В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко предлагает привлекать к уголовной ответственности за неисполнение судебных решений не только представителей юридических лиц, но и граждан в частном порядке. Назад
Глава Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко предлагает привлекать к уголовной ответственности за неисполнение судебных решений не только представителей юридических лиц, но и граждан в частном порядке.
Приставы станут детективами

Глава Федеральной службы судебных приставов Николай Винниченко предлагает привлекать к уголовной ответственности за неисполнение судебных решений не только представителей юридических лиц, но и граждан в частном порядке. Об этом он заявил на пресс-конференции в среду. Кроме того, директор ФССП сообщил, что его ведомство настаивает на расширении своих полномочий. По мнению Винниченко, сотрудники службы должны обладать правом прослушивать телефоны и проводить обыски.

К тому же, по словам руководителя ФССП, необходимо ввести уголовную ответственность за злостное неисполнение постановлений налоговых органов. Что касается создания в России института частных приставов, то к этой идее Министерства юстиции г-н Винниченко отнесся более чем сдержанно. Приветствовать появление конкурентов его ведомство явно не намерено.

"Приставатизация" приставов

Идея передать в нашей стране исполнение судебных решений в частные руки рассматривалась еще в 1997 году, когда принимались законы "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и началось формирование службы приставов. Однако в итоге государство не захотело расстаться с монополией на исполнение актов правосудия.

За прошедшие без малого 10 лет службу приставов в составе Минюста много и справедливо критиковали. Как заявил Николай Винниченко, россияне направили в Европейский суд по правам человека уже 193 жалобы на действия властей по исполнению решений судебных органов страны. Правда, по его словам, лишь по пяти делам в результате проверок была обнаружена прямая вина судебных приставов. "86% этих жалоб касается затягивания взысканий с бюджетных организаций, - пояснил он. - Судебные приставы не занимаются исполнением судебных решений в пользу жалобщиков по взысканию средств из казны. По закону этим занимается только Министерство финансов". Тем не менее, глава ФССП признал, что сегодня в России исполняется всего лишь 54% судебных решений.

Возможно, именно поэтому идея "приватизации службы" снова стала актуальной. Первым с таким предложением выступил председатель ВАС Антон Иванов в октябре прошлого года. Аргументировал он это тем, что "способы ухода от платежей по судебным решениям всегда будут более изощренными, чем действия госслужащих по их взысканию", а потому надо противопоставить нарушителям закона частную инициативу.

А в конце января этого года на совещании в Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве статс-секретарь - заместитель министра юстиции Евгений Забарчук сообщил, что Минюст готовит проект Исполнительного кодекса, который предусматривает, в том числе, введение института частных приставов. По его словам, уже создана рабочая группа, и в конце года документ будет представлен на обсуждение в правительство. Наконец, в минувшую пятницу на заседании коллегии Минюста с участием президента министр юстиции Юрий Чайка уже сам предложил привлечь к процессу исполнительного производства негосударственные организации. "Подобная практика существует во многих странах, и сейчас нами обстоятельно изучается, - заявил Юрий Чайка. - В настоящее время совместно с Минэкономразвития России мы приступаем к разработке Концепции формирования такой системы".

Сами же государственные приставы не приветствуют появление потенциальных конкурентов. "Для стран Европы институт частных судебных приставов характерен, - сказал на пресс-конференции Николай Винниченко. - Во Франции, к примеру, частные приставы действуют еще с XVIII века. В этом году эксперимент по введению такого института проводится в Казахстане. Может ли эта система применяться в России, на данный момент остается вопросом". По его словам, ФССП изучит этот опыт, и на его основе будет приниматься решение о введении института частных приставов в России.

Кстати, в самом предложении приобщить частников к исполнению решений судов, нет, в сущности, ничего революционного. В чем-то частные приставы - "родственниким нотариусов: и те, и другие выполняют функции государственного органа, не являясь чиновниками. И во многих странах Европы (см. нашу справку) исполнительное производство поручается частным лицам, например, получающим гослицензию детективам или адвокатам, работающим за вознаграждение от своего клиента.

США в этой области исповедуют более консервативный подход - там функции принудительного производства осуществляют шерифы и их заместители, а на федеральном уровне - знаменитая маршальская служба. Юридические агентства и адвокаты также косвенно принимают участие в этом процессе, занимаясь розыском имущества или вручением повесток в суд. Кстати, в России кредитор, не доверяющий расторопности приставов, также может нанять детектива, который проведет расследование по розыску имущества должника.

Новый правоохранительный орган

Пока создание института частных приставов - не более чем идея, обсуждаемая правительственными чиновниками. А тем временем, Минюст намерен укрепить подотчетную ему ФССП, наделив приставов дополнительными полномочиями и реформировав Службу по образу подразделений американских маршалов.

Как заявил в среду журналистам Николай Винниченко, в настоящее время в Минюсте разрабатываются поправки к закону "Об оперативно-розыскной деятельности", которая наделит ФССП правом осуществлять ОРД. Сегодня по действующему законодательству, розыском должников и их имущества занимаются сотрудники правоохранительных органов по запросам судебных приставов. Однако нередко сотрудники ФССП так и не могут добиться помощи оперативников при взыскании долгов.

Поэтому приставы уже давно просят наделить их полномочиями детективов, и если поправки будут, наконец, приняты, то сотрудники службы смогут сами, не прибегая к помощи правоохранительных органов, прослушивать телефоны, читать почту, проводить обыск и даже внедрять своих агентов в организации. "Приставы обязаны, к примеру, забирать у родителей отобранного судом ребенка, - объяснил Стране.Ru замглавы ФССП Владимир Головин. - Однако такой ребенок нередко удерживается или даже похищается одним из родителей, и тогда исполнительное производство откладывается на время его розыска. Но ведь приставы могли бы и сами заняться поисками таких детей, будь у них полномочия по прослушиванию телефонов или проведению обыска".

В будущем же судебные приставы намерены полностью войти в систему правоохранительных органов. "Опасная работа судебных приставов, по сути, является правоохранительной деятельностью, - заявил журналистам Николай Винниченко. - К тому же на сегодняшний день средний базовый оклад судебных приставов составляет примерно 1600 рублей. Со всеми надбавками среднестатистический специалист службы получает 5-7 тыс. рублей. Согласитесь, что работники государственной службы должны получать более высокую зарплату. А включение нашего ведомства в систему правоохранительных органов позволит повысить денежное довольствие сотрудников примерно в 3 раза, а также поднять уровень их социальной и пенсионной защищенности".

Кроме того, ФССП предлагает расширить перечень лиц, которые могут понести уголовную ответственность за неисполнение судебных решений. На сегодняшний день по ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение можно привлечь только руководителей различных предприятий или учреждений, а в отношении рядовых граждан применяются только административные штрафы. По словам Николая Винниченко, законопроект, устраняющий этот недостаток Уголовного кодекса, уже подготовлен и находится на согласовании в Минюсте.

Судебные приставы также готовят проект по введению уголовной ответственности за злостное неисполнение решений налоговых органов. "В настоящее время ст. 315 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность только за злостное неисполнение судебных решений, - объяснил глава ФССП. - Однако из 23 млн исполнительных производств, поступивших в минувшем году на исполнение судебным приставам, половина - это судебные решения, а остальное - в основном, постановления налоговых органов, а также таможенных, органов внутренних дел и т.д. "

При этом, по данным Федеральной налоговой службы, более половины регистрируемых в России организаций создаются для уклонения от уплаты налогов. "В настоящее время регистрируется свыше 2 тысяч юридических лиц в день, более 50% организаций создаются для участия в схемах уклонения от уплаты налогов", - сказал глава ФНС, выступая в среду в рамках "правительственного часа" в Госдуме. Как считает Николай Винниченко, введение уголовной ответственности должно повысить эффективность взыскания налоговых и таможенных платежей. При этом он добавил, что только в первом полугодии этого года ведомство планирует взыскать в бюджет налогов на сумму 40,5 млрд рублей.

ФССП также предлагает приобщить приставов к участию в процедуре банкротств предприятий. Как заявил Николай Винниченко, в случае введения процедуры банкротства судебные приставы не вправе требовать взыскания средств должникам, поскольку предприятия переходят под контроль конкурсных управляющих, подконтрольных Федеральной регистрационной службе. "Как правило, это очень удобный способ уйти от обязательных выплат, - сказал он. - Как только подходит время взыскания крупных сумм, и руководители предприятий понимают, что взыскание может произойти реально, они уходят в сторону банкротства, тем самым, ограничивая доступ к имуществу предприятия со стороны приставов для исполнения решений суда?"

Претендуют приставы и на увеличение своей штатной численности. По словам главы ФССП, на сегодняшний день в службе работают 45 тыс. сотрудников, и "сейчас нагрузки на судебного пристава в четыре раза превышают нормативы, установленные министерством труда - в некоторых регионах одному приставу приходится осуществлять до 2-х тысяч исполнительных производств за год".

На 20% может увеличиться исполнение решений, по словам главы ФССП, и с помощью "внедрения новых информационных технологий". В этом году единая информационная система будет создаваться в 12 регионах России, а к концу 2007 года ее предполагается распространить на всю страну. Эта система будет включать список должников, реализуемого имущества и содержать информацию о розыске имущества, а также все данные о находящихся у приставов исполнительных производствах.

Повышению эффективности взыскания долгов, по словам главы ФССП, послужит и борьба с коррупцией внутри самого ведомства. "К сожалению, факты коррупционных проявлений среди работников службы имеют место, и мы примем все меры для их искоренения, - рассказал Николай Винниченко. - За прошлый год было вынесено 25 обвинительных приговоров в отношении сотрудников службы". Однако, по его словам, примерно треть всех должностных преступлений со стороны приставов выявляется самого ведомства - работниками службы собственной безопасности.

Во Франции исполнительное производство реализуется прокурорами, командирами и офицерами полицейских сил, но, прежде всего - судебными исполнителями. Пристав имеет право договариваться со сторонами и давать им рекомендации по исполнению судебных решений. Он также обязан застраховать свою деятельность. Для того чтобы стать "принудительным исполнителем", необходимо иметь диплом о юридическом образовании, пройти двухгодичную стажировку в конторе судебного исполнителя, успешно выдержать государственный квалификационный экзамен. Число должностей принудительных исполнителей ограничено и регулируется Министерством юстиции Франции. Частные приставы не получают заработной платы от государства, а взимают плату с клиентов по установленным государством тарифам.

В Великобритании уже несколько лет используется смешанный принцип. Судебные приставы - "бейлифы" - состоят на государственной службе, но если они не справляются со своими обязанностями, то на помощь им привлекают "частников".

В Греции к основным органам исполнительного производства относится не только исполнитель, но и нотариус, в функции которого входит исполнение судебных актов о взыскании денежных средств. Такой нотариус называется клерком публичного аукциона, и только он вправе проводить публичный аукцион.

Частные приставы весьма неплохо зарекомендовали себя и в странах восточной Европы. Например, в Чехии деятельность частных судебных приставов была разрешена в 2001 году, а незадолго до этого - в соседней Словакии. Деятельность эта лицензируется палатой частных судебных исполнителей. И сами граждане выбирают, кому передать дело - частным или государственным приставам.

В США функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, на федеральном уровне - действующая в составе Минюста знаменитая служба маршалов, созданная в 1789 году (старейшее федеральное правоохранительное агентство страны). Маршалы США производят аресты, обыски и изъятия согласно ордерам, выданным судом, обеспечивают охрану участников процесса, содержание под стражей и перевозку арестованных и осужденных до помещения их в исправительные учреждения, осуществляют розыск и арест, контролируют аукционную продажу конфискованного имущества. При этом процедура исполнения судебных актов осуществляется в соответствии с законодательством отдельных штатов. Значительная роль в исполнении решения принадлежит адвокату взыскателя, который должен заниматься практической работой по сбору необходимой информации об имуществе должника. Кроме

того, допускается сбор долгов без использования судебной процедуры. В США действия сборщиков долгов регулируются законом о честных методах сбора долгов от 1978 г. Такие сборщики получают от 30 до 50% комиссионных.

22.03.06.

Наталья Корчмарек


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 253063
Опублик.: 23.03.06
Число обращений: 1408

  • Винниченко Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``