В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Михеев: `Союзниками не разбрасываются` Назад
Сергей Михеев: `Союзниками не разбрасываются`
Итоги президентских выборов в Белоруссии, на которых убедительную победу одержал действующий глава государства Александр Лукашенко, обозреватель Страны.Ru Евгений Евдокимов попросил прокомментировать заместителя генерального директора Центра политических технологий, руководителя департамента стран СНГ Сергея Михеева.

- Накануне выборов в Белоруссии ВЦИОМ, по результатам опросов в этой стране, давал Лукашенко до 70 процентов голосов избирателей. Сегодня мы знаем, что Лукашенко получил почти 83 процента. Как вы думаете, чем объясняется прибавка почти 15 процентов голосов?

- Любой человек, занимающийся социологией, понимает, что никаких стопроцентно тщательных исследований не бывает. Ожидания людей, которые дают ответы на вопросы интервьюеров, это одно, а реальные результаты - другое. Кроме того, после того, как эти опросы были проведены, избирательная кампания еще продолжалась. Как известно, на любых выборах последняя неделя - самая ударная для агитации, и за это время электорат мог дополнительно мобилизоваться.

- Насколько выгодна России столь уверенная победа Александра Лукашенко?

- Победа Лукашенко была бы уверенной в любом случае. Предположим, у него было бы 70 процентов, как прогнозировал ВЦИОМ. Разве это не уверенная победа? Более уверенная, даже, чем у Владимира Путина, а в легитимности президента России никто ведь не сомневается.

Никто никаких иллюзий заранее не испытывал. То, что Лукашенко по разным причинам действительно популярен в Белоруссии, - это факт. Независимо от того, нравится это или нет, хороший он или плохой, это мы оставляем за скобками. Что тут спорить, ясно, что он победил. Даже по данным лидера белорусских оппозиционеров Александра Милинкевича, все равно победил Лукашенко. Милинкевич называет число порядка 50 процентов у действующего президента и около 25 у себя. То есть, даже по данным оппозиции, Лукашенко обошел их, как минимум, в два раза.

Что касается отношений Москвы и Минска, то Россия находится в таком положении, когда она просто не имеет права разбрасываться союзниками, независимо от того, хорошие они или плохие, нравятся нам их усы или лысина или нет. Белоруссия остается, так или иначе, единственным надежным союзником России в Центральной и Восточной Европе, больше нет никого. Поэтому свои симпатии и антипатии нужно строить исходя из этого принципа.

- Как вы думаете, сможет ли белорусская оппозиция в ближайшее время оправиться от такого крупного поражения? Все-таки штабисты Милинкевича, по их словам, рассчитывали на 30 процентов голосов, а получили всего шесть.

- Белорусская оппозиция понесла поражение уже давно. Еще на парламентских выборах и раньше. Когда пришел Лукашенко к власти - тогда оппозиция в Белоруссии и проиграла. Сейчас все это лишь повторение пройденного: "Поражение-2", "Поражение возвращается" и так далее. Заявления о том, что Милинкевич может получить 30 процентов, были, мягко говоря, чересчур оптимистичными. Даже сейчас единый кандидат от оппозиции, опротестовывая результаты выборов, не смеет права сказать, что он получил больше 25 процентов голосов. Дела у них неважные, и пока Лукашенко будет у власти, у оппозиции в Белоруссии будут проблемы. Тем более, что белорусская оппозиция давно допустила серьезную ошибку - она жестко ориентируется на Запад, в то время как об альтернативе Лукашенко надо было договариваться в том числе и с Москвой. До самого последнего времени белорусская оппозиция это направление вообще игнорировала. То есть мы точно знаем, что если завтра они придут к власти, они развернутся к нам задом, а к Западу передом. Зачем тогда они нам нужны?

- Как вы считаете, возможно ли официальное непризнание ведущими странами Запада результатов выборов, и чем оно грозит Белоруссии?

- Думаю, что с официальным непризнанием страны Запада немножко подождут. Во всяком случае, единой позиции Европы и Америки по этому вопросу не будет. Кто-то может не признать, кто-то промолчит и будет смотреть за развитием ситуации. Но даже если весь Запад хором не признает итоги выборов, для Лукашенко это не станет новой ситуацией. Он уже приспособился жить в условиях достаточно серьезного внешнего давления, и в этом его преимущество. У режима Лукашенко есть масса минусов, но есть и свои плюсы. Он построил белорусскую модель так, что она и экономически, и политически может существовать в таких условиях. Сейчас эти условия радикально пока никак не изменились, поэтому Белоруссия переживет и это. Лишенная сырья страна в условиях очевидной (пусть и частичной) изоляции справляется со своими экономическими проблемами. В то время как другие страны, имеющие огромные богатства, со своими проблемами не справляются.

- Способны ли санкции в отношении Лукашенко и его окружения, о которых говорится в недавнем докладе Белого дома для Конгресса США, ускорить процесс создания Союза России и Белоруссии?

- Теоретически способны. Если давление Запада на Белоруссию перейдет какие-то разумные рамки и станет зашкаливать, если начнется открытая война, пусть и "холодная", то Лукашенко рано или поздно придется задуматься о форсировании этого процесса. Все-таки вечно сидеть в президентском кресле он не сможет, и какую-то альтернативу, новую форму устройства государственной власти придумывать придется. Я думаю, рано или поздно для Лукашенко вопрос о Союзном государстве станет более актуальным. Да, пока он более-менее неплохо себя чувствует, но, тем не менее, время идет, и вечно без изменений ничего продолжаться не может. Если Лукашенко будет нужна преемственность, то без поддержки России обеспечить ее будет очень сложно.


20.03.06.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006

Док. 252748
Опублик.: 21.03.06
Число обращений: 559

  • Михеев Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``