В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Поликанов. Конец эпохи Лорана Кабилы Назад
Дмитрий Поликанов. Конец эпохи Лорана Кабилы
Конец эпохи Лорана Кабилы

Конго: есть ли выход из тупика?

Демократическая Республика Конго (ДРК), известная многим россиянам как Конго-Киншаса и родина борца за независимость Африканского континента Патриса Лумумбы, пережила за свои 40 лет существования более десятка войн различной интенсивности. Сегодняшний кризис в ДРК, начавшийся в августе 1998 г., может иметь самые трагические последствия для всего региона. В этот вторник в ходе перестрелки был убит президент страны Лоран-Дезире Кабила.

Расположенная в самом сердце Африканского континента, обладающая огромными запасами различных минеральных ресурсов (меди, кобальта, золота, алмазов и др.), ДРК имеет стратегическое значение, что делало ее ценным призом внешнеполитических игр и времен "холодной войны", и ныне. Это породило в 60-е гг. "миротворческую" операцию в Конго, которая наравне с корейской войной 1950-1953 гг. стала одной из черных страниц в истории ООН. Когда в результате переворота к власти пришел новый диктатор Жозеф Мобуту, он сразу же получил военную и политическую поддержку со стороны США, сделавших Заир плацдармом для продвижения своих интересов в Африке.

Кабила, свергнувший Мобуту в мае 1997 г., продолжал опору на США, видевшие в нем гаранта территориальной целостности и, казалось, одного из "новой" плеяды лидеров. Самостоятельность руководителя ДРК вызывала недовольство его восточных соседей, что привело в августе 1998 года к новому конфликту.

Этот кризис в Конго многие называют "африканской первой мировой войной". В той или иной степени в конфликт оказались втянутыми более 10 государств. Действиями нейтральных стран, страдающих от последствий конфликта, руководит Замбия, благодаря усилиям которой в июле-августе 1999 г. было подписано Лусакское соглашение о прекращении огня.

Этот документ привел к возникновению тупиковой ситуации. Страна фактически разделена пополам, и правительство частично контролирует лишь запад и юг. Межконголезский диалог бойкотируется правительством, предлагающим альтернативные формы переговоров наподобие декабрьской встречи в Габоне и настаивающим на предварительном прекращении оккупации. Периодические стычки, в том числе бои между Угандой и Руандой за контроль над ресурсами ДРК, приводят к срыву договоренностей и задерживают развертывание миротворческих сил. ООН, деморализованная драматическими событиями в Сьерра-Леоне и скованная ограниченной финансовой поддержкой США, пока смогла разместить в ДРК лишь небольшой контингент военных наблюдателей. Развертывание 5 тыс. "голубых касок" откладывается, хотя мандат миссии был недавно продлен Советом Безопасности до июня 2001 г. Однако если миротворцы и появятся в Конго, то в их задачи не будет входить разоружение повстанцев, терроризирующих "восточную" коалицию. Согласно же Лусакскому соглашению это является залогом вывода войск "оккупантов" из ДРК.

Политика США строится на поддержке "новых" лидеров и помощи тутси как этническому меньшинству. В результате Уганде и Руанде списывают долги, оказывают экономическое содействие, продолжают поставки вооружений и подготовку военных кадров. Учитывая изоляционизм и прагматизм курса новой администрации, не считающей Африку внешнеполитическим приоритетом, можно предположить, что поддержка США коллективных действий под руководством ООН значительно уменьшится, что негативно скажется и на ситуации в ДРК.

В ходе конфликта почти полностью разрушена инфраструктура, появилось около 2 млн. перемещенных лиц. Большинство конголезцев устали от войны и не хотят распада ДРК, зная, что это приведет к ослаблению страны и к дальнейшей эксплуатации природных ресурсов внешними силами (будь то алмазы для Руанды и Уганды или медь для Зимбабве).

Необходимо активное вмешательство третьей силы в лице международного сообщества для обеспечения соблюдения мирного соглашения. Это и финансовая поддержка миротворческих сил, контингенты для которых готова предоставить сама Африка, и жесткая линия по отношению к обеим сторонам конфликта, и последовательное разоружение повстанческих движений, дабы гарантировать безопасность соседних стран.

Дмитрий Поликанов, доктор политических наук, ПИР-Центр политических исследований. "Век", No 3, 19-26 января 2001 года

http://www.africana.ru/

Док. 253331
Опублик.: 27.03.06
Число обращений: 463

  • Поликанов Дмитрий Валерьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``