В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Академик Велихов: Похвала свободомыслию Назад
Академик Велихов: Похвала свободомыслию
Евгений Велихов, академик РАН, президент РНЦ `Курчатовский институт`
Дата публикации 1 сентября 2004 г.

Первое сентября - День знаний. Сегодня спадает накал споров вокруг реформ нашего образования, а миллионы школьников и студентов заполняют классы и вузовские аудитории. Несмотря на разность позиций, в одном участники дискуссий едины: `челночное` мышление недавнего времени, которое не числило образование среди своих приоритетов, себя изжило. Знания вновь в почете. И это обнадеживает. Ведь нынешнему молодому поколению надо быть готовым к вызову времени - предстоящим кардинальным переменам в жизни общества.

Великий Альберт Эйнштейн однажды сказал: образование есть то, что остается, когда мы забываем все, чему нас учили. Кстати, на вопросы назойливых журналистов, сколько он может на память написать формул, отвечал - ни одной. Зачем запоминать лишнее, если можно посмотреть в справочник.

Прочитав эти слова, кто-то улыбнется, мол, гений мог себе позволить парадоксы. Но если по сути, то ученый высказал главное требование к образованию: оно должно учить думать. Думать свободно, не оглядываясь на авторитеты. Особенно это важно в науке, что, казалось бы, очевидно. Однако во все времена с самых высоких трибун звучали и звучат речи, что цель науки - удовлетворять потребности общества. Хотя сама жизнь постоянно доказывает: подобный рационализм - глубокое заблуждение.

Настоящая наука развивается не по указке свыше, не по воле бюрократа, сидящего у денежного крана. Революционные прорывы совершаются на свободной ниве. Главный стимул ученого на самом деле прост - это любопытство.

Кстати, основатель нашего института Игорь Васильевич Курчатов всячески поощрял свободный поиск. И нередко из странных на первый взгляд исследований потом вырастали целые направления промышленности.

Увы, к свободному творчеству в России всегда относились с подозрением. Конечно, были периоды оттепелей, но кратковременные, бюрократия быстро устанавливала жесткий контроль. Поэтому человек в нашем обществе не привык сам ставить перед собой задачу, определять приоритеты, действовать и доводить идеи до результата. Эту совокупность качеств я называю свободным предпринимательством, что намного шире, чем просто бизнес. Такой человек должен найти свое место в области инженерного творчества, наподобие, например, Эдисона, который не получал указаний, что создавать, шел на свой страх и риск. В нашей стране таким был академик Буткер: из него идеи били фонтаном, а Курчатов создавал особые условия для его работы. Вообще, всех крупных ученых можно называть свободными предпринимателями в науке.

Идея научить как можно больше российских ребят свободно делать свое дело стала импульсом, чтобы включить их в международное движение `Достижения молодых`. Сегодня им охвачены в 100 странах около семи миллионов школьников, а, например, в США этот курс прошел чуть ли не каждый президент, крупный политический и финансовый деятель. В его рядах побывали такие известные личности, как Коль, Миттеран, Вершбоу, Пикеринг.

Если я чем и горжусь, то именно привнесением на российскую почву этой системы обучения детей основам экономики и информатики. Из тех, кто прошел такую подготовку, сегодня многие молодые люди уже успешно ведут свое дело. Например, живущий в Казани Николай Никифоров, начав с небольшой компании по созданию программного продукта, сейчас превратил ее одну из крупнейших в республике. И подобных примеров можно приводить множество. Причем все эти ребята не просто хотят, а уже умеют жить и работать в России. И таких сегодня уже почти три миллиона.

Нынешние реформы нашего образования вызывают бурные споры. Не вдаваясь в доводы сторонников и противников - это тема для отдельного разговора, - хочу подчеркнуть то, что обнадеживает. В дискуссиях участвуют люди всех возрастов и профессий. Практически все общество объединила тревога за состояние образования и науки. Значит, они остались в глазах миллионов наших сограждан в числе важнейших приоритетов, несмотря на тяжелейший кризис, в котором оказались в результате экономических передряг.

Вся история человечества - это история знаний. Они сделали человека тем, что он есть сегодня. На протяжении тысячелетий люди учились генерировать знания, накапливать, создавать на их основе новые знания, передавать их потомкам. Сначала этот процесс шел медленно, потом ускорялся, а в XX веке развил, казалось бы, невиданные темпы. Но это только начало тех кардинальных изменений, которые ожидают человечество в ближайшем будущем.

Еще недавно уровень развития стран оценивали тоннами стали, добытой нефти, угля, числом автомобилей и телевизоров на душу населения и т.д. Сегодня в лидеры выходят иные критерии: доля в экспорте наукоемких технологий, число людей с высшим образованием, количество персональных компьютеров, мобильных телефонов, подключений к Интернету.

Человечество вступает в новый период своего развития, который уже называют обществом, основанном на знаниях. Или информационным обществом. Причем эти изменения происходят в сжатые сроки, на глазах одного поколения. В чем их суть?

На протяжении двух прошедших веков, и особенно ХХ, практически всю материальную и духовную жизнь человечества определял промышленный капитализм. Во главу угла он ставил крупносерийное машинное производство, механизацию труда в добывающих и перерабатывающих отраслях. Промышленная революция, начавшаяся с паровых машин, преобразовала мир, создав нынешнее индустриальное общество.

Но сейчас возникает принципиально новая ситуация, когда глобальный характер в жизни общества приобретает информация. Это можно сравнить с появлением электричества, которое преобразовало и экономику, и жизнь самого человека. Но значение информации гораздо глубже, ведь она охватывает практически все аспекты человеческой жизни. Знания, в отличие от традиционных товаров, можно использовать бесконечно. Причем пределы роста для информационной экономики вряд ли существуют.

Конечно, переход к экономике, основанной на знаниях, вовсе не означает, что традиционное машинное производство уйдет в небытие, но оно будет быстро и кардинально обновляться именно под воздействием информационных технологий. Более того, они кардинально изменят саму роль знаний в обществе. Бернард Шоу говорил: если у меня и у вас есть по яблоку, и мы ими обменяемся, то все равно каждый будет иметь только по одному яблоку, а вот если мы обменяемся идеями, то у каждого окажется уже по две идеи.

Благодаря Интернету, персональным компьютерам, образованию обмен знаниями будет глобальным, они становятся доступными огромному числу людей в любой точке Земли. Это принципиальный момент. К примеру, Эйнштейн даже не считался профессиональным ученым, когда разрабатывал свою знаменитую теорию. Он был простым служащим патентного бюро, который внимательно читал, что происходит в науке. То есть имел доступ к информации.

Так вот информационные сети позволяют любому человеку из самого отдаленного уголка планеты включиться в решение любой проблемы, попытаться разгадать любую тайну природы. Он может не просто получать знания, а на их основе генерировать новые. Стать творцом. И это не отдаленное будущее. Скажем, совсем скоро с крупнейшего в мире ускорителя, который сейчас сооружается в ЦЕРНе, начнут поступать гигантские объемы информации. Для их обработки не хватит даже тех супермощных компьютеров, что имеются сегодня в распоряжении ученых. Потребуется помощь всего мирового сообщества. И в принципе все желающие смогут участвовать в поиске, к примеру, неуловимого пока бозона Хиггса, который должен дать ответы на самые фундаментальные вопросы науки. Кто знает, может, новый Эйнштейн, сидящий сегодня в патентном бюро, обнаружит таинственную частицу.

Информационные сети приведут к колоссальной концентрации `мозгов` на самых разных направлениях исследований. Возникнет индустрия знаний, появится новый класс, занятый исключительно их производством. Главным капиталом нового общества будет интеллектуал, способный эффективно использовать возможности информационных технологий. Инвестиции в него, в его образование становятся приоритетом в ведущих странах мира. Так, Япония планирует, что к 2025 году все молодые люди будут иметь возможность получить первоклассное университетское образование. Америка всячески стремится заманить к себе лучшие умы мира. Чтобы остановить этот процесс, Европа создает режим максимального благоприятствования для молодых ученых из разных стран. Российские специалисты на этом международном интеллектуальном рынке пользуются высоким спросом. Значит, наше образование и наука отвечают мировым стандартам. Еще одно подтверждение этому - большое число различных международных грантов, получаемых россиянами, а также совместных с зарубежными коллегами научных проектов.

Планы правительства на предстоящие годы предусматривают, в частности, резкий рост числа научных исследователей в возрасте до 39 лет, увеличение экспорта высоких технологий и количества патентов, полученных россиянами за рубежом, масштабное подключение к Интернету. Все это дает надежду, что Россию будут уважать в мире не только за силу и нефтяную трубу, но и за знания, которые она создаст и поделится со всем человечеством.


http://www.rg.ru/2004/09/01/velihov.html

Док. 253364
Опублик.: 27.03.06
Число обращений: 1088

  • Велихов Евгений Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``