председатели комиссий избираются исключительно на основе их личного авторитета, их личной общественной активности и позиции, их личного профессионализма. Кто сегодня не знает такую величину как доктор Рошаль, возглавивший комиссию по вопросам здравоохранения?! И знают его в стране и за рубежом не как представителя врачебного сообщества, а как Гражданина (именно так - с большой буквы), который ради спасения детских жизней готов идти под пули. Хотя, и доктор он, что называется, от Бога. Или адвокат Кучерена. Человек с ярко выраженной гражданской позицией, которая далеко не всегда совпадает с точкой зрения официальной власти, но зато всегда точно соответствует закону. Или секретарь палаты академик Велихов: ученый с мировым именем, к которому прислушиваются не только в нашей стране, но и во всем мире.

Вряд ли можно рассчитывать, что, прикрываясь их именами, можно будет за счет палаты только выпускать пар социального напряжения, имеющегося в обществе. Кстати, как раз доктор Рошаль публично и недвусмысленно предупредил и власть и население, что такого не будет. Цитата из его выступления по главному государственному телеканалу: "Результаты работы общественной палаты мы посмотрим через год, и посмотрим, что это - утопия, или реальная польза для общества. Если это будет утопия, если на нас не будут обращать внимания, и мы будем прикрытием каких-то антинародных решений - такая палата существовать не будет". Он и на пленарном заседании в присутствии президента очень жестко поставил ряд вопросов о результативности работы правительства, о деятельности некоторых ключевых министров. Не думаю, что озвученную им точку зрения, которая отражает мнение многих граждан, президент и другие представители власти смогут проигнорировать.

- Какие основные задачи были поставлены перед членами палаты на первом пленарном заседании?

- Определен круг вопросов для ближайшего обсуждения. Это, в первую очередь, президентские приоритетные проекты, их воплощение в жизнь, контроль за тем, как чиновники на местах реализуют проекты, связанные с развитием человеческого капитала, - положение учителей, медицины и т.д. Второй круг вопросов - те, что представляют наибольший интерес для гражданского общества в каждый конкретный момент, резонансные вопросы. Например, сейчас - это положение обманутых застройщиков, которые во многих городах протестуют против того, что не получили жилье, за которое платили деньги. Будет и пожарная работа: непредвиденные ситуации часто возникают, в том числе, и в законодательной сфере - всякие законопроекты пытаются протолкнуть через Государственную думу. Не допустить их принятия с одной стороны, и предложить Государственной думе какие-то свои законодательные инициативы, с другой, - это еще одна из задач палаты.

Первую ее часть палата уже выполняет. Пример - закон о негосударственных общественных организациях, который палата не позволила принять в том виде, как это предполагала сделать Государственная дума. Крайне важно, что членов Общественной палаты поддержал в этом отношении президент. А сейчас в палате интенсивно обсуждается необходимость изменения законодательства в части противодействия экстремизму и ксенофобским настроениям. Возможно, результатом станет законодательная инициатива палаты. Но очевидно также, что будет происходить обсуждение и сущностных вещей, включая и такие, как стратегия развития России, гражданская оценка государственного бюджета - это очень серьезный, политический, стратегический документ, который касается непосредственно граждан, общества.

- От чего Вы предостерегли бы себя и своих коллег как членов Общественной палаты?

- Общественная палата - это нейтральная переговорная площадка, где могли бы встретиться люди разных убеждений, разных направлений, но болеющие душой за Отечество. Люди с именем, которых должны бы послушать. Самое главное - не скатиться опять, не попасть под влияние тех или иных сил: выбрали мы тебя, вот и отстаивай только наши интересы - или местечковые, или корпоративные, или одной общественной организации. И еще: Общественная палата не имеет права стать зависимой ни от одной из ветвей власти, она может зависеть только от общества, от граждан.

Сейчас член Общественной палаты Валерий Васильев активно встречается с представителями органов краевой исполнительной и законодательной властей, общественных организаций, действующих на территории края. Идут консультации с представителями различных слоев населения. О результатах этой работы, о том, какими проблемами будет "представлен" наш край в Общественной палате, как они соотносятся с общероссийскими, Валерий Иванович расскажет нашим читателям в одном из следующих номеров "Красноярских новостей".

"Красноярские новости", 22/02/2006
Источник: "Красноярские новости"



Док. 253491
Опублик.: 28.03.06
Число обращений: 464

  • Васильев Валерий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``