В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ: Весеннее обострение `кремленологии` Назад
Максим АРТЕМЬЕВ: Весеннее обострение `кремленологии`
У политических наблюдателей и аналитиков явно не выдерживают нервы. Хотя до президентских выборов в России еще почти два года, желание объявить участников забега и попытаться взвесить их шансы, равно как и выявить фаворита, сильно уже сегодня. Любой шаг исполнительной власти многие политологи и журналисты рассматривают через увеличительное стекло, видя почти в каждом решении президента подготовку к началу избирательной кампании и создание благоприятных условий для своего будущего выдвиженца.

Так произошло и в случае с созданием военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, указ о которой подписал Владимир Путин. Многие увидели в новом правительственном органе "третий центр" власти и влияния внутри самого правительства (два других - собственно аппарат премьера Фрадкова и департамент национальных проектов Дмитрия Медведева). Действительно, если раньше военно-промышленную комиссию возглавлял председатель правительства, то теперь - вице-премьер Иванов. Более того, что на правах министра в правительство вошел первый заместитель главы ВПК - генерал Владислав Путилин. Комиссия наделена широчайшими полномочиями, имея возможность фактически принимать решения в обход остального правительства.

Но стоит ли делать вывод о том, что Сергей Иванов станет преемником Владимира Путина? А именно так решили некоторые средства массовой информации, комментируя президентский указ.

Начнем с того, что нынешнее решение Путина явилось закономерным итогом назначения Сергея Иванова вице-премьером - куратором военно-промышленного комплекса. Одно дело быть просто вице-премьером без четко определенных полномочий, другое - иметь в руках документ, устанавливающий круг прав и обязанностей. Ранее подобный документ закрепил полномочия первого вице-премьера Медведева. Без таких формальностей в аппаратных интригах победить невозможно, да и вообще бюрократическая машина начнет сбоить.

Куда более важным представляется тот факт, что резко повысил свой ранг Владислав Путилин - ставший полномочным министром, а до того числившийся начальником одного из департаментов в МЭРТе у Германа Грефа. К фигуре этого генерала стоило бы присмотреться повнимательней, поскольку уже несколько лет подряд он получает важные и неожиданные назначения, хотя большинство его ровесников уже ушли с действительной воинской службы.

Но вернемся к Сергею Иванову. Сразу после назначения прошлой осенью его и Медведева вице-премьерами, наблюдатели решили, что кто-то из этих двоих должен стать преемником. За прошедшие несколько месяцев публичной активностью отличался Дмитрий Медведев. Телевидение исправно показывало его визиты за рубеж, поездки по регионам, проводимые им совещания. Тема национальных проектов не сходила со страниц печати и экранов телевидения. Проводились и проводятся многочисленные официальные мероприятия, посвященные ходу их реализации. Даже за границей решили, что именно Медведев - это тот человек, который пользуется наибольшим доверием Путина, а его "раскрутка" - свидетельство желания Кремля сделать из него публичную, узнаваемую фигуру с положительным имиджем. Да и сам уникальный статус первого вице-премьера, казалось бы, доказывает это.

Напротив, за те же несколько месяцев у Сергея Иванова случилось несколько имиджевых промахов. Во-первых, прискорбная история с рядовым Сычевым, на которую министр обороны отреагировал и с опозданием, и, поначалу, неадекватно ("ничего серьезного, а то бы мне обязательно сообщили"). У общественности возникли закономерные подозрения, что военное министерство не желает всерьез бороться с дедовщиной, и не способно всерьез заниматься модернизацией армии. Все последующие действия министра обороны хотя и были восприняты сравнительно позитивно, но казались явно запоздалыми. Была даже развернута кампания по сбору подписей за отставку Иванова с поста министра обороны, девять тысяч которых передали в администрацию президента.

Во-вторых, за Ивановым тянулся шлейф прошлогоднего скандала, когда его сын сбил на своем автомобиле женщину, и был оправдан. Затем случилось много дискуссий вокруг вопроса о сокращении числа военных кафедр в вузах, что грозило призывом на воинскую службу большинства студентов. А недавнее неудачное высказывание Иванова о шаманах также втянуло его в очередной, пусть и незначительный скандал. Понятно, что в таких условиях Кремль был всячески заинтересован в укреплении позиций министра обороны, исходя даже не из соображений проблемы-2008, а авторитета вооруженных сил.

Первым важным шагом стал подписанный президентом указ о переходе с 2008 года на однолетний срок воинской службы по призыву. Таким образом общественности дали понять, что высшее руководство всерьез думает о реформе и модернизации вооруженных сил. Нынешнее перераспределение ролей в правительстве также призвано повысить авторитет и значение Сергея Иванова. И дело, подчеркнем, не в том, что ставка сделана на него, а в том, что никто не заинтересован за два года до выборов явно выпячивать одного из возможных кандидатов. Если будет дан недвусмысленный сигнал сегодня, что именно Иванов (Петров, Сидоров) - искомый преемник, то на нем сосредоточиться критика, причем не столько внешней оппозиции, сколько "внутренней", входящей в одну из соперничающих кремлевских "башен". Можно представить, сколько подножек подставят ему "доброжелатели" из правительственных коридоров. Пристрастные СМИ также начнут пристально вести учет всех его ошибок, оговорок и иных промахов.

Естественно, никто внутри власти в этом не заинтересован. Судя по всему, имя возможного кандидата в президенты от кремлевской партии объявят в последний момент. Это будет вполне в духе как чекистских традиций, так и вообще в духе традиций византийских, присущих такому закрытому обществу как российская элита. Ведь ее главными чертами, затрудняющими анализ, являются непубличность, стремление держать в секрете от посторонних механизм принятия решений. Поэтому не стоит всерьез доверять "откровениям" записных "кремленологов", их рассуждения - по большей части высосаны из пальца. Вспомним, что никто из них не смог предугадать появления Владимира Путина, успехов "Единой России" и т. д. А кто из "аналитиков" предсказал появление Михаила Фрадкова на посту премьера?

Решение Владимира Путина, а никто не сомневается, что последнее слово в этом вопросе будет принадлежать ему, хотя, безусловно, без консультаций с соратниками не обойдется, будет принято с учетом тех факторов, о которых посторонняя, пусть и заинтересованная публика, знать не может. И это решение вполне может оказаться совершенно неожиданным. Нельзя исключать варианта, что назначения Медведева и Иванова - всего лишь отвлекающий маневр, для того, чтобы расчистить путь кому-то третьему. Да и за остающиеся два года может произойти много всякого, способного резко изменить ситуацию в стране.

22 марта, 2006

http://www.novopol.ru/

Док. 253183
Опублик.: 24.03.06
Число обращений: 652

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``