В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аюшеев Дамба Бадмаевич: Свобода совести в России осуществляется в полной мере Назад
Аюшеев Дамба Бадмаевич: Свобода совести в России осуществляется в полной мере
Буддийская традиционная Сангха РФ отметила 10-летие интронизации главы буддистов России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Торжества прошли 19 июня в Иволгинском дацане. 43-летний священник был избран Хамбо-ламой в 1995 году. Дамба Аюшеев является членом совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и вице-президентом международной миротворческой организации "Азиатская буддийская конференция за мир".

Дамба Аюшев является 24-м Хамбо-ламой. Буддийская традиционная церковь РФ объединяет свыше 40 буддийских монастырей России. Буддизм в России исповедуют, по разным оценкам, до 2 млн. человек. Накануне юбилея интронизации Пандито Хамбо-лама дал интервью нашему корреспонденту.

- Вы возглавили буддийскую конфессию РФ 10 лет назад. Какие наиболее важные перемены произошли в ней за это время? Как можно оценивать современное состояние буддизма в России?

- Главное, что произошло за эти 10 лет - это объединение дацанов этнической Бурятии в единую организацию - Буддийскую традиционную Сангху РФ, которая стала правопреемницей ЦДУБ России, получила регистрацию в Минюсте РФ, признана наиболее крупной и авторитетной централизованной буддийской общиной в стране. Современное состояние буддизма в России можно оценивать, как развитие.
Мы вновь отстроили большинство наших храмов, отреставрировали сохранившиеся. Восстановлено большинство систем изучения всех аспектов буддизма - философии, медицины, тантрических систем, астрологии, живописи. Издаются переводы буддийских трактатов на русский и бурятский языки. Тем не менее, мы понимаем - конфессии предстоит еще много сделать для того, чтобы внести достойный вклад в развитие духовной жизни России.

- Какое место занимает буддизм в религиозной жизни страны? Как строятся отношения с другими конфессиями РФ?

- Буддизм был официально признан автокефальной церковью в России в 1741 году указом Императрицы Екатерины II и в настоящее время является одной из четырех традиционных религий нашей страны. Буддийская традиционная Сангха РФ является членом Межрелигиозного Совета России. Мы регулярно встречаемся с представителями православия, ислама, иудаизма. По всем животрепещущим вопросам современной жизни мира и России мы вырабатываем общую позицию, у нас есть по ним согласие. На мой взгляд, Россия является примером для мирового сообщества в вопросах межрелигиозного диалога и согласия.

- Вы являетесь членом Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ. Какие наиболее важные проблемы духовной жизни россиян на нем приходится решать? Какова эффективность работы совета?

- Именно этот Совет является наиболее важным органом строительства отношений между государством и церквами в нашей светской стране. На нем представители религиозных организаций и органов власти обсуждают и принимают решения по многим проблемам духовной жизни России. Это касается выработки и обсуждения законопроектов по урегулированию отношений государства и церквей, по передаче конфессиям религиозных святынь. Среди обсуждаемых вопросов - сотрудничество государства и церквей по решению социальных проблем, межнациональных отношений, воспитанию молодежи и многие другие темы.

- Как бы Вы оценили уровень свободы совести в современной России? Какова помощь светских властей в развитии буддийской конфессии, сильно пострадавшей в годы воинствующего атеизма?

- Свобода совести в нашей стране осуществляется в полной мере. Но мы считаем, что свобода не означает вседозволенности. Должны быть рамки, ограничивающие деятельность тоталитарных сект и деструктивных так называемых "новых" культов.
В противном случае может возникнуть угроза утраты традиционной духовности народов России. Поэтому помощь светских властей в развитии традиционных конфессий очень важна. В отношении традиционного буддизма она, может быть, даже и недостаточна. Буддийские регионы России являются депрессивными районами в экономическом плане. Мы бы хотели видеть большее внимание федеральных и местных властей к социально-экономическим проблемам этих регионов.

- Насколько прочны связи Буддийской традиционной Сангхи РФ с духовным лидером буддистов мира Далай-ламой? Можно ли ожидать его приезда в Россию в ближайшее время?

- Мы постоянно поддерживаем связи с Его святейшеством Далай-ламой. В силу многих причин Его святейшество не смог откликнуться на неоднократные приглашения посетить наши регионы. Мы надеемся, что совместные усилия администрации Далай-ламы и наших представителей смогут способствовать его будущим визитам.

- Вы являетесь вице-президентом АБКМ. Какие инициативы этой известной организации стали наиболее заметными за последние годы? Какую роль играют сейчас буддисты России в духовном развитии буддизма в мире?

- Самый главный итог нашей работы в "Азиатской буддийской конференции за мир" - это активизация ее деятельности после периода застоя в 90-х годах. Ныне регулярно - один раз в четыре года - проводятся Генеральные конференции, а раз в два года - заседания исполнительного Совета АБКМ.
Последнее заседание исполкома прошло в прошлом году в Агинском Бурятском автономном округе, где находится второй Национальный центр АБКМ в РФ - Агинский дацан. АБКМ активно обсуждает все мировые проблемы. Особо отмечу, что в последние годы были приняты решения, призывающие добиваться сохранения экологии Байкала. АБКМ выносила резолюции с осуждением мирового терроризма, призывала прекратить локальные военные конфликты, которые способны перерасти в мировую катастрофу. Буддисты России занимают достойное место в ряду буддийских организаций мира, нас обязывает к этому величие нашей страны.

Алексей Субботин

"Центральная газета", 22/06/2005
http://baikal-media.ru/



Док. 253376
Перв. публик.: 22.06.05
Последн. ред.: 02.10.07
Число обращений: 451

  • Аюшеев Дамба Бадмаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``