В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Вахруков: `Проблемы аборигенов должны решать правительственные органы и сами субъекты Федерации` Назад
Сергей Вахруков: `Проблемы аборигенов должны решать правительственные органы и сами субъекты Федерации`
Накануне в Салехарде (Ямал) прошло большое совещание, посвященное проблемам коренных и малочисленных народов, проживающих на территории Уральского федерального округа. Его итоги в эксклюзивном интервью Стране.Ru подвел первый заместитель полпреда президента в УрФО Сергей Вахруков.

- Сергей Алексеевич, о чем шла речь на совещании, какие пути решения проблем коренных и малочисленных народов, были обозначены?

- Перед совещанием мы проанализировали ситуацию, провели проверки во всех субъектах Федерации округа, на территории которых реализуется программа, касающаяся коренных и малочисленных народов. Она существовала с 1996 по 2000 годы, а в 2001 году была принята новая программа социально-экономического развития коренных и малочисленных народов. Могу констатировать, что федеральная программа основной своей цели не достигла. Тому было несколько причин. В первую очередь, объем финансирования реально был в пять раз меньше. Вторая причина: в ходе реализации программы было очень много реорганизаций федерального правительства. Сначала был Госкомитет по делам Севера, потом эти вопросы передали Министерству по делам Федерации и миграционной политики. Сегодня этими вопросами поручено заниматься Минэкономразвития. Там есть целый департамент, но он не представляет, что надо делать. Третья причина - несогласованность в работе федеральных органов власти и отсутствие должного контроля за реализацией этих программ. Мы взяли это на себя и в дальнейшем будем осуществлять эту функцию постоянно. Еще одна причина, и она касается большинства федеральных целевых программ, заключается в том, что эти программы не согласованы с субъектами Федерации.

- Как вы оцениваете нынешнюю программу поддержки коренных малочисленных народов Севера?

- В ней много правильных лозунгов, но то финансирование, которое предполагается выделить на 11 лет на уровне Российской Федерации (меньше 1 млрд рублей), недостаточно. Этот примерно 500 рублей на одного коренного жителя в течение года.

- Какой, по-вашему, должна быть доля субъектов в решении этой проблемы?

- Около 80% средств. Это вполне разумно, если часть рентных платежей будет передаваться под реализацию этих программ. Это и должно стать основным источником финансирования программы для субъектов Федерации. К этому должны подключаться и внебюджетные источники, в частности финансовые ресурсы компаний, которые работают в ЯНАО, ХМАО, Тюменской области. Они самоустранились от решения этих проблем. А 5 лет назад в их инвестиционные программы закладывались компенсационные платежи по строительству жилья для аборигенов, по решению социальных вопросов.

- Из какого источника должны финансировать "свою" часть программы нефтегазовые компании?

- Я думаю, что можно было бы часть вопросов, которые они решают по коренному малочисленному населению, включать непосредственно в программы, в себестоимость их продукции. Потому что это все равно те же налоги, которые опосредованно уходят на цели, обозначенные в программе. Компании иногда оказывают целевую помощь, занимаются благотворительностью. Но она порой не доходит до тех, кто в ней на самом деле нуждается.

- Как будут реализовываться предложения, разработанные на совещании?

- Мы договорились, что в течение ближайших трех месяцев субъекты Федерации подготовят свои предложения по 2003 году. Кстати, не только органы власти, но и общественные организации. Мы в полпредстве все это анализируем, собираем и выносим в качестве предложений при формировании бюджета 2003 года в части федеральных целевых программ. Мы будем ставить вопрос о жесткой координации со стороны министерств и ведомств. Если, положим, закрепили программу за Минэкономразвития, то там должны быть люди, которые не просто из Москвы понаслышке знают, что такое жизнь в чумах и что такое кочевое население, но чтоб они хоть разок приехали и посмотрели. Мы выяснили, что за последние 7 лет никто из Москвы на Тюменский Север по этим вопросам ни разу не приехал. Полпредство уже год по этой проблеме работает. Мы и у кочевников бывали, и в тундру выезжали...

- Впечатления тяжелые?

- Впечатления разные. Там, где этим занимаются предметно и организаторы факторий не воры, там все нормально. Не обирают население, и, если природные условия благоприятны (было несколько сезонов, когда тундра горела, и проблемы возникли по объективным причинам: пастбища просто выгорели), аборигены живут относительно хорошо. Есть субъективные причины, когда, пользуясь возможностью, аборигенам доставляют втридорога снегоходы, сапоги, пищу. Не могут вывезти мясо, оно протухает. Это проблемы организации.

- То есть все-таки решение этого вопроса зависит от местной власти...

- На Ямале этот подход довольно взвешенный. В Ханты-Мансийском автономном округе тоже все нормально. Но вот парадокс: на Тюменском Севере аборигенов много, а в Свердловской области их всего 152. Свердловская область по федеральной целевой программе тоже имела свою часть - от 400 до 600 тысяч рублей в год. Но деньги, которые Федерация давала, никто не реализовывал, они просто назад уходили. Никто об этом даже думать не хотел. Потом правительство области выделило 200 тысяч рублей, попыталось что-то сделать, да и то обманули людей: втридорога привезли продукты питания. Такое впечатление, что вроде бы это не наши люди. Никто не говорит, что надо для них райские условия сделать. Нет. Просто привезти вовремя продукты, дать возможность работать. А они хотят работать. И мы, кстати, на совещании решали, как, помогая коренным жителям, не превратить их в иждивенцев.

- И как это сделать?

- Через создание факторий. Между прочим, Свердловской области и выделяли деньги на организацию фактории, которая бы могла, с одной стороны, забрать продукты труда коренных жителей, а с другой - за этот труд обеспечить продуктами питания. Но не было желания у местной власти, не настояла Федерация. И аборигены в Свердловской области живут в условиях очень сложных.

- А не получается, что в этом вопросе полпредство подменяет правительство?

- Нет. За нами записан контроль. Мы проконтролировали и будем заставлять органы правительства заниматься своим делом. Через руководителей министерств; не получится - через заместителя председателя правительства, курирующего эти вопросы; не получится, значит, через председателя правительства, президента. Каждый должен заниматься своим делом. За Минэкономразвития мы это делать не будем, и за субъект Федерации тоже. Мы настроены на то, чтобы эти органы работали. У каждого должен быть свой уровень полномочий, ответственности и объем финансирования. А мы периодически будем возвращаться к этому вопросу, а потом ставить вопросы об ответственности тех или иных должностных лиц. Мы вели переговоры с Минэкономразвития: заместителю министра, который курирует эти вопросы, некогда, директору департамента некогда. Всем некогда даже выехать на уже готовое совещание! Что ж, сейчас будет просто разборка, почему и отчего такое отношение к конкретной проблеме, за которую они отвечают.

25.03.02.

Белимов Виктор

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 253370
Опублик.: 27.03.06
Число обращений: 434

  • Вахруков Сергей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``