В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кинорежиссер Юлий Гусман: `Нас превращают в отщепенцев` Назад
Кинорежиссер Юлий Гусман: `Нас превращают в отщепенцев`
Завтра в Театре Российской армии состоится торжественная церемония вручения старейшей в России кинематографической премии "Ника". Четыре года назад у нее появился конкурент в виде "Золотого орла", и с тех пор "Ника" постепенно превращается в опальную премию. Сначала церемонии перестали транслировать Первый канал и "Россия", а в этом году бессменный художественный руководитель "Ники" Юлий ГУСМАН получил отказ и от НТВ в связи с "обновлением программной политики телеканала". Накануне вручения "Ники" "Новые Известия" поговорили с Юлием ГУСМАНОМ.

- До появления "Золотого орла" "Нику" охотно транслировали главные телеканалы. Почему они вдруг передумали?

- Они заявили, что поскольку стали учредителями премии "Золотой орел", то уже не могут показывать "Нику". Почему не могут? Абсурд какой-то. Тогда, после нескольких пресс-конференций, шума в печати и обращения к президенту, нас перекинули на НТВ. Тогда же я побывал у замечательного господина из президентской администрации. Он сказал, что ему докладывали, будто "Ника" - кучка маргинальных лиц кавказской национальности, существующих на подачки Березовского, но теперь он убедился, что это не так и не видит препятствий для трансляции нашей церемонии. Теперь, видимо, его или его преемника кто-то снова убедил в том, что мы неправильной расы и не на те деньги проводим "Нику". На самом деле причина одна - кому-то очень не хочется, чтобы "Ника" продолжала существовать. Кому-то она ест глаза. Кто-то хочет быть единственным и неповторимым... Слава богу, в последний момент нас согласился транслировать канал СТС, но если та же бочка с навозом выльется и на него, я не знаю, что будет...

- Будете устраивать "Нику" в загородном сарае, а вас будет разгонять спецназ...

- Если бы такое произошло во времена Сталина, это бы назвали провокацией против советской власти. 645 членов Академии "Ника" во главе с Эльдаром Рязановым превращают в отщепенцев, которых на государственные каналы и пускать-то неприлично.

- Только что прошел "Оскар", и все расписывали, в каком секретном режиме проводится подсчет голосов. Два счетчика, запертые в неизвестном месте на двое суток, потом два посыльных, разными маршрутами на разных машинах доставляющие запечатанные конверты на торжественную церемонию... А на "Нике"?

- Что касается секретности, то как бывший агент всех разведок скажу вам честно: в соблюдении секретности, кого бы это ни касалось - ЦРУ, ФСБ, "Моссада" или "Оскара", есть значительный элемент игры, равно как и в соблюдении всех процедур. Мы тоже играем в эту игру, хотя до такого, как на "Оскаре", у нас не доходит. Но ведь ему почти 80 лет, а "Нике" нет еще и двадцати.

- Кто знает результаты "Ники" до начала представления?

- Счетная комиссия, распорядитель премии Игорь Шабдурасулов и я. Но лучше бы не знал никто. Потому что знание если не умножает скорбь, то умножает заботы.

- Известно, что между вами и Михалковым были трения. Когда они начались?

- В 1993 году в связи с "Никой", когда в номинации "Лучшая главная мужская роль" "Нику" получил Бурдули за "Солнце неспящих", а не Гостюхин за "Ургу". А мой дорогой друг Никита Сергеевич был уверен, что победил Гостюхин, и решил, что мы в последний момент дали приз "своему" человеку. Хотя я этого Бурдули в глаза никогда не видел.

- Почему же Михалков был уверен в победе Гостюхина?

- Потому что произошла утечка информации, точнее, дезинформации. Двое наших сотрудников, обожавшие Никиту, шепнули ему, что победит Гостюхин. Это недоразумение нам дорого обошлось...

- А вообще, часто ли до вас доходит недовольство результатами "Ники"?

- Журналисты, естественно, недовольны, когда приз получает не их фаворит, но с остальными это бывает довольно редко, а если бывает, то это лишь дополнительный аргумент за то, что все по-честному. Помню, как некоторые негодовали, когда "Нику" получил Балабанов за фильм "Про уродов и людей".

- Слишком мизантропический фильм?

- Наверно. Но, как вы понимаете, Балабанова в то время никто не мог проталкивать - он действительно набрал больше всех голосов. И еще один раз мы получили официальный протест от композиторов, когда номинировали Сергея Шнурова за лучшую музыку к фильму. Они считали его хулиганом, а не музыкантом. Но кем бы он ни был, мы не можем повлиять на голосование Академии.

- Михалкова ругают за то, что он заставляет премию "Золотой орел" работать на фильмы своей компании, а вас - в том, что вы играете слишком большую роль в церемонии "Ники".

- Я маячу на сцене лишь до тех пор, пока не начинается трансляция, и делаю это с единственной целью - разогреть зал. Я это умею, потому и делаю. Сначала мне казалось, что это моя придумка. Как бы не так! Я был на Олимпиаде в Атланте. Все пришли к шести, как было указано в билетах. Вдруг появляются юноша и девушка и говорят: сейчас мы с вами будем в течение часа репетировать открытие Олимпиады, достаньте, пожалуйста, из-под сиденья сумочку. Засовываю туда руку - портфельчик с фонариком и флажками. Битый час нас тренировали, но никто об этом и слова не написал. А у нас всю кухню описывают, во все котлы нос суют...

- Это общественный контроль. Чтобы все было чисто.

- Когда меня спрашивают, как победить коррупцию, я отвечаю, что нужно лишь начать с себя. Когда я приехал в Москву на должность директора Центрального Дома кино из Баку, где всегда была капиталистическая экономика и где все были при деле, кроме отдельных интеллигентных семей, я понимал, что перед человеком на таком посту открываются два пути - или он ворует, имея свою долю в ресторане и кафе, подпольно сдает в аренду площади, берет нал из бильярдной и принимает на работу мертвые души, или работает на свой авторитет и считает, что ЦДК - это храм, где не должно быть жуликоватых торговцев. Для меня выбора не было. Меня мама с папой так воспитали. И мы с Виктором Мережко поклялись, что будем относиться к ЦДК как к храму. Вначале нам не верили, потом многие поверили. Когда меня уволили, новое руководство провело аудит, но ничего не нашло - иначе, смею вас уверить, они бы упекли меня на всю жизнь.

[%5384%]- Вас по-прежнему можно видеть в передаче КВН в качестве судьи или почетного гостя. Вы и сами когда-то были капитаном бакинской команды. А сейчас вы бы вышли на схватку капитанов?

- Не вопрос. И имею нахальство думать, что сыграл бы лучше, чем в молодые годы. Вон Масляков так вырос на моих глазах, что сейчас импровизирует лучше, чем сами игроки, вместе взятые.

- А вот есть на ТВ такая передача, которая называется "К барьеру!". Почему бы вам не бросить вызов Михалкову? Вы оба за словом в карман не лезете. Капитан "Ники" против капитана "Орла".

- Я готов отстаивать свою точку зрения перед любой аудиторией и любым соперником. На любую неправду надо отвечать так же ярко, чтобы правда не казалась скучнее. Но я не хочу участвовать в дискуссии, где придется доказывать, что ты не верблюд. Я знаю, что будет говорить Михалков, если согласится выйти к барьеру. Что он не имеет ни малейшего отношения к тому, что "Нику" вытеснили с трех каналов, что это свободная конкуренция, в которой мы проиграли. Что он за мирное сосуществование "Ники" и "Орла", и вообще, пусть расцветают сто цветов. Что академия "Орла" голосует не по его велению, а по велению совести, и что если на "Орле" побеждают картины студии "ТРИТЭ", то потому, что они сильнее соперников. И что я смогу на это сказать? Ничего. Не бить же себя в грудь и не говорить, что я лучше, а наша премия главнее...
СПРАВКА

Юлий ГУСМАН - кинорежиссер, основатель кинопремии "Ника". Родился 8 августа 1943 г. в Баку в семье военного врача. В 1966 году закончил Азербайджанский медицинский институт по специальности врач-психиатр, в 1970-м - аспирантуру. С 1965 по 1968 год работал инструктором, а затем заведующим сектором ЦК ВЛКСМ Азербайджана. С 1965 по 1972 год - капитан Бакинской команды КВН, неоднократного чемпиона клуба и обладателя Кубка "Чемпион чемпионов КВН". В 1973 году окончил Высшие режиссерские курсы при Госкино. С 1973 по 1988 год снял несколько художественных фильмов: "В один прекрасный день", "Дачный домик для одной семьи", "Льдина в теплом море", "Что такое Ералаш?" и "Не бойся, я с тобой". С 1976 по 1984 год работал художественным руководителем Бакинского театра музыкальной комедии. В 1988 году переехал в Москву, где до 2002 года работал директором Центрального Дома кинематографистов. Заслуженный деятель искусств России, народный артист Азербайджана.

16 марта 2006 г.
ВИКТОР МАТИЗЕН, "Новые Известия"

Док. 252110
Опублик.: 16.03.06
Число обращений: 538

  • Гусман Юлий Соломонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``