В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ: Горбачев: первый и последний Назад
Максим АРТЕМЬЕВ: Горбачев: первый и последний
2 марта исполняется 75 лет лауреату Нобелевской премии мира, первому президенту СССР и последнему генсеку КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Волею судеб мальчишка из богом забытой ставропольской станицы стал одной из главных фигур XX века.

Но прежде ему пришлось пройти большой путь, который и вывел Горбачева в мировую историю. Родившись во времена коллективизации, перепахавшей судьбы российского крестьянства, он был очевидцем немецкой оккупации, послевоенной голодухи. Ему повезло, в семнадцать лет он стал лауреатом ордена Ленина за успехи на трудовой ниве. Вместе с Горбачевым на полях страны пахали за "палочки", как называли колхозники трудодни, десятки миллионов таких как он, ему же выпал счастливый билет, и он воспользовался им на все сто процентов.

В девятнадцать лет комсомолец-орденоносец Миша Горбачев поступает в МГУ на юридический факультет. Не говоря о том, что само поступление деревенского парнишки было чудом, выбор факультета был весьма любопытен. Ударник сельского хозяйства поступал учиться не на агронома и даже не на инженера. Видимо, в тот момент у него не было желания идти по хозяйственно-партийной линии. Типичные партработники и хозяйственники черпались в основном из итээровцев. Юристы же в Советском Союзе особо востребованы не были, лучшим вариантом для них была прокуратура. СССР - не Америка, в неправовом государстве юристы особо не нужны.

В 1955 году Горбачев, закончив юрфак, возвращается на Ставрополье. И почти сразу началась его комсомольская карьера. Видимо, на месте не могли не оценить бойкого молодого человека со столичным образованием. Достигнув поста первого секретаря крайкома комсомола, он не пошел на повышение в Москву, а остался в провинции. Здесь его ждал стремительный взлет уже по партийной линии. В тридцать девять лет Михаил Сергеевич становится первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. Это было крайне необычно в то время - время брежневской геронтократии, когда страной (и регионами) правили старцы, или, по крайней мере, люди в возрасте. Уже тогда Горбачев показал свою необычность, выбиваясь из общего ряда.

В 1978 году, после смерти секретаря ЦК по сельскому хозяйству Кулакова, Горбачева переводят на эту должность. В ЦК, среди людей старше его на двадцать-двадцать пять лет, он выглядел белой вороной. Сам перевод не был чем-то странным - Ставрополье всегда было одной из основных зерновых баз страны, и Горбачев считался знатоком аграрных вопросов. Да и Брежнев понимал, что с сельским хозяйством надо что-то делать, и делать лучше всего молодому. "Великая" страна испытывала острейший дефицит продовольствия. Миллионы тонн зерна закупались за океаном. В большинстве районов страны в свободной продаже не было ни мяса, ни молочных продуктов, ни пресловутой колбасы. В овощных магазинах лежали прелая морковь и грязная картошка.

Горбачев разработал "Продовольственную программу", но дела лучше не становились. Впрочем, вряд ли кто всерьез ждал каких-то изменений. А вскоре генсеки начали умирать один за одним, и о программе забыли.

Так уж случилось, что Горбачев стал как бы естественным преемником Черненко. Остальные возможные соперники не могли претендовать на пост генсека ввиду преклонного возраста. После трех смертей подряд (Брежнев-Андропов-Черненко) страна не могла себе позволить очередного "живого трупа". Горбачева избрали в генсеком в пятьдесят четыре года не за его реформаторские идеи, а в ввиду молодости, энергии и занимаемого положения в партийной иерархии.

Страна с энтузиазмом восприняла нового вождя. Складно говорящий без бумажки, энергичный, много ездящий по стране он породил большие надежды, особенно у женщин, чьих мужей обещал спасти от алкоголизма. Но уже первое начатое им серьезное дело - борьба с пьянством, серьезно дискредитировала его в глазах миллионов пьющих мужчин.

"Перестройка", "ускорение", "гласность" - все эти слова бросались в массы, но быстро порождали, вслед за восторгом, сильнейшую апатию. Простые люди ждали много колбасы, жилья ("каждой семье - отдельную квартиру к 2000 году"), джинсов, но получили реально лишь свободу слова, которая, как и первые политические свободы, помогала какое-то время мириться со все более ухудшающимся материальным положением.

Приведя в движение империю, Горбачев породил хаос. На окраинах вспыхнули межнациональные конфликты. В центре власть КПСС оспаривали "демократы" во главе с Ельциным. В конце концов, случилось то, что случилось. Никто в марте 1985 года, когда Горбачев был избран генсеком, не поверил бы, что через шесть с половиной лет КПСС запретят, а СССР распадется. Однако история развивалась стремительно. Сам Горбачев не хотел краха социализма, но все годы своего правления он был не столько ведущим, сколько ведомым стихийными и непонятными ему силами. Задумывая обновление "реального" социализма, он искренне надеялся на построение обновленного СССР с человеческим лицом. Ему не было дано понять, что империи не реформируются, а лишь распадаются. Справедливости ради надо сказать, что этого до сих пор не понимают миллионы и миллионы в нашей стране, приписывая Горбачеву развал великой державы.

У Горбачева был шанс править подобно Брежневу и Андропову, ничего не меняя по существу. В этом случае он вполне мог бы еще находиться у штурвала власти. Но чтобы в таком случае ждало страну? Продолжение брежневского маразма? Андроповских облав посреди рабочего дня?

Другой вопрос - можно ли было реформировать страну а ля Дэн Сяопин? Но история не знает сослагательного направления. События развивались так, как они развивались. Горбачев стал могильщиком империи и коммунизма неведомо для самого себя.

Вот уже почти пятнадцать лет он не у власти. В отличие от Ельцина, чей аналогичный юбилей мы справляли недавно, Горбачев живет скромно и без шика. Его родственники не пристроены на хлебные должности, а сам он чужд нынешней власти, хотя и не находится к ней в открытой оппозиции. За границей его уважают куда больше чем на родине, где его, мягко говоря, недолюбливают. Слишком велико было разочарование людей, не получивших от перестройки того, чего они хотели.

Выступления Горбачева не выдают в нем глубокого ума, или какой-то особенной философии. Он сам, похоже, до сих пор не осознал, что натворил. Что ж, в истории бывают случаи, когда она действует руками людей, не знающих, что выступают ее орудиями, но мнящими себя ее кузнецами.

Историческая роль, сыгранная Михаилом Горбачевым, оказалась сложнее и глубже его собственной личности. Но в любом случае мы ему признательны за возможность писать так, как мы пишем сегодня. Без Михаила Сергеевича это время могло бы наступить гораздо позднее...

02 марта, 2006
http://www.novopol.ru/

Док. 253194
Опублик.: 24.03.06
Число обращений: 515

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``